Предупреждение речевых нарушений у дошкольников родительское собрание. Родительское собрание в средней группе дошкольного образовательного учреждения. Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезн

Предупреждение речевых нарушений у дошкольников родительское собрание. Родительское собрание в средней группе дошкольного образовательного учреждения. Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезн

Как предупредить нарушение речи у ребенка?

Могут ли родители предупредить нарушение речи у своего ребенка? Прежде всего, стоит разобраться в причинах, вызывающих эти нарушения. Их достаточно много и они самые различные.

Первой причиной является недостаток речевого общения ребенка. Причем это возможно и во вполне благополучных семьях. Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором или радио. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка. В этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной ситуацией, иначе как ребенок догадается о чем идет речь?

Вторая причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата. Если еще наши бабушки кормили своих детей грудью до 2-х лет, то нынешние мамы редко кормят после 3 месяцев. Часто при этом мамы еще и не жалуют пустышки и бутылочки, предпочитая кормить с ложечки или из поильника. В результате ребенок не успевает «насосать» нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. А потом такой ребенок получает протертую пищу, мягкий хлеб. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков («ш» , «р» и др.) .

Чтобы стимулировать развитие артикуляционных мышц полезно давать ребенку погрызть сухарик, морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его сдувать ватные шарики, дуть на вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. Это не только доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ. С трехлетним ребенком можно «покривляться» перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы («как хобот у слоника» ) , почмокать губами («покажи, как целуешь маму» ) , поцокать языком «как скачет лошадка» . С четырехлетними детьми, если их речь недостаточно четкая, можно заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

Третья причина нарушения речи – снижение слуха. Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися отитами, или получал антибиотики, у него увеличены аденоиды, или он родился раньше времени, то существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть самой различной: от выраженной тугоухости до минимального снижения слуха, которое можно обнаружить только с помощью аппаратных исследований. Ребенок, родившийся с нарушением слуха мало гулит, лепет начинается позднее и может затем пропасть, не перейдя в слова. Но даже внешне незаметное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, когда идет формирование речи, часто приводит к нарушению ее развития. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с искажениями, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение и грамматика.

Сейчас существуют достоверные аппаратные методы обследования слуха детей уже первых месяцев жизни. Поэтому, если есть повод беспокоиться о состоянии слуха ребенка, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить обследование и лечение.

Следующая причина – недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка, точка – дочка) . Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И конечно все эти проблемы отразятся на письме.

Ребенок учится говорить, соотнося свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, повторять его неправильную речь.

Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует своевременно консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхних зубов, операция необязательна. В этом случае могут помочь специальные упражнения: цокать языком, облизывать нёбо при широко открытом рте и др. Если же подъязычная уздечка так сильно укорочена, что ограничивает подвижность и не дает развиваться мышцам языка, затягивать с операцией не стоит.

Очень часто мама или папа берутся сами исправить произношения своего чада. Однако постоянные приставания к ребенку: «Скажи «рак» , как правило, не приносят результата. И это в лучшем случае. В худшем – ребенок, стараясь угодить родителям, все же пытается произнести требуемый звук. Но поскольку мышцы еще не готовы, да и слух подводит, звук получается искаженным. Если у ребенка нарушено произношение звуков, не стоит пытаться исправить его самостоятельно. Лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Когда лучше всего обратиться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием.

Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи.

Если к двум годам у ребенка не появилась простейшая фразовая речь, необходимо обратиться за помощью к логопеду поликлиники. Возможно, понадобится консультация психоневролога и отоларинголога. Отсутствие речи или плохая речь у ребенка после 2-х лет не всегда вызваны речевыми нарушениями. Они может быть обусловлены наследственностью, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и другими причинами. Только выяснив причину можно эффективно бороться со следствием.

Для улучшения речевой ситуации на базе МБДОУ № 10 функционирует логопедический пункт, где ведется коррекционная работа по предупреждению и исправлению речевых недостатков различной степени выраженности.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
  • формирование направленной воздушной струи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим) . К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание) .

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы) , то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии) .
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • Формирование произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
  • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) .

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

  • Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • Выполнять назначения невролога;
  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.
  • Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент) .

