Протокол коррекционного занятия пример. Как правильно писать протокол диагностического обследования психофизических отклонений в развитии дошкольника

Протокол коррекционного занятия пример. Как правильно писать протокол диагностического обследования психофизических отклонений в развитии дошкольника

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Список литературы

1. Описание одного из случаев консультирования из обзора литературы (из опыта работы Абрамовой Г.С. «Психологическое консультирование. Теория и опыт»- М., 2000)

Пример консультирования

Описание используемой техники и приемов

1. На консультацию пришел мужчина средних приятной наружности и на мой вопрос, что вас привело ко мне, он ответил так: «Проверьте меня, я нормален?». Признаться, меня очень удивила такая просьба.

В ходе беседы, используя ненавязчивые и мягкие формулировки, я выяснила, что привело его ко мне «чужое мнение», то есть социальные установки окружающих клиента людей, которые говорили ему, что он постоянно делает что- то не так. Для оказания помощи Абрамова Г.С. использовала известную психотехнику (драма-дилема) для формирования у клиента адекватной самооценки, уверенности в себе, нивелирование отрицательного воздействия окружающих.

2. Мне пришлось слушать рассказ 30-ти летней женщины, которая говорила о том, что ее муж не выносит ее безделья, когда она читает книгу, сморит телевизор или разговаривает по телефону. «Он считает, что все это время потрачено даром, что в семье надо время отдавать домашним делам, заботе о близких….».

Ситуация достаточно распространенная во многих семьях. Основные приемы работы: это беседа с супругами в отдельности, беседа в паре, различные групповые и индивидуальные тренинги, моделирующие ситуации семейной жизни, в которых участвуют оба супруга.

3. Распространенная проблема «Родители и дети»: «почему он отдалился от меня? Он не любит меня, наверное» - так сказала мне на приеме мать сына 11 лет.

В качестве психологической помощи данной семье я использовала прием холдинг-терапии, который направлен на сближение матери и ребенка, нивелирование эмоциональной отчужденности детей от родителей, говорит Абрамова Г.С.

2. Протокол моделированной консультации по схеме

В психологическом консультировании принимала участие 1 супружеская пара:

Схема проведения консультирования

Этапы консультативного процесса

Ход беседы

Трудности возможные ошибки

Пути решения трудностей, варианты решений

Рефлексия

Установление раппорта

«Здравствуйте, располагайтесь поудобнее, я вас внимательно слушаю». При этих словах психолог внимательно и дружелюбно смотрит в глаза клиенту, открыто улыбается, если встреча повторная.

Доброжелательность, психологический настрой на клиента

Возможные трудности связаны с тем, что психолог не можем сразу настроиться на клиента.

Для положительного настроя можно использовать приемы непринужденного диалога, чтобы расположить клиента к себе и настроиться на него.

Субъективное изложение жалобы

Клиент: «У меня проблемы с мужем, мы не понимаем друг друга, мне кажется, что я ему не интересна, мы часто ссоримся»

Активное слушание,

Внимательное отношение к клиенту, заинтересованность его проблемой

Анализ проблемы

Психолог-консультант: «Что заставило вас усомниться в отношениях с мужем?» Давайте попробуем выяснить это вместе».

Психодиагностические методики (Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест на уровень конфликтности Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест Томаса Проективная методика: «Дом - дерево - человек». сопровождаемые беседой консультанта с клиентом

Трудности возникают в точности определения проблемы клиента, для этого используется ряд методик.

Альтернативным вариантом проведения методик, может быть ряд предварительных встреч с клиентом, для более детального знакомства с его проблемами.

Определение проблемы

Согласно проведенным тестам, у клиентки средняя степень взаимопонимания и значительная неудовлетворённость браком. Последующая методика подтверждает эти данные и дает дополнительную информацию об испытуемом.

Испытуемая испытывает трудности при контакте с другими людьми, при этом нуждается в любви, теплоте. Отсюда озлобленность, безнадежность, тревога. Налицо конфликтная ситуация

Проблема определяется по результатам тестов.

Трудности могут быть связаны с неточностью выполненных тестовых методик одним из испытуемых. Методики могут оказаться не валидными.

В качестве альтернативы можно предложить ряд предварительных встреч.

Проработка проблемы

Проведение беседы с одним из супругов. Установление контакта, сбор информации не только о конфликте, но и об обоих его участниках, их интересах, позиций, взаимоотношений. В ходе беседы выясняется: круг проблем, подлежащих обсуждению, решению в ходе консультации; определение желаемого результата; достижение договоренности о порядке работы с конфликтной ситуацией, в том числе переживая ее снова.

Беседа со вторым супругом. Возможны проблемы в установлении контакта, пассивность или большая напористость. Задачи те же и плюс: побудить вторую половину быть более активным или сдержанным в выражении своих эмоций, чувств; снять барьер в отношении посредника, так как первым на консультации был не этот супруг, то может быть недоверие, подозрительность, обвинение в предвзятости.

При проведении совместной консультации посредник вступает в контакт с обоими супругами, очерчивая круг выявленных проблем, обсуждает правила поведения супругов и процедуру работы над проблемами. Когда достигается согласие, то переходят к основной части переговоров. В ходе основной части посредник выводит порционально проблемы, обсуждая их он: реагирует на любые позитивные шаги, действия супругов; уделяет равное внимание обоим супругам; привлекает супругов к моментам единства и согласия.

