Детские исследования в начальной школе презентации. Исследовательская работа «мое здоровье». III. Задачи исследования

Детские исследования в начальной школе презентации. Исследовательская работа «мое здоровье». III. Задачи исследования

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме (см. Список литературы), я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

Обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа 2100.” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

Фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы .

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, тема работы была выбрана в рамках курса Кубановедения и звучала как нельзя лучше “Мой город. Мое село”. Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения села Кабардинка, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал путеводитель по селу Кабардинка. Этот путеводитель является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования. Позже для участия в конкурсе “Малый уголок великой России” потребовалось расширить путеводитель и включить в него музейные материалы, рекламные проспекты здравниц, сделать дополнительные фотографии, оформить в соответствии с положением конкурса. Так как младшим школьникам такая работа была не под силу, то осуществление проекта было предложено двум ученикам 9-го класса, одновременно вторым руководителем работы стала моя коллега Анпилогова С. Б. Исследовательская работа “Путеводитель по селу Кабардинка” заняла 1-е место на краевом конкурсе “Моя малая Родина”.

Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира и кубановедения, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года.

1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.

2.Сделать рисунок или фотографию.

3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей). Принести пробу почвы с этого участка.