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной) , исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю) ;
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек» , то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

Проговорите звук совместно с ребенком.

Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.

Придумайте игры со звуком, над которым работали.

Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух) ;
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка» , «Свистульки» «Мыльные пузыри» , «Осенние листья» , «Вертушка» , «Одуванчик» .

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!» , «Поймай звук» , «Поймай слово» , «Исправь меня» .

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи

сложный и длительный.

Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много» , «Посчитай-ка (от 1 до 5) » , «Чего не стало?» , «Измени предложение» , «Назови ласково» .

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

Родительское собрание

Причины нарушения речи детей.

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением ребенка в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость - не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное - это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот - с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Причины речевых нарушений

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений.

Ø Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, другие заболевания, требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Ø Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.

Ø Аллергии матери.

Ø Перенесенные переливания крови.

Ø Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

Ø Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенк.а матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

Ø Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

Ø Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно - эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

Ø Неблагоприятный возраст матери для беременности (беременности до достижения 18 лет или после 40 лет).

Ø Особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

Ø Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

Ø Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений.

Ø Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического и речевого развития.

Ø Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушениетемпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

Ø Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Ø Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя.

Ø Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей и ненормированности произношения. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия.

Ø Речь дошкольника еще не совершенна и выделяют несколько критических периодов развития речи: в год интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью, чтением. В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития.

Ø Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.
Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.

Теперь хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации.

Уже к моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов. Словарь ребенка увеличивается от 3000 до 7000 слов.

Так какими же знаниями должен владеть первоклассник? Ваш ребенок должен хорошо оперировать в речи такими обобщающими понятиями, как домашние и дикие животные, ягоды, головные уборы, насекомые, профессии. Например, при показе вот такой картинки ребенок должен назвать, что это профессии. Некоторые дети говорят, что это работа Дети должны знать детенышей животных. Очень часто дети говорят, что детеныши свиньи - «свинята», овцы - «овчата», лисы - «лисенки», курицы - «птенчики».

Очень хорошо, если ребенок в своей речи употребляет такие предлоги, как из-за, из-под, между, около. Когда ребенку показываешь картинку и спрашиваешь: «Где сидит мальчик?», ребенок скажет: «Мальчик сидит под стулом». Но когда у ребенка спросишь: «Откуда вылезет мальчик?» в основном ответы детей: «Мальчик вылезет из стула». «Разве мальчик сидит внутри стула?» Ребенок понимает, что сказал неправильно, но как сказать, какое слово применить ребенок не знает. «Мальчик вылезет из-под стула».

Еще одним из важнейших моментом считается, что к началу обучения в школе у ребенка должны быть поставлены все звуки речи. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. Что же происходит, если у ребенка к моменту поступления в школу в произношение отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только - только их исправил, а автоматизация этих звуков еще не закончилась. При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

Может быть и так, что физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие - звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа. У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) - в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.

Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ».

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформиролванности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т.д. - и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.

Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной нарушений письма и чтения может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2 - 3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего их этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы.

Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.

Забота и желание каждого из нас - это умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко. Мы все понимаем, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья», а для ребёнка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Профилактика речевых нарушений у детей

младшегодошкольного возраста».

Подготовила учитель - логопед

Леонова Ольга Анатольевна

г. Новосибирск 2015 г.

Профилактика (от греч.prophylaktikos –предохранительный ) –система

мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из

важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных

направлений логопедической работы.

Основываясь на принцип раннего включения, необходима

своевременная логопедическая диагностика, так как она позволяет

использовать в полной мере возможности сензитивных периодов

становления речи; эффективно коррегировать темпыпсихоречевого

развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.

Работа при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в работе с

детьми младшего дошкольного возраста, потому что, как показывает

практика, с каждым годом число практически неговорящих малышей не

перинатальные поражения центральной нервной системы и минимальная

мозговая дисфункция и различные внутриутробные инфекции и гипоксия

плода и хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые

возникаютв процессе родов –асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость

таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход около плодных,

затяжные или стремительные роды; целый ряд причин в постнатальный

период ,т. е. в период от рождения до года(заболевания ребёнка травмы и

прочее) .