Психолог выступает в роли «посредника»

Трудности в решении данной проблемы заключается в том, чтобы помочь супругам правильно выбрать стиль выхода из конфликтной ситуации.

Данной паре были предложены два стиля поведения стиль уклонения - применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправы и стиль приспособления - характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать, когда вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. В случае использования приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны

Как альтернативный вариант данной паре был предложен Стиль сотрудничества - реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта,

отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата., решения проблемы и

Стиль компромисса - проявляется в том, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках.

Завершение

Заключительный этап достигнут только тогда, когда достигнуто соглашение по ряду вопросов, супруги пришли к единому мнению.

Трудности проявляются в том, что проблема может быть не до конца решена.

Психолог-консультант может назначить контрольную встречу, например через 1-2 мес.

3. Протокол самостоятельно проведенной консультации

Цель консультирования - установить отношение тестируемых к профессиональным стрессовым ситуациям. Для этого мы провели интервью в форме беседы, вопросы для которой были разработаны с учетом специфики нашей проблемы. Количество клиентов - 3 человека. Интервью было проведено с каждым в отдельности на каждый прием консультирования отводилось 15-20 мин.

Протокол 1. Код испытуемого: Р.Н.В., 27 лет Дата проведения: 06.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Примечание

Во время беседы интервьюируемый неохотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить анализировал свою семейную ситуацию, возмущался поведением несправедливым отношением к себе начальства

3. Вы нервный человек?

Расслабленная поза

Респондент спокоен и расслаблен

Лицо задумчивое, нервное движение рук

Расслабленная поза

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

Лицо задумчивое, нервное движение рук

Расслабленная поза

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что тревожность является доминирующим эмоциональным переживанием стрессовых ситуаций у данного испытуемого.

Протокол 2. Код испытуемого: Д.О.Н., 22 г. Дата проведения: 07.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Поведение (вербальное, невербальное)

Примечание

1. Часто ли вы испытываете стресс на работе?

Респондент спокоен и расслаблен

Во время беседы интервьюируемый охотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить долго думал и взвешивал сой ответ.

2. Вас часто беспокоит бессонница?

Расслабленная поза

3. Вы нервный человек?

Респондент спокоен и расслаблен

4 Часто ли вы конфликтуете с начальством?

Респондент спокоен и расслаблен

5 У вас возникает чувство, что вас незаслуженно обидели?

Расслабленная поза

6. Вы часто получаете выговор?

Респондент спокоен и расслаблен

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

8 Вы считаете, что ваша работа опасна?

Расслабленная поза

9 Вы конфликтный человек, не так ли?

Респондент спокоен и расслаблен

10. Вы легко справляетесь с неудачами?

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что интервьюируемый адекватно реагирует на стрессовые ситуации на рабочем месте.

Протокол 3. Код испытуемого: Ф.А.Ю, 40 л. Дата проведения: 07.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Поведение (вербальное, невербальное)

Примечание

1. Часто ли вы испытываете стресс на работе?

Респондент спокоен и расслаблен

Во время беседы интервьюируемый охотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить анализировал свою семейную ситуацию.

2. Вас часто беспокоит бессонница?

Респондент спокоен и расслаблен

3. Вы нервный человек?

Респондент спокоен и расслаблен

4 Часто ли вы конфликтуете с начальством?

Респондент спокоен и расслаблен

5 У вас возникает чувство, что вас незаслуженно обидели?

Респондент спокоен и расслаблен

6. Вы часто получаете выговор?

Расслабленная поза

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

8 Вы считаете, что ваша работа опасна?

Респондент спокоен и расслаблен

9 Вы конфликтный человек, не так ли?

Расслабленная поза

10. Вы легко справляетесь с неудачами?

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что данный испытуемый тяжело переносит стрессовые ситуации на работе.

Общие выводы:

Анализ результатов по проведенному интервьюированию позволил сделать выводы:

Р.Н. В. - тревожность является доминирующим эмоциональным переживанием стрессовых ситуаций у данного испытуемого.

Д.О.Н. - что интервьюируемый адекватно реагирует на стрессовые ситуации на рабочем месте.

Ф.А.Ю. - можно сделать предположительный вывод, что данный испытуемый тяжело переносит стрессовые ситуации на работе.

Я считаю, что проведенное мною интервью в целом удалось, так как мне удалось получить интересующие меня ответы по данной проблеме. Но все же для более профессионального интервьюирования мне необходимо больше опыта и практики.

Далее для оказания психологической помощи клиентам я провела коррекционный этап беседы, который проходил в виде группового тренинга, так как проблемы трех клиентов одинаковы - несформированность защитных механизмов стрессоустойчивости на рабочем месте.

Коррекционная работа строилась по трем направлениям:

1. снижение напряженности, связанной с излишней тревогой, беспокойством.

2. выработка конструктивных способов поведения в профессиональных ситуациях;

3. преодоление психотравмы, травматических последствий;

В соответствии с вышеуказанными направлениями были построены наши занятия, каждое из которых состояло из трех частей соответствующего содержания:

Саморегуляции психического состояния;

Развивающе-обучающая направленность;

Анализ события, лежащего в основе психотравмы.

Программа рассчитана на семь часов, с учетом 30 минут в неделю на одну группу.

