Занятия подготовительная группа лексико грамматические упражнения. Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений. « Что бывает….?»

Занятия подготовительная группа лексико грамматические упражнения. Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений. « Что бывает….?»
Занятия подготовительная группа лексико грамматические упражнения. Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений. « Что бывает….?»

Цель. Активизировать речь детей.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю.

«Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?»

Педагог оценивает ответы детей, хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение и т. п.

«Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.


Вышел ежик погулять
Да грибов насобирать.

Как думаете, какие грибы ему попались?

У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый) ».

Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много»: «Цапля одна, а много… (цапель) , одна пачка сахара, а много… (пачек) , один носок, а много… (носков) , один чулок, а много… (чулок) , одно ухо, а много… (ушей) .

«А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель:

– Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то…

– Чтобы хорошо учиться, надо…

– Мы растем здоровыми и сильными, так как…

– Когда мы вернемся с прогулки, то…»

Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:


Напитки я испробовал различные,
Пил соки золотые полной чашей.
Они – не умаляю – преотличные,
Но меркнут по сравненью с простоквашей.
А. Смирнов

«А какие напитки вы предпочитаете? – спрашивает педагог. – Предпочитает – это значит… (выбирает из многих других, любит) ».

Занятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».

Ход занятия

«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?

На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:


Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…

Красивое стихотворение? Звучное, изящное».

Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.



Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)

Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)

Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.

«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом) ».

Занятие 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц :цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй .

Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину):царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица .



Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.


Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий
Покажи!

Педагог загадывает детям загадку:


Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки – лучи
Очень горячи.
(Солнышко)

Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч .

Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч . Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка начинается на ча- , – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно много».

Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-, например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол . Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.

Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка – раз, ты – два… А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились.(Учились слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)


Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою -
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи для детей

с ОНР в подготовительной группе по теме:

«Как мы Путаника учили»

Учитель - логопед -

Фефилова Екатерина Валерьевна

МБДОУ № 101

Архангельск 2012 год

Цель: закрепить навык практического употребления изученных предлогов в речи.

Задачи:

1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Одежда».

2. Закрепить умение составлять предложения с союзом «а».

3. Корригировать мышление через упражнения в сравнении и обобщении, зрительное внимание и долговременную память через упражнения в припоминании.

4. Воспитывать умение выслушать, тактично поправить товарища.

Оборудование:

1. Демонстрационное:

предметные картинки, «Волшебное дерево», предметы одежды, обуви, головных уборов, конверт, папка, подарочный пакет, пакет, сумочка, сундук, коробка, газета, платок.

2. Индивидуальное:

снежинки, карточки с символами предлогов, листы бумаги, карандаши, блюдца с бусинками.

Ход занятия:

I . Организационный момент. Дидактическая игра «Что с чем».

На стул сядет тот, кто внимательно посмотрит на «Волшебное дерево» и подберёт к предметам одежды соответствующие детали. Составляйте словосочетания, отвечая на вопрос «что с чем?».

Дети составляют словосочетания и садятся на стульчики (шорты с карманом, платье с воротником, юбка с поясом, халат с пуговицами, брюки с ремнём, куртка с молнией).

II . Постановка цели занятия.

Как мы назовём все предметы одним словом?

Какой предлог вы использовали в словосочетаниях?

Сегодня на занятии мы повторим изученные предлоги и названия предметов одежды.

Раздаётся стук в дверь. Входит Путаник.

Здравствуйте, ребята! Я пришёл от вам на гости, и очень рад вас видеть.

К кому ты пришёл и куда?

От вам на гости.

Ребята, я поняла, кто к нам пришёл - это же Путаник. А зовут его так, потому что он всё путает. Вот и сейчас я Путаника не поняла. А вы, ребята, поняли?

А что Путаник в предложении перепутал?

А вы бы хотели Путаника научить правильно предлоги употреблять в речи?

Останешься с нами Путаник?

Конечно останусь с такими хорошими ребятами.

Тогда слушай нас внимательно и немного поиграй с нами.

III . Основная часть занятия.

1. Дидактическая игра «Верно-неверно».

Ребята, посмотрите внимательно, правильно ли оделся Путаник?