Признаки неврологическойсимтоматики, на которые сразу надо

обратить внимание:

Первый крик ребёнка при родовой деятельности уже говорит о

сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в

психомоторном и речевом развитии ребёнка. Если крик у него слабый,

монотонный, то это должно насторожить взрослых.

Ранний отказ от грудного вскармливания- другой настораживающий

фактор. Возможно, что у ребёнка ослаблена (паретична) круговая мышца

Причина заключается в одно –или двустороннем парезе губ.

Затрудняет грудное вскармливание и укороченная подъязычная связка

(уздечк а). Возможно, придётся подрезать подъязычную связку. Решит и

сделает это при необходимости хирург.

Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряжённость)

верхних конечностей (рук)…

Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах

артикуляции, саливации, в результате нечёткое звукопроизношение,

смазанность речи.

Одной из центральных задач на современном этапе считаем поиск путей

наиболее эффективного обучениядля профилактики речевых нарушений.

Актуальность проблемы определяет цель нашей работы – развивать

коммуникативные умения,речь и создавать благоприятные условия для

индивидуального развития каждого ребёнка.

видов работы, как с родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени

потребуется для коррекции. Ни в коем случае не ждите до пяти лет.

Главное не откладывайте свой первый визит к неврологу,ортодонту,

дефектологу, логопеду. Грамотный специалист даст вам необходимый совет.

И так в вашей семье прибавление. Малыш растёт. Вы рады, когда он

впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал

первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что –

то сообщать другим людям, ребёнок понимает примерно в год. Освоение

речи –последняя самая важная функция рта, которая решающим образом

влияет на развитие ребёнка. Своевременное развитие речи перестраивает всю

психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления

окружающего мира.

Но, что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской

девочки –ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами

показывать то , что ему нужно.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и

подвижные органы речи язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы

состоят из мыщц. Ели можно тренировать мышц рук, ног, спины ит. д.

специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже

если ваш ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет

укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого

звукопроизношения.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определённую

последовательность - идти от простых упражненийк более сложным.

Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста

проводится как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый,

движений речевой мускулатуры.

Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение

следующих упражнений:

1)Собирание губ в «трубочку»;

2)Растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в

углы губ;

3)Поднимание верхней губы –движения от углов губ по носогубным

складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние дёсны…

(Е.Ф. Архипова)

Все движения выполняют 3- 4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Активная гимнастика сначала выполняются в медленном темпе

обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и

двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено

качественно.

Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 - 15 раз. Когда

ребёнок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало можно

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два

раза в день –утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте

терпеливы, спокойны и ласковы.Если у ребёнка не получается какое- то

движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной

ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребёнку язык вверх.

деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку:«Давай

покажем мишке,птичке, лошадке как правильно выполнять гимнастику для

язычка »

Выполним упражнение «Как мишка рычит», «Как птичка поёт», «Как

лошадка скачет» и т.д. Так же подбираем к каждому упражнению картинку

образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому – либо

предмету.

Опыт работы осветила через публикацию открытого

интегрированного занятия «Путешествие в сказочную страну ребят -

снегурят» в научно – методических журналах «Ребёнок в детском саду»

2011г.,№ 1, г. Москва; «Дошкольное воспитание» 2010 г. № 12,

г. Москва; «Дошкольная педагогика»2011 г., №2, г. Санкт –Петербург.

Артикуляционное упражнение « Дудочка»

Л. Ребята, теперь нам надо согреться. Покажите, как мы быстро идём.

- Мы идём, идём, идём…

и в большую дудку дуем: ду_ду_ду!

Дети за педагогом быстро идут, имитируя игру на дудке.

Любимы детьми сказкипро « Приключения язычка» , стихи о язычке.

Жил да былВесёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы

Весёлый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей

в доме две.

Вторая дверь - зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка –

твоя губа (упражнение «Лопаточка»).

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время

удерживать язык на нижней губе) . Наконец он проснулся, высунулся

на улицу (упражнение «Иголочка»).