Данное содержание нашло свое отражение в определенных упражнениях - релаксации, аутотренинги, обсуждение анонимной истории, игровые и учебные приемы. Участие в подобных процедурах позволило членам группы одновременно выступать и в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Личностно-ориентированное психологическое консультирование при ПТС может осуществляться в двух основных формах - индивидуальной и групповой, каждая из которых обладает собственным потенциалом.

Когда человек чувствует себя принятым и понятым, тогда наступает улучшение, когда искренне вслушиваемся и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ. Исцеляют именно эти моменты принятия и понимания, и неважно наступают они в группе или наедине с психологом.

Важный аспект психологической помощи - способствование полноте переживаний человека. Только в том случае, если то или иное переживание оказывается прочувствованным во всей своей глубине и во всем объеме, оно может стать живым, свободным и преобразующимся.

Личностно-ориентированный подход в консультировании направлен не столько на познание объективных обстоятельств ("вещей", "сил", "условий" и т.п.) и даже не столько мыслей и действий людей, сколько на познание глубоких переживаний, эмоций и чувств. Данный подход позволяет воспринимать другого человека как личность, способную к выбору своего собственного направления в жизни.

Встреча в группе строится таким образом, что нуждавшийся в помощи подводится консультантом к принятию на себя ответственности за решение своих жизненных проблем. Этому способствует теплая эмоциональная атмосфера общения, заинтересованное эмпатическое слушание, установление близких межличностных отношений.

Эффективность использования консультирования состоит:

1. в выработке модификаций поведенческого стереотипа;

2. в принятии человеком на себя ответственности за выработку адекватного поведения в стрессовой ситуации, изменение отношения к событию, лежащему в основе психической травмы;

3. в воздействии на личность человека, делая ее менее уязвимой по отношению к ПТС.

Программа коррекционных занятий, проведенная нами с данной группой клиентов отражена в таблице

консультирование стрессовый психологический

Тематический план занятий по формированию стрессоустойчивости

№ занятия

Цель упражнения

упражнение

Кол-во часов

Занятие первое.

Установление контакта

беседа-знакомство

проработка травмирующего события, получение информации о себе в восприятии других, эмоциональная поддержка.

Обсуждение

истории №1

Снижение напряженности, владение своими эмоциями, регуляция мышечного тонуса

аутотренинг

Занятие второе.

Дать представление о том, какое влияние оказывает психотравма на психику человека.

Предоставление информации о психотравме

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №2

овладение навыками управления своим телом и психикой, снижение напряженности

Антистрессовая релаксация

Достижение равновесия в физическом и эмоциональном плане; осознание своего индивидуального стиля приложения силы

игра «толкни меня»

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №3

Снижение нервного и психического перенапряжения, управление своим настроением, упражнение умения сосредоточиться

концентрации

Занятие четвертое.

Самоанализ своего психического состояния

«продолжить» фразы

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №4

овладение своими эмоциями снижение напряженности

дыхательныеупражнения

развитие эмпатии, интереса к другим людям, повышение значимости других

беседа «люди вокруг меня»

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №5

овладение навыками управления своим телом и психикой, эмоциями; снижение напряженности

нахождение положительного и нейтрального в негативных ситуациях

позитивная и нейтральная переоценка

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №6

Снижение напряженности, связанной с излишней тревогой, беспокойством

аутотренинг

управление своим настроением, упражнение умения сосредоточиться

концентрационное упражнение

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №7

Описание используемых методик и упражнений:

Обсуждение истории одного из членов группы.

Психолог предлагает обсудить анонимную историю, которую пережил какой-то из членов группы, в ходе беседы все высказывают свои точки зрения на проблему этого человека, оценивают ее сложность, после чего совместно находят пути выхода из нее.

Сам факт помощи другому также имеет важное психологическое значение, приводящее к росту самоуважения, веры в собственные силы и формированию более позитивного отношения к себе и к жизни.

Так, например, клиент Д.О.Н. принимал активное участие в обсуждении всех историй и сопереживал другим членам группы, что облегчило процесс самоисследования и самораскрытия в направлении к подлинному Я. Помогая другим, он сам нашел выход из той тупиковой ситуации, в которой оказался. Он пытался понять и адекватно выразить одновременно и свои собственные переживания, и переживания своих партнеров по межличностному общению.

Методика кинофильма.

Цель: переоценка впечатлений о травмирующем событии.

Поначалу человек должен представить пожар как кино со своим участием. Пережить еще раз все детали. Затем представить себя зрителем этого же фильма, оценить все со стороны. И, наконец, войти в образ киномеханика, которому это кино надоело, поскольку прокручивает он его сто раз на дню. Пора бы поставить ленту на полку. Таким образом, человек переживает несколько этапов. Первый - ужас, на втором приходит успокоение, а на третьем возникает желание избавиться от надоевшей картины. Да, это было. Но надо жить дальше.

Так, Ф.А.Ю., принимавший участие в индивидуальном консультировании, вместе с психологом оказались в «кинотеатре» и стали смотреть фильм про пожар. Представить себя зрителем ему удалось только с третьего занятия, т.к. клиент находился под сильным впечатлением от произошедшего события и не мог переключиться на роль зрителя, постоянно представляя себя участником.

Позитивная и нейтральная переоценка.