Давайте поможем ему переодеться.

Дети составляют предложения:

Носки на руках. Это неверно. Носки надо надеть на ноги.

Рукавицы на ногах……………………………………………………………..

Тапки в левом кармане……………………………………………………..

Шарф на ноге……………………………………………………………………..

Кепка в правом кармане……………………………………………………

Путаник переодевается.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».

Назовите предметы, которые нельзя назвать так же, как остальные.

Что это? — это обувь

Ещё есть такой предмет? — кепка. Это головной убор.

Дидактическое упражнение «Что изменилось?»

А сейчас поиграем в игру «Что изменилось?». Внимательно посмотрите на Путаника, запомните, как он одет. Отвернитесь.

Повернитесь. Что изменилось?

Дети составляют предложения:

Путаник снял с правой руки рукавицу, а тапки с ног.

Путаник снял с левой руки рукавицу, а кепку с головы.

Путаник взял в левую руку шарф, а кепку надел на голову.

Путаник шарф надел на шею, а тапки на ноги.

Путаник снял шарф с шеи, а снежинку взял в правую руку.

Путаник, а откуда у тебя снежинка?

А я сюрприз для ребят приготовил.

2. Дидактическая игра «Найди снежинку».

Ребята, найдите остальные снежинки.

Дети собирают снежинки и встают полукругом.

Скажите, где вы нашли свою снежинку?

Дети составляют предложения: «Я взяла снежинку со стола». (с пола, из-под стола, из коробки, из-под стула, с ковра).

Упражнение на дыхание «Вьюга».

Возьмите снежинки за ниточку, по моему сигналу будем дуть на них. Упражнение называется «Вьюга». Если вьюга воет, то произносим звук -з-. А если вьюга стихнет, то произносим звук -с-. Вдох выполняем носом, выдох - ртом.

Старая, седая с ледяной клюкой вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Вдох, вьюга воет — выдох. — Вдох, вьюга стихла — выдох.

Повторить 2 раза.

Когда вьюга выла, мы какой звук произносили?

Придумайте предмет одежды со звуком -з-.

Блуза, рейтузы, комбинезон.

Когда вьюга стихла, мы какой звук произносили?

Придумайте предметы одежды с этим звуком.

Сарафан, свитер, носки, блузка.

Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

3. ФЗМ. «Будьте внимательны».

Подпрыгните, если услышите предлог и присядьте, если услышите другое слово, слог или звук (по, -п-, под, уехал, у, от, отбежал, к, с, а, о, сшила, из, -н-, над, на).

4. Игра-соревнование «Кто быстрее переложит бусинки».

А сейчас садитесь за столы.

Давайте Путанику на память подарим рисунки. Но сначала подготовим наши руки к работе.Одновременно двумя руками, сложенными крест-накрест, перекладывайте бусины.

Кто быстрее переложит бусинки? Один, два, три - начали!

Подводится итог, называются победители.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Сядьте прямо. Нарисуйте квадрат в центре листа.

Нарисуйте прямоугольник над квадратом.

Где находится квадрат? Прямоугольник?

Первый ряд превратит квадрат в предмет одежды, а второй - прямоугольник в предмет одежды.

Что у вас получилось из квадрата? Из прямоугольника?

У меня шорты. И т.д.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом и словом».

На столах перед детьми лежат заранее приготовленные карточки с символами предлогов.

А сейчас составьте предложения с предметом одежды, который вы придумали и символом предлога.

Дети составляют предложения: «Мама пришила пуговицы к рубашке». И т.д.

Молодцы. Теперь можно дарить Путанику рисунки.

Дети подходят к столу, на котором разложены следующие предметы: коробка, газета, платок, папка, пакет, конверт, пакетик, сумка, носки.

Дидактическая игра «В чём ты подаришь рисунок?»

Посмотрите на предметы, расположенные перед вами. Назовите их.

Выбирайте предмет, в котором вы подарите Путанику свой рисунок и составьте предложение.

Дети составляют предложения: «Я подарю рисунок в папке». И т.д.

Путаник: — У меня и сундук есть, я в нём буду хранить ваши рисунки.