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»). Погода

хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он

во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней

покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение

«Лошадка»).

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую

дверь –зубы (упражнение «Лягушки» ), а затем и первую –губы

(сомкнуть губы).

(Краузе Е.Н)

Наукой доказано, что все движения организма и речевая моторика

имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук

благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре

существует масса потешек, в которых сочетается речь идвижения рук.

Знакомство с произведениями фольклора расширяет кругозор детей,

обогащает их чувства и речь.

Опыт работы по использованию фольклора осветила, через открытые

фольклорно - музыкальные занятия «Наша дружная семья», «Снесла

курочка яичко»» и публикации статьи «Приобщение малышей к

истокам народной культуры в доме ребёнка» в научно методических

журналах: «Дошкольная педагогика» № 2, 2013г., г. Санкт Петербург;

«Ребёнок в деском саду» №2 ,2013г., г. Москва; «Дошкольное

воспитание» № 2, 2013г., г. Москва.

Например.

Старшаясе стрица.

Детки маленькие, да удаленькие,

Дружно играли, честной народ забавляли

Ай, да удальцы, молодцы!

Бабушка. А теперь пойдём домой.

Грибы прибрать, кашку сварить,

чаем деток угостить.

(Дети идут к избушке, помогают нести бабушке корзину, а деду дрова.)

Старшая сестрица. В полюшке мы веселились и немного утомились.

Отдохнуть нам пора, пока дед унесёт дрова.

(Детки садятся на лавочку около домика.)

Старшая сестрица.

А сейчас детки вспомним и расскажем, из чего состоит изба.

Пальчиковая гимнастика.

Стенка, стенка (указательными пальчиками показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указат. пальцами на глазки)

Дверь (на ротик),

Звонок (дзинь - дзинь - дзинь нажимают пальчиками на носик),

Никто не открывает (сцепляют руки в замок),

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы),

На дверях большой замок

Вот он ключик (правую руку выставляют вперёд при этом, соединив

большой и указательный пальцы),

и открыт замок (к левой ладошки приставляют большой и указательный

пальцы, поворачивая их по часовой стрелке).

или

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Л. Ребята сядьте, пожалуйста.

- Вот присели снегурята- малыши,

до чего же хороши!

- Малыши делайте как я.

Л и Д. Стоит в поле теремок

На дверях весит замок.

Пришёл волк дёрг, дёрг,

ушёл волк.

Пришёл Петя- петушок

и ключом открыл замок.

Л. Кто открыл замок?

Д. Петушок открыл замок.

Л. Кто в домике будет жить?

Д. Петушок будет жить.

Л. А кто в нашем снежном домике будет жить?

Снеговик. Я знаю, кто будет жить. У меня есть друзья Мишка - топтышка и

зайка - попрыгайка. Только их снегом замело, помогите мне их откопать.

Упражнение психофизической разгрузки «Медвежата»

Л. Снегурята лопатки взяли и снег раскопали.

В это время педагог стягивает снежное покрывало с сухого бассейна.

- Ребята, да это же наш бассейн. Мы сейчас с вами расслабимся, отдохнём и

наших друзей найдём. Давайте двигатьсякак медвежата. Но будем двигаться

тихо, спокойно, чтобы не испугать нашего топтышку.

- Садимся на бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под шарики.

Медвежатам хорошо, мягко, тихо, уютно и тепло.

- Позовём зверят, скажем: «АУ- АУ - АУ!»…

ОЧЕНЬ благотворно влияют игры и игровые упражнения для

развития речевого дыхания.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и

чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом

артикуляционной гимнастики выполнять 1- 2 упражнения. Все эти

упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно

произносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох

должен быть длительным, плавным. Необходимо следить , чтобы не

надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами).

Не переусердствуйте! Достаточно 3- 5 повторений. Многократное

выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Упражнение на дыхание «Ветерок»

Педагог незаметно для детей имитирует скрип снега.

Л. Послушайте, снегскрипит. Посмотрите, это кого- то замело. Да, это же

наш снеговик! Давайте снег с него сдуем.Сначала подуем тихо «Ф», потом

подуем, как ветер дует сильно «В».

Дети дуют, а взрослый в это время со снеговика убирает платочек со

снежинками.

- Вот наш снеговик: нос морковкой, рот картошкой,на голове ведёрко, а в

корзинкеснежинки, белые пушинки!

или

Игра «Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота два кубика или карандаша.

Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между

Игра «Ветряная мельница»

Для этой игры нужна вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый

сопровождает действия малыша стихотворным текстом.

Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Игра «Шторм в стакане»

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой.

Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается

в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.

Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

По результатам обследования детей 4-5 лет, в группе "Сказочная" выявлено наибольшее количество воспитанников и нарушениями звукопроизношения. В связи с этим, мною была предпринята инициатива выступить на родительском собрании.Тема моего выступления была направлена на профилактику речевых нарушений.

Факторы успешного развития речи ребёнка


От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
От общения ребёнка со сверстниками
От строения артикуляционного аппарата
От речи взрослых (как образец для детей)
От развития мелкой моторики
От чтения детям художественной литературы
От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Характеристика речи детей пятого года жизни

Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

ü Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

ü У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)

ü Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить .

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Причины нарушения речи? Что делать?

Если Ваш ребенок не произносит звуки С-З, Ш_Ж, Щ,Ч,Р_Л в словах, не может повторить за вами слова или словосочетания,

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой..

Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:

Перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)

Внутриутробные инфекции

Гипоксия плода (недостаток кислорода)

Хронические заболевания матери

Осложнения во время родов: асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды

Заболевания ребенка до 1 года

Ухудшение экологии

Социальные причины

Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

Развитие правильного дыхания

Развитие мелкой и общей моторики

Развитие артикуляционной моторики

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

Развитие правильного дыхания

Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти.

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев»

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Родительское собрание на тему:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений»

Подготовила: учитель-логопед Ягфарова А.Ш.

2016 год

Форма проведения: круглый стол

Участники : заведующий, зам.зав по ВМР, воспитатели групп среднего возраста, учитель-логопед, родители

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум по темам:

а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».

б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».

в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

3.Встреча родителей с учителем-логопедом.

4.Заключительная часть.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: « Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений ». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Итоги анкетирования. Для Вас была предоставлена анкета, проанализировав результаты мы пришли к выводу, что

Логопед : - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть:

    Грамотной

    Понятной

    Выразительной

    Осмысленной

    Богатой

А что же получается на самом деле

Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторых большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вопрос родителям: С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: - Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Сегодня воспитатели покажут приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Эту тему нам раскроет воспитатель 14 группы Хусаинова Разина Маратовна.

Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание . Эту проблему нам раскроет воспитатель средней группы

Приложение 1

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

Воспитатель средней группы Закиева Зульфия Саматовна расскажет вам об играх в которые можно играть дома.

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Приложение 2

Логопед: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики. О значении артикуляционной гимнастике нам расскажет Харисова Гульнара Талгатовна.

Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.


Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения которые могут проделывать дети дома с родителями а в детском саду с воспитателями.

При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки. Сегодня мы с вами тоже попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Наши Язычки будут гулять в зоопарке. Артикуляционная гимнастика так и называется «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики

Выступление учителя-логопеда Ягфаровой А.Ш.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт.. Работа ведется по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения;

Работа над грамматическим строем речи;

Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания;

Развития связной речи.

В первую очередь в нем коррекционную помощь получают дети подготовительных групп. На данный момент мною обследованы средние группы охвачено 57 детей. Причинами нарушения речи могут быть следующие факторы:

Проблемы во время беременности или во время родов, также вторичные причины это удары, падения, простудные заболевания, несвоевременное лечение каких-либо заболеваний. Если у вашего ребенка имеется, нарушение речи необходимо обратится к невропатологу, психиатру, детскому врачу, дефектологу и к логопеду. Процесс исправления может варьировать от 2-3 месяцев до двух лет, все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка, от выполнения домашних заданий. В логопедический пункт зачислены дети со сложными нарушениями, родители будут предупреждены, для комиссии необходимо принести амбулаторную карту.

Логопед: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Логопед: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Логопед: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Заключительная часть

Подведение итогов .