К заданию следует относиться с юмором и легкостью. Составить список из пяти отрицательных качеств, присущих человеку, или из пяти негативных явлений. Затем попробовать найти в этом положительные стороны. Неплохо довести дело до абсурда: убийца - добровольный помощник правительства развивающейся страны, который занимается регуляцией народонаселения; пожар - событие, способствующее перестройке чего-либо не на словах, а на деле и т.д.

В эту игру можно играть и серьезно. Изложите на бумаге суть пяти ситуаций, которые могут иметь место в вашей жизни или имели, которых вы опасаетесь и последствия которых способны оказаться для вас просто неприятными или драматическими.

Так, Р.Н.В. оказался человеком с хорошим чувством юмора и придумала ряд юмористических ситуаций, настроив тем самым группу на позитивное восприятие негативных ситуаций, которое перешло даже в некое соревнование: кто больше?; изложение ситуации, которые опасались члены группы, не сопровождалось драматизмом и угнетенностью, а скорее нейтральной или позитивной оценкой.

Групповая беседа «Люди вокруг меня».

В ходе беседы предлагается придумать и сказать добрые и сочувствующие слова своему соседу.

Было замечено, что практически все слова сказанные своему соседу, предназначались как бы себе. Например, Ф.А.Ю., лицо которого сильно пострадало в спасательной операции по извлечению из пожара людей, сказал своему соседу: «Может быть, сейчас ты не в форме, но все проходит со временем, ты снова станешь красивым, здоровым и почти не будешь вспоминать о произошедшем».

Антистрессовая релаксация.

1) Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении; одежда не должна стеснять движений.

2) Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и медленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.

3) Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, ни о чем не думайте.

4) Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничего не тревожит».

5) Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».

6) Считайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются.

7) Наступает «пробуждение». Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».

Так, Р.Н.В. после трех упражнений релаксации сказал: «Раньше я сильно волновался и переживал по многим событиям и не знал, как остановить это волнение, как успокоиться, сейчас мне сделать это проще, т.к. при волнении я вспоминаю состояние расслабленности, полученное мной здесь, я начинаю спокойно и глубоко дышать, и волнение проходит само собой».

Концентрационные упражнения.

1. Сядьте на табуретку или обычный стул - только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

2. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы - никакой визуальной информации).

3. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

4. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

а) концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Б) концентрация на слове.

Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй - на выдохе.

В заключении организованного нами психологического консультирования по проблемам формирования стрессоустойчивости к профессиональным стрессовым ситуациям мы добились того, что у клиентов развилось чувство рефлексии, нейтрального для психики восприятия стрессов на работе. Следовательно, проведенное нами консультирование можно считать успешным.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. - М.: Владос, 2000. - 356с.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт - М, 2000 - 240 с.

3. Боуэн М.В. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 43-52.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М.: Наука, 1984. - 427с.

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Наука, 1976. - 254с.

6. Групповая психотерапия / Под редакцией Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - 468с.

7. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. №3. С.47-54.

8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Логос, 1982. - 245с.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2001. - 557с.

10. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 211с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интернет-консультации психолога. Позиция психолога. Основные интерпретации психологов в процессе консультации. Подходы консультирования. Виды психологического консультирования. Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты.

    доклад , добавлен 12.10.2008

    Встреча клиента в психологической консультации. Снятие психологического напряжения у клиента. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Интервью как метод психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования. Распределение обязанностей между работниками психологической консультации. Анализ направлений и методик в психокоррекционной и психотерапевтической практике.

    реферат , добавлен 05.12.2012

    Определение консультативного контакта. Основные организационные формы оказания психологической помощи. Психологическое консультирование и его виды. Консультативный контакт-это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Формы психологического консультирования, которое осуществляется дистанционно. Основные виды дистанционного консультирования, его цели и практическая значимость. Правила телефонного консультирования. Активное выслушивание - основной метод работы.

    презентация , добавлен 21.03.2016

    Психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Основные теории и классические методы. Теории личности, практика и структура процесса консультирования. Психологическое консультирование при алкоголизме, при переживании утраты.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Теории личности и практика психологического консультирования; принципы современной психотерапевтической помощи в чрезвычайных ситуациях. Сущность понятия "психологическое консультирование". Цели и организационные формы реализации консультативных услуг.

Карта психодиагностики детей дошкольного возраста.1

Ф.и. ребенка________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель__ ______________________________________________________________________________________

Группа

Изучаемая сфера

Примечание

Понимание слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка (их признаки, действия и т.п.) Педагог предлагает ребенку рассмотреть серии картинок и просит: «Покажи куклу, мяч и т.д.» Обобщающие понятия могут быть выявлены при выполнении действий по инструкции: «Поставь игрушки на стол» и т.д.

формируется наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в результате воображаемых действий с предметами. Ребенок накопил все больше представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине. А с развитием речи начала формироваться знаковая (символическая) функция сознания. Также сформирована планирующая функция речи. Возникла и сформировалась описательная - речь-монолог.

Исследование восприятия

Материал:

Процедура:

Инструкция:

Показ основных цветов.

Материал:

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Ориентировка на собственном теле.

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

.

Материал:

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Восприятие величины.

Материал:

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

III

Оценка слухового восприятия

Материал: любая звучащая игрушка.

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) . Определил правильно и показал направление звука

Материал:

Процедура:

Инструкция

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) . Определил правильно и показал направление звука, и какая игрушка звучала

Исследование памяти.

Материал: 10 предметных картинок.

Процедура:

Инструкция:

Оценка:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) .Семантическая устойчивость, точность запоминания сформированы на достаточном уровне. Прочность запоминания предъявленных предметов говорит о достаточно сформированной кратковременной памяти

Материал: Методика повторения фраз

Процедура:

Инструкция:

Оценка:

Общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств памяти, продуктивности и устойчивости оценивается по шкале, например, очень высокий уровень -  8,71; У ребенка сформирована слуховая память на высоком уровне, что говорит о сформированности языковой, речевой деятельности

Мнестические процессы

(объем памяти, динамика запоминания)

Заучивание 10 слов, 6 слов, Запоминание рассказа

Объем и динамика памяти не снижены, в норме. Точность запоминания сформирована на высоком уровне.

Процедура:

Инструкция:

Оценка: отмечается максимальное

количество запомненных поз.

VII

Исследование внимания

Методика « Найди и вычеркни»

8

VIII

Исследование мышления

Пирамида.

Цель :

Почтовый ящик.

Цель : исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Ход выполнения задания :

(умственные категории – анализ, синтез, сравнение).

Разрезные картинки

Цель :

Собирание башни

Материал:

Процедура:

Инструкция: «Собери, как я».

Исследование состояния общей моторики.

Материал: мяч, обруч.

Процедура 1:

Инструкция 1:

Процедура 2:

Инструкция 2:

Процедура 3:

Инструкция 3:

Процедура 4:

Инструкция 4:

Процедура 5:

Инструкция 5:

У ребенка сформирован полный объём выполнения пяти заданий, нормальный темп, достаточная координация, быстрая переключаемость движений - 5 баллов высокий уровень.

Однако процедуры № 2,3 говорят о том, что графомоторные навыки сформированы на ровне выше среднего.

Диагностика "Изучение понимания эмоциональных

состояний людей"

Анализ. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии. По результатам диагностического обследования уровня психического развития ребенка выявлено, что дефицитарных функций в развитии ребенка не наблюдаются. Нет глубоко отставания в формировании всех сфер и процессов.

Познавательная деятельность сохранна. Способность обобщению и отвлечению находится в норме. Обладают способностью принимать помощь взрослого, и переносить принцип решения аналогичных задач, самостоятельно замечать свои ошибки. Для изучения памяти, сконструировали комплекс, включающий нейропсихологические пробы А.Р.Лурия. Уровень соответствует высокому.

Процессы внимания (концентрация, переключаемость) сформированны на достаточном уровне.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества в мыслительной деятельности (умственные категории – анализ, синтез, сравнение). Мелкая моторика соответствует возрастным особенностям развития, без отклонений. Но необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие графомоторных навыков. А также на освоение собственного тела и телесные движения.

Волевое начало проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели. Стараться сделать качественно, переделывать, если не получилось.

Рекомендации. Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности по разделам, соответствующим ГОСО РК ДВО. На занятиях и во второй половине дня, в игровой деятельности проводить чаще, систематически проводить дидактические обучающие игры, обязательно используя наглядный красочный материал, иллюстрации. Нейропсихологические методы коррекции: арттерапию, дыхательную гимнастику, конструктивно-коммуникативные игры, пуантилизм (пальцевая живопись), пластилиновую живопись, пальчиковую гимнастику. Чаще проводить фонематические речевые игры, необходимые для формирования устойчивого закрепления звукового состава слова, и в дальнейшем неискаженного воспроизведения.

Педагог- психологу-провести консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями (лекции, практические занятия с отработкой методов и приемов работы) по темам:

    арттерапию,

    дыхательную гимнастику,

    конструктивно-коммуникативные игры,

    пуантилизм (пальцевая живопись),

    пластилиновую живопись,

    пальчиковую гимнастику.

    Нейропсихологическая программа диагностики и коррекции. Н.Семенович

Карта психодиагностики детей дошкольного возраста.2

Ф.и. ребенка_________Болат қызы Әсем _________________________________________________________________________________ ____________

Дата рождения______________________________________дата проведения_________________________________________________________________

Воспитатель__ Абильгазина Меруерт Муратовна _______________________________________________________________________________________

Группа _____________ старшая «Раушан»_______________________________________________________________________________________________

Изучаемая сфера

Содержание, процедура, материал, инструкция методики

Примечание

Обследование импрессивной стороны речи

Понимание слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка (их признаки, действия и т.п.) Педагог предлагает ребенку рассмотреть серии картинок и просит: «Покажи куклу, мяч и т.д.» Обобщающие понятия могут быть выявлены при выполнении действий по инструкции: «Поставь игрушки на стол» «Найди среди игрушек игрушки круглой формы (красного цвета)» и т.д.

Понимать обращенную к нему речь совершенствуется примерно до 1,5 лет.

формируется наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в результате воображаемых действий с предметами. Ребенок накопил все больше представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине.

Образования двухсловных предложений, не увеличилось количество слов в предложении до трех и больше,еще не может применять правила образования разных форм глагола, а также множественного числа существительных и притяжательных форм. На следующей стадии овладения языком не сформированно образование отрицательных и повелительных предложений, не может задавать вопросы. Начинает формироваться, но не в полном объеме планирующая функция речи. Возникает описательная - речь-монолог, требующая кропотливой работы.

Исследование восприятия

Соотнесение картинок по цвету.

Материал: цветные квадраты 10х10 см и цветные фигуры (синий, красный, жёлтый, чёрный цвета).

Процедура: Перед ребёнком раскладываются цветные квадраты и даются цветные фигуры. Даётся ниже приведённая инструкция.

Инструкция: «Положи фигурку на квадрат такого же цвета».

(4 баллов - задание выполнено правильно только с организующей помощью педагога – психолога)

Показ основных цветов.

Материал: цветные фигуры (синий, красный, жёлтый, чёрный, белый цвета).

Процедура: перед ребёнком раскладывают пять цветных фигур. Даётся ниже приведённая инструкция.

Инструкция: «Покажи синюю (красную, жёлтую, чёрную, белую) фигурку».

Ребенок справился с заданием на достаточно среднем уровне (допущены две ошибки - 3 балла)

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Ориентировка на собственном теле.

Ориентировка на собственном теле.

Процедура: педагог называет части тела и просит ребёнка их показать.

Инструкция: «Покажи, где у тебя голова, глазки, животик, ушки, ноги».

Ребенок справился с заданием на достаточно среднем уровне

(5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Различение основных геометрических форм .

Материал: два комплекта геометрических фигур.

Процедура: перед ребёнком раскладывают геометрические фигуры в такой последовательности: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Затем просит ребёнка разложить второй комплект геометрических фигур в такой же последовательности.

Инструкция: «Положи картинки так же, как я ».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Восприятие величины.

Материал: три карточки, на которых изображены одни и те же предметы разного размера: большой, средний и маленький.

Процедура: логопед даёт ребёнку карточку и просит обвести самый большой (маленький) предмет.

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы грибы разного размера. Обведи самый маленький гриб (самый большой дом, самую маленькую ёлочку)».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Задание выполнено самостоятельно, но медленно, с длительным поиском нужного варианта ответа - 4 балла

III

Оценка слухового восприятия

Определение направления звучания игрушки.

Материал: любая звучащая игрушка.

Процедура: ребенок сидит с закрытыми глазами. Логопед подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой спереди, сзади, сверху, справа, слева от головы ребёнка и просит показать рукой, откуда был сигнал.

Инструкция: «Закрой глазки. Я буду звенеть колокольчиком (или ударять в бубен) рядом с тобой. Слушай внимательно и покажи рукой, откуда ты услышал звучание игрушки».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) . Определи правильно и показал направление звука

Оценка способности к дифференциации звучащих игрушек.

Материал: звучащие игрушки: бубен, дудочка, погремушка, гармошка, колокольчик; ширма.

Процедура: Ребёнку демонстрируют звучание пяти игрушек. Затем логопед за ширмой подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой и просит ребёнка сказать: какая именно игрушка звучала.

Инструкция : « Покажи, какая игрушка звучала».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) . Определи правильно и показал направление звука, и какая игрушка звучала

Исследование памяти.

Исследование состояния зрительной памяти.

Материал: 10 предметных картинок.

Процедура: ребёнку предъявляется ряд из десяти картинок в течение 45 секунд. Затем показывают 15 картинок, из которых нужно выбрать те, которые были предъявлены в первый раз.

Инструкция: «Давай поиграем. Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом я дам тебе много картинок, а ты постарайся узнать и показать только те, которые я показывала в первый раз».

Оценка: отмечается количество запомненных картинок.

Ребенок справился с заданием на достаточном среднем уровне (Средний уровень - 4,1 - 6,4; 4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя).

Семантическая устойчивость, точность запоминания сформированы на достаточном среднем уровне. Прочность запоминания предъявленных предметов говорит о среднем уровне сформированной кратковременной памяти

Исследование состояния слуховой памяти.

Материал: Методика повторения фраз

Процедура: Предлагаются фразы для запоминания:

    слогов - Дети должны лечь спать. Дети пошли гулять.

    слогов - Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.

    слогов - Лошадь бежит на дороге. В лесу весной поют птицы.

    слогов - Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.

Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты повтори его».

Оценка: отмечается максимальное количество слогов в запоминаемой ребёнком фразе.

Общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств памяти, продуктивности и устойчивости оценивается по шкале, например, очень высокий уровень -  8,71; У ребенка сформирована слуховая память на среднем уровне - 4,1 - 6,4; т.к. это непосредственно связано с несовершенством их языковой и речевой возможности.

Исследование двигательной памяти

Запоминание десяти статистических поз.

Процедура: педагог демонстрирует ребёнку десять поз: «чебурашка», «балерина», «солдатик», «звезда», «ракета», «мишка», «белка», «заяц», «буратино», «комочек».

Инструкция: « Давай поиграем. Посмотри, кого я тебе покажу: это Чебурашка (балерина, солдатик и т.д.). А теперь ты покажи мне всех кого ты запомнил».

Оценка: отмечается максимальное

количество запомненных поз.

Зрительно-моторная, двигательная память сформирована на достаточно высоком уровне. Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) .

VII

Исследование внимания

Методика « Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорятся слова «стоп» и «начинай».

8 -9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

Ребенок с заданием искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной справился на достаточном уровне. Экспериментатор сам отмечал на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка, находится в Зоне высокопродуктивного внимания – от 0,75-1,00. Зона очень высокопродуктивного внимания в интервале от 1.00-1,25

VIII

Исследование мышления

Пирамида.

Разбор и складывание пирамиды, ранжируя кольца по величине

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972с.).

Цель : исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).

Оборудование: пирамида из 7 колец с прямым не конусообразным стержнем

Ход выполнения задания: ребенку предлагается собрать пирамиду.

Инструкция: «Найди самое большое колечко и одень его, молодец, теперь опять возьми самое большое и одень его и т.д.»

Пользуется зрительным соотнесением. Задание выполнено на высоком уровне

Уже накоплен опыт больше, чем в других возрастных группах представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине. А с развитием речи начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, что говорит о высоком уровне сформированности наглядно-действенного мышления.

Почтовый ящик.

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.31-32)

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972г.).

Цель : исследование возможности осуществления операций сравнения н установления тождества объектов на материальном уровне.

Оборудование: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Ход выполнения задания : ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху, и коробка.

Инструкция: «Посмотри как я положил фигурку в ящик (педагог при этом берет одну из фигур, бросает ее в ящик и предлагает ребенку сделать так же), теперь давай ты сам все фигурки спрячь в ящик.»

Неадекватным для них будет складывание пирамиды с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 3-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества (умственные категории – анализ, синтез, сравнение).

Задание выполнено на высоком уровне зрительным соотнесением в соответствии с психофизическими возрастными особенностями.

Разрезные картинки

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.33-34)

Цель : исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Оборудование: квадраты, разрезанные на две, три, четыре и пять частей

Большинство детей старше 4-х лет действует соотнесением взором. Дети трех лет складывают квадраты из трех частей, четырех лет из четырех, пятилетние дети из пяти частей.

Задание выполнено на высоком уровне зрительным соотнесением в соответствии с психофизическими возрастными особенностями. Способом зрительного соотнесения.

Исследование конструктивного праксиса и ручной умелости

Собирание башни

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.32-33)

Методика позволяет оценить зрительно-пространственную координацию ребенка, сформированность конструктивного праксиса.

Материал: материалом служат 10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см..

Процедура: педагог собирает из кубиков башню и просит ребёнка собрать такую же.

Инструкция: «Собери, как я».

Нормой выполнения задания считается собирание башни из 10 предметов к двум с половиной годам.

Задание выполнено самостоятельно, без подсказки педагога, на 5 баллов – ребенок самостоятельно собрал башню из 10 кубиков;

Исследование состояния общей моторики.

Исследование состояния общей моторики.

Материал: мяч, обруч.

Процедура 1: ребёнок стоит прямо, руки разведены в стороны, глаза закрыты в течение 10 секунд.

Инструкция 1: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой, как я».

Процедура 2: ребёнок находится в том же положении, его просят прикоснуться любой рукой к кончику носа.

Инструкция 2: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой и дотронься рукой до кончика носа. Вот так».

Процедура 3: ребёнок стоит прямо с вытянутыми вперёд руками, его просят нарисовать руками в воздухе небольшие круги.

Инструкция 3: «Встань прямо, руки вытяни вперёд и нарисуй ими кружочки в воздухе. Вот так».

Процедура 4: логопед и ребёнок встают друг напротив друга и кидают мячик.

Инструкция 4: « Давай поиграем в мячик. Лови! А теперь кидай мячик мне».

Процедура 5: Логопед кладёт на пол обруч и просит ребёнка несколько раз в него прыгнуть.

Инструкция 5: «Давай поиграем. Представь себе, что ты птичка, а этот круг - твой домик. По моей команде ты будешь залетать и вылетать из домика».

Ребенком выполнен средний (неполный) объём выполнения пяти заданий, неполный объём выполнения заданий, замедленный темп и переключаемость с одного движения на другое, координация не нарушена - 3 балла;

Процедуры № 2,3, 4 говорят о том, что графомоторные навыки сформированы на уровне среднего.

Анализ. Процесс развития целенаправленного запоминания сформирован на среднем уровне, в соответствии возрастным особенностям развития. Начало формировааться на начальном этапе внутренняя речь, а значит и процесс причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

При проведении теста было выявлено, что ребенок одинок, чувствует себя одиноким в окружении сверстников и взрослых. Не открыт в общении, необщителен, конфликтен. Неудовлетворен своим положением в группе. Стремиться доминировать, что присуще конфликтным детям. Существуют проблемы в эмоционально-волевой сфере, общении, неумении найти эмоционально-положительный источник. Преобладание неоптимистичного настроения.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества в мыслительной деятельности (умственные категории – анализ, синтез, сравнение). Мелкая моторика соответствует среднему у ровню возрастных особенностей развития, без отклонений. Необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие графомоторных навыков, зрительно-моторной координации. А также на освоение собственного тела и телесные движения.

Волевое начало по немному стало проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать определенной цели. Стараться сделать качественно, переделывать, если не получилось.

Рекомендации. Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности по разделам «Словообразование», «Грамматически правильная речь», «Звукопроизношение (фонематическое восприятие)».

На занятиях и во второй половине дня, в игровой деятельности проводить чаще, систематически проводить дидактические игры, типа

« Кто как кричит», «узнай по описанию», « На что похоже», « Найди и нарисуй » и т.д. А также ставить следующие задачи:

Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах.

Различать и называть существенные детали предметов, группировать их по функциональному признаку.

Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

Активизировать и обобщать словарь, например по теме «Головные уборы»: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха.

Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых изготавливаются предметы.

Создать образы головных уборов, сделанных из материалов: дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод фокальных объектов.

На прогулках, экскурсиях, в утренний отрезок времени проводить психотехнические упражнения из нейропсихологической программы Сиротюк, Н. Семенович, использовать развивающие игры из практической жизни Марии Монтессори.

Психологу - провести консультации воспитателям и родителям

Венера Азнабаева
Образец заполнения протокола обследования ребёнка психологом

Протокол обследования

Дата обследования : 4.03.2013 – 8.03.2013

Фамилия, имя ребёнка : И. В.

Возраст на момент обследования : 6 лет 10 месяцев

Название методики (6-7 лет) Выполнение

1. Исследование восприятия

«Самое непохожее»

Задание выполняет частично, ориентируется только на форму, цвет и размер не учитывает (норма : выделение трёх признаков)

2. Исследование восприятия (выявление уровня развития слухового восприятия, способность воспроизвести услышанное)

«Восприятие слов» Может воспроизвести услышанное

3. Исследование восприятия (выявление практической ориентировки на величину)

«Разборка и складывание пирамидки»

Самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учётом размеров колец методом зрительного соотнесения; имеется хорошая согласованность действий обеих рук, заинтересована в конечном результате

4. Исследование восприятия (целостное восприятие предметной картинки) «Разрезные картинки (5-6 частей) » Самостоятельно и очень быстро складывает разрезную картинку из 5-ти и 6-ти частей

5. Исследование восприятия (целостное восприятие, анализ образца )

«Конструирование из палочек» Правильно понимает и выполняет задание

6. Исследование особенностей зрительного восприятия «Перечёркнутые изображения » Задание выполнил частично : узнал 5 из 6 предметов (норма : 6 из 6) .

7. Исследование особенностей зрительного восприятия

«Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора) » Самостоятельно задание выполнил : узнал 5 из 5 предметов.

8. Исследование особенностей зрительного восприятия

«Узнавание недорисованных изображений » Самостоятельно задание выполнил : узнал 6 из 6 предметов.

9. Исследование особенностей зрительного восприятия «Буквенный гнозис» С заданием справился самостоятельно

10. Исследование произвольного внимания

«Рисунок домика»

С заданием справился самостоятельно, набрав 0 баллов, что соответствует хорошо развитому произвольному вниманию

11. Исследование особенностей внимания и характера работоспособности

«Методика Пьерона-Рузера» лист 3

С заданием справился очень быстро – 1,5 минуты, допустил одну ошибку, быстро запомнил условные обозначения. Проявил изобретательность : сначала отметил все точки, потом чёрточки и т. д.

12. Исследование развития тонкой моторики руки, развития умения работать по образцу , развитие произвольного внимания

«Тест Керна-Йирасека» С заданием справился на среднем уровне. Наименьший балл получил при рисовании мужской фигуры : 4 балла (норма 1-2 балла)

13. Исследование невербального -логического мышления

«Невербальная классификация» С заданием не справился самостоятельно, с помощью взрослого улучшил результат

14. Исследование вербально-логического мышления «Узнавание конфликтных изображений-нелепиц » Справился самостоятельно

15. Исследование невербального мышления

«Простые невербальные аналогии» Самостоятельно справляется на высоком уровне

16. Исследование вербально-логического мышления «Исключение понятий» Самостоятельно справляется : очень легко и быстро

17. Исследование вербально-логического мышления «Исключение предметов» Самостоятельно справляется : очень легко и быстро

18. Исследование невербального логического мышления «Счёт» Справляется частично, но с помощью взрослого справляется полностью

19. Исследование объёма знаний

Тест Банкова Не справился, набрал 17,5 балла, что соответствует низкому уровню

20. Исследование слухоречевой памяти

«10 слов» (по А. Р. Лурия) С заданием справился, запомнив все слова за три подхода (6;8;10)

21. Исследование зрительной памяти

«25 картинок» С заданием не справился, запомнил 6 картинок . Норма 8 картинок

22. Исследование зрительной памяти

«Абстрактные зрительные стимулы» Справился самостоятельно

Заключение по результатам обследования

В начале исследования контакт быстро установился, мальчик эмоционально воспринимал задания, не уставал и не отвлекался. Ориентирован на похвалу и внимание со стороны взрослых. Во всех заданиях был заинтересован в результате. Мальчик не нуждался в дозировании нагрузок и смене видов деятельности. Задания принимал и понимал. Практически во всех заданиях Дима самостоятельно справлялся с заданиями.

При исследовании были получены следующие результаты : запас знаний и представлений чуть ниже возрастной нормы. Развитие восприятия чуть ниже возрастной нормы. Развития произвольного внимания на высоком уровне. Мелкая моторика развита достаточно, при выполнении заданий использует правую руку. Развитие слухоречевой памяти на высоком уровне, а развитие зрительной памяти ниже возрастной нормы. Развитие невербального логического мышления ниже возрастной нормы. Развитие вербально-логического мышления соответствует возрастной норме.

Итак, в структуре нарушения психического развития отмечаются заниженный запас знаний и представлений, заниженный уровень развития зрительной памяти и невербального логического мышления.