Какой вы использовали предлог в предложении?

5. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно».

А ещё ребята выучили стихотворения о предметах одежды.

Слушайте внимательно и назовите предлоги, которые вы услышите в стихотворении.

IV .Итог занятия.

Путаник, научился ты правильно предлоги говорить?

Конечно, у таких умных, да умелых ребят многому можно научиться.

Сейчас мы тебя проверим.

Дидактическое упражнение «Составь предложение с заданным предлогом».

Ребята, задавайте Путанику предлоги, а он будет составлять предложения.

Путаник несколько раз ошибается. Ребята его исправляют. Примерные варианты неправильно составленных предложений:

Я взял ручку в пенала. Книга лежит с полки. Машина выехала из угла. Книгу взяли из стула.

Да, молодцы, ребята, научили Путаника правильно предлоги употреблять.

Путаник прощается с ребятами: «Спасибо, ребята, я больше не буду путать предлоги в речи, и за рисунки спасибо, вот вам от меня конфеты».

Путаник уходит.

Ребята, о чём мы говорили на занятии?

Какие задания вам понравилось выполнять?

Сегодня на занятии все внимательно слушали и активно работали. Молодцы! Спасибо за работу!

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе. Тема: «В гости к слоненку Тёме»

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- Продолжать учить классифицировать слова на основе различных семантических принаков.
- Закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложения.
- Употреблять в речи предлоги «на», «из», «под», «из-за», «с».
- Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).
- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
- Развитие общей и мелкой моорики.
- Развитие зрительного и слухового внимания; творческого воображения, подражательности.
- Формировать умение делать логические умозаключения.
- Продолжать учить детей правилам построения диалога.

Оборудование:
Игрушка «Слоненок Тёма»; предметные картинки с изображением животных; карточки с изображением животных; карточки с изображением хвостов различных животных; изображение поезда; чемоданы с изображенными на них частями тела животных; фланелеграф; карточки для составления предложений; наборное полотно; магнитная доска; открытки со схемами слов; карточки с опорными сигналами для рассказывания.

Ход занятия

I Организационный момент
Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Подойдите к столу, возьмите картинки, рассмотрите и назовите их, разделите названия на слоги (Бе-ге-мот. В этом слове три слога. Жи-раф. В этом слове два слога. Тигр. В этом слове один слог и т.п.)
Каких животных вы сейчас назвали? (животных жарких стран).
II Основная часть
1. Вот мы и отправимся сейчас в гости к слоненку Тёме.
Путь нам предстоит долгий. Давайте соберем сумку с продуктами, а в чемодан сложим свои вещи.
У логопеда на столе различные предметы детской одежды: кофточка, жакет, майка, берет, платье, шорты, рубашка и т.п.
Логопед поднимает по очереди вещи, спрашивая: Чей жакет? Чья кофточка? Чье платье? В случае появления ошибок поправляет детей, добиваясь правильного образования притяжательных прилагательных (Олин, Сережин, Катино и т.д.)
2. Вместе с нами в гости к Слоненку хотели отправиться животные. Но вот беда. Проснулись животные и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им), но хвосты спрятались в лесу и, чтобы их найти, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»
Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий). А не пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (мышиный).
Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.
3. Игра "Чей хвост"
Логопед предлагает вспомнить, как называются хвосты у домашних животных: хвост собаки - собачий, хвост кошки - кошачий, хвост коровы - коровий, хвост лошади - лошадиный, хвост быка - бычий, хвост козы - козий, хвост овцы - овечий, хвост барана - бараний.
4. Игра "Чьи лапы"
Посмотрите на животных. Чьи лапы самые сильные? Чей хвост самый короткий? Самый пушистый? Чья мордочка самая вытянутая? Чьи ушки длиннее? и т.п.
5. Игра "Чей чемодан"
Стали звери собираться в путь-дорогу. Помогите им разместиться по вагонам так, чтобы не страшно было ехать с соседями. А теперь помогите пассажирам разместить свои чемоданы. Догадайтесь, где чей чемодан? Объясните. (Это волчий чемодан, так как на нем нарисована волчья пасть и т.д.). На бирочках чемодана поставьте номера мест их владельцев.
Наконец-то, можно отправляться в путешествие. Звери поедут на поезде, а мы на автобусе.
Физкультминутка. "Автобус".
6. Игра "Едем на автобусе"
Логопед говорит: "Мы едем, а нам прямо в лицо светит яркое солнышко. Его лучи очень ярко слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш автобус свернул налево (дети разворачивают стулья), и солнышко снова ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети разворачивают стулья), и солнышко стало светить в левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по аллее, и солнышко нам не мешает. Посмотрите, в песочнице играют малыши, а один большой мальчик отобрал у малыша игрушку. Мальчик плачет (логопед показывает соответствующую сюжетную картинку), как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты".
Нахмурьте брови (дети нахмуривают). А теперь посмотрите, собака убегает от кошки (демонстрируется картинка). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети плавно сдувают воздух и делают глотательные движения. Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), проглотим. Утолили жажду.
Вот мы и приехали.
7. Подарки для Тёмы.
Слоненок Тёма встречает гостей. Звери привезли Тёме гостинцы.
"Кто с чем приехал?" (выделение предлога "с")
Первый - Зайчонок ловкий
Он привез пучок морковки.
Второй была Лиса-кокетка
С малиновой конфеткой.
Третий - толстый Бурундук
Он приехал с орехами фундук.
Четвертый был Волчонок
С медовым бочонком.
Пятый - Белочка в платочке
У нее корзинка с грибочком.
Шестой приехал Енот усатый,
А с ним арбуз большой пузатый.
Седой была корова Маша
С большим бидоном простокваши.
Восьмой - кабанчик смелый
А привез он желудь спелый.
Девятый - с яблоком в корзинке,
Притопал Ежик по тропинке.
Десятой - была мышка Ира
Она привезла кусочек сыра.
Вот как много угощенья!
Вкусным будет день рожденья!

Тёма благодарит всех за подарки и приглашает совершить прогулку по джунглям.
8. Логоритмические упражнения "Сказочный лес"
9. Игра "Кто спрятался в джунглях?"
Логопед открывает фланелеграф, на котором среди растений закреплены изображения животных жарких стран.
Посмотрите внимательно, кто спрятался в джунглях? Как вы догадались? (в джунглях спрятался лев. Я вижу из-за лиан выглядывает львиная голова. В джунглях спрятался тигр. Я вижу из-под куста торчит тигриный хвост. В реке спрятался крокодил. Я вижу из-под воды выглядывает крокодилья пасть, (голова?) За пальмой спрятался жираф. Я вижу из-за пальмы выглядывает жирафовая голова и шея. Под веткой спрятался львенок. Я вижу из-под ветки львиную морду. На ветке висит обезьяна. Я вижу обезьяньи хвост и лапы).
10. Пальчиковая гимнастика
"Где обедал воробей?"
- Где обедал воробей? (машут перекрещенными ладонями)
- В зоопарке, у зверей. (ладонями показывают пасть).
Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы, (на каждое название животного
У моржа попил водицы, загибают по одному пальчику
Ел морковку у слона, сначала на одной, потом на другой
С журавлем поел пшено, руке).
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру,
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (ладонями показывают пасть).
11. Поздравление слоненку.
Нам письмо из страны Выдумляндии с портретом невиданного зверя (на картинке скомбинированы части тела различных животных: слоновый хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная грива и т.п.).
От кого получил поздравление Тема? Что это за зверь? Чьи части тела вы узнали? (дети отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное).
Кто еще прислал поздравления?
12. Игра "Подбери схемы" (звуко-слоговые)
На открытках 3 схемы. На магнитной доске изображение лося, медведя, белки.
Поместите конверты под изображением тех животных, в названии которых столько звуков, сколько кружкой на картинке и определи, кто такую открытку прислал (первую открытку прислал лось, так как в слове лось - 3 звука на схеме 3 квадратика и т.п.).
Погостили зверушки у слоненка Темы, пора отправляться домой.
III Итог

В структуре общего недоразвития речи нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону. Другими словами, в речи детей имеется фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое несовершенство.

К моменту начала обучения в подготовительной группе большинство детей достигает самого высокого - 3-го уровня речевого развития. Словарь дошкольников, имеющих этот уровень речевого развития, составляет примерно 1,5-2 тысячи слов и наряду с преобладающим количеством существительных содержит достаточное для общения число обиходных глаголов и общеупотребительных прилагательных.

Относительно большой словарный запас дошкольников 6 лет можно объяснить их возрастом, продолжительной коррекционной работой, а также своеобразием соотношения лексических и грамматических элементов в речи детей при аномальном ее развитии.

По предположению Н. С. Жуковой, лексическая основа воспринимаемых и употребляемых детьми слов выступает для них как яркий постоянный раздражитель, связанный с конкретным предметом, действием и пр., в то время как префиксы, суффиксы, окончания (то есть то, что составляет основу грамматического оформления речи), являясь меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляют собой физиологически более слабый раздражитель, который значительно хуже воспринимается детьми с речевым недоразвитием. Видимо, по указанной причине предметный словарь дошкольников оказывается «переобогащенным» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т. п.). Только таким путем можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений.

Однако большинство практиков (это подтверждается встречами как с коллегами из Москвы, так и с приезжающими на курсы повышения квалификации со всех концов страны) придерживаются противоположного подхода. Так, логопеды изучают с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, правила уличного движения, сравнительные характеристики зимующих и перелетных птиц, разницу между овощами, фруктами и бахчевыми культурами и пр. В качестве темы логопедического занятия планируются 1-2 обобщающих понятия (овощи и фрукты, птицы, профессии людей, домашние и дикие животные и пр.), рамками которых ограничивается пассивная и активная лексика. Грамматические категории берутся отрывочно, объединяются бессистемно, изучаются бегло и играют в занятии второстепенную роль. Ведущее место отводится знаниям и сведениям, словарному запасу дошкольников, который укладывается в «прокрустово ложе» определенных лексических тем.

Можно ли при таком подходе пополнить словарь детей? Да, безусловно. Можно ли добиться коррекции аграмматизма (нарушений в грамматическом оформлении высказывания)? Однозначно нет!

Кроме того, естественно встает вопрос: чем же в данном случае речевые занятия логопеда отличаются от аналогичных занятий, проводимых воспитателем (тем более что на месяц и тот и другой планируют одни и те же лексические темы)?

Такая параллельная работа над одинаковыми темами неизбежно вызывает дублирование, путаницу, нерациональную трату учебного времени. И главное: остается невыполненной важная коррекционная задача логопеда - нормализацияграмматического строя речи ребёнка. А несформированность грамматических представлений в дошкольном возрасте неизбежно приведет к трудностям в овладении письменной речью.

Как же рационально разделить функции между логопедом и воспитателем в вопросе лексико-грамматической работы? Что брать за основу в занятиях логопеда, чтобы их результативность была наибольшей? Рассмотрим подробно авторский подход к проблеме.

Прежде всего - словарной работе. Квалификация и условия работы воспитателя коррекционной группы позволяют ему заниматься расширением лексического запаса дошкольников в процессе всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, игры, прогулка, подготовка к занятиям и пр.). Пополнение, уточнение и активизацию словаря на занятиях по развитию речи целесообразно осуществлять не отрывочно (как в массовых группах), а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения (подробнее об этом см. в разделе «Коррекционно-развивающая работа воспитателя»).

Работу по формированию грамматического строя речи не следует проводить на занятиях воспитателя: это задача логопеда (в то же время контроль за грамматической правильностью речи детей во время любых занятий и в бытовом общении со стороны воспитателя необходим).

Логопед, по нашему мнению, не должен ограничивать лексику занятия данного профиля никаким обобщающим понятием (профессии, мебель, посуда, птицы и пр.), а тем более выносить это понятие как тему. Таким образом исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка может пополняться без ограничений, что, естественно, расширяет познавательные рамки занятия.

Темой логопедического занятия при таком подходе становится одна из лексико-грамматических категорий, требующих коррекции у детей с общим недоразвитием речи. Это позволяет целиком сосредоточить восприятие детей на изучаемой грамматической форме.

Каждая форма для нормализации требует отдельной системной и детальной отработки. Например, тема логопедического занятия - творительный падеж множественного числа существительных. Логопед использует словарь из самых различных лексических тем: части тела, грибы, деревья, дикие животные, предметы быта, дары леса и пр. (см. конспект). Пополнение и активизация словаря на этом занятии не самоцель, а лишь средство выработать у детей динамический стереотип словоизменения существительных в рамках данной падежной конструкции, упражнять будущих школьников в правильном грамматическом оформлении слов с различным конкретным и обобщенным значением. Главным содержанием данного занятия будут различные упражнения, выполняя которые дети должны будут употребить существительное во множественном числе, творительном падеже. Создать же устойчивую модель любой грамматической категории (рода, числа, падежа, предлога и пр.) гораздо легче на значительной лексической базе, чем на материале одного-двух обобщений. Немаловажно и то, что в данном случае словарь - лишь «строительный материал», «кирпичики», из которых складывается здание устойчивого представления об определенной грамматической закономерности.

Понятно, что дошкольник с речевым недоразвитием не может овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка. Поэтому для дошкольников мы постарались выделить ее базовые параметры, которые в большей степени подвержены аграмматизму у детей с общим недоразвитием речи. Все выделенные лексико-грамматические категории мы расположили в порядке возрастающей сложности и только потом сформулировали темы логопедических занятий данного профиля.

При изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз, а также воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные педагогом. Опыт показывает, что только при такой методике возможно ввести в активную речь ребенка отсутствующий предлог за два занятия или значительно сократить количество аграмматизмов в падежной форме за одно занятие.

Остановимся подробно на методических и организационных принципах проведения лексико-грамматических занятий.

Восприятие учебного материала детьми с общим недоразвитием речи (даже в 6-летнем возрасте) происходит поверхностно и в ограниченном объеме. Логопеду приходится «вкладывать» содержание занятия в сознание дошкольников, доносить до каждого ребенка то, что он задумал и наметил. Важным средством решения данной непростой задачи является манера ведения занятия. У каждого специалиста она индивидуальна, однако начинающим логопедам полезно напомнить: четкость, краткость инструкций и вопросов, неторопливый темп, эмоциональность и акцентированность речи облегчают и улучшают усвоение детьми учебного материала.

Определяя тему очередного логопедического занятия указанного направления, логопед должен отчетливо представлять, что все внимание - его и детей группы - сосредотачивается на конкретной грамматической категории и вариантах ее представительства в русском языке.

Например, при изучении творительного падежа существительных в единственном числе следует упражнять детей в образовании слов не только с типичными окончаниями -ОМ, -ОЙ, но и с менее употребительными их вариантами: -ЕМ, -ЕЙ, -ЬЮ (полотенцем, землёй, кистью). И именно этому необходимо посвятить все время занятия, используя различные дидактические игры и занимательные задания. При подборе лексического материала важно не то, к какому обобщению относятся слова (инструменты, умывальные принадлежности, предметы быта и пр.), а лишь то, что при ответе на вопросы логопеда дети вынуждены использовать существительные в форме творительного падежа.

При изучении определенной темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т. п.), чтобы усилить их восприятие детьми.

Подбор лексического материала для занятия должен быть свободным в фонетическом плане, то есть он может содержать звуки, еще не скорректированные в произношении детей. Например, на занятии по теме «Именительный падеж множественного числа существительных» могут присутствовать не только легкие в произносительном плане слова коты, кубики, пни, огни, ленты, но и слова фонетически сложные: моря, паспорта, мастера, учителя, якоря, адреса - тем более, что их окончания являются нетипичными и поэтому важны для практического употребления детьми.

В каждом лексико-грамматическом занятии полезно использовать индивидуальный наглядный материал. С его помощью логопед может контролировать усвоение детьми знаний" и навыков, повышать активность дошкольников, а также более экономно использовать учебное время.

Например, тема занятия - «Предлог НА. Дети составляют предложения по фронтальному (общему для всех) наглядному материалу, разбирают рассказ, картинки к которому выставлены на доске, и т. п. Но как проверить, все ли усвоили материал занятия, все ли могут правильно составить предложение с предлогом НА по незнакомой картинке, для всех ли понятны пространственные отношения, выраженные предлогом НА?

Для этого на заключительном этапе занятия дается работа с индивидуальным наглядным материалом. Каждый ребенок получает сюжетную картинку, по которой должен составить предложение с предлогом НА. И логопед, тратя на данный этап занятия 3-4 минуты, в состоянии проконтролировать эффективность своей работы, а также безошибочно определить детей, не усвоивших тему.

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Осень» на основе пособия В.М. Акименко «Развивающие лексико-грамматические занятия» .

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологического высказывания с применением интеллектуальных карт.

Задачи:

1. Развитие навыков речевого общения.

2. Активизация словаря по тем «Осень».

3. Формирование навыка построения предложений и связных монологических высказываний.

4. Развитие навыков самоконтроля за построением связных высказываний.

5. Активизация психических процессов (памяти, мыслительных процессов, воображения).

Оборудование: интеллектуальные карты, картинки.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».

Опустел скворечник

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Загадки про осень.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3. Речевая гимнастика . «Угадай звук». Назвать первый и последний звук в слове: осень, дожди, холода, заморозки, ветер, пальто, иней.

«Отхлопай слово». Выхлопывание слоговой структуры слова: лис-то-пад, дожд-ли-вый, вет-ра, ту-ман, хо-ло-да, ту-ча.

4. Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов по теме.

Лексика: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ветер, листопад, заморозки, туман, дождь, иней, туча, сырость, непогода, первое сентября, школа, урожай, наступать, желтеть, опадать, моросить, срывать, хмуриться, срывать, вянуть, лить, дуть, холодный, мокрый, хмурый, осенний, дождливый, сухой, серый, моросящий, проливной, пасмурный, золотая (осень), унылый, мокро, пасмурно, ненастно, холодно.

Задание 1 . Подбери слово и составь словосочетание.

холодный утро

морозное одежда

густой день

тусклое туман

тёплая заморозки

ранние солнце

короткий ветер

Задание 2 . Образование мн.ч. сущ. в им.п и род п.

Образец: лужа – лужи - много луж. Слова: туман, дерево, птица, ветер, лист.

Задание 3 . Подбор антонимов.

Весна тёплая, а осень… (холодная).

Летом день короткий, а осенью… (длинный).

Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью… (улетают).

Весной листья на деревьях распускаются, а осенью… (опадают).

Задание 4 . «Четвёртый лишний»: ветер, дождь, капель, листопад; холодный, туманный, мокрый, летний; сапоги, валенки, перчатки, пальто; утеплять, загорать, опадать, вянуть.

Задание 5 . «Скажи правильно».

Образец: осень холоднее весны. Что теплее? (панама или шапка, сапоги или сандалии). Что холоднее? (ветерок или ветер, ветер или вьюга). Что наступает позже? (осень или весна, зима или осень). Что сильнее? (дождик или ливень).

5. Физкультминутка. Дети стоят в кругу, взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку. Дети ловят мяч и, бросая его назад, называют любое слово по теме.

6. Работа по интеллектуальной карте. Ребята, мы сегодня говорим об осени. А как мы догадываемся, что осень наступила? Какие вы знаете осенние месяцы? Какие признаки имеет осень? Давайте составим с этими словами предложения. (Дети составляют предложения по каждой ветви).

7. Составление связного высказывания по интеллектуальной карте.

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дни стали короче. С деревьев опадают листья. На юг улетели перелётные птицы. На огородах собирают урожай овощей. Осенью надо одеваться теплее.

8. Закрепление знаний по теме с помощью синквейна.

Осень

Поздняя, холодная, ветреная

Наступает, холодает

Осенью дует сильный ветер

Туман, заморозки, ветер, лёд, дождь

Дождь

Сильный, холодный, проливной, моросящий

Стучит, льёт, капает, идёт

По крыше стучит сильный дождь

Капли, туча, лужи, ветер, зонт

Ветер

Сильный, осенний, северный, слабый

Дует, срывает, воет

От сильного ветра опадают листья

Листопад, осень, дождь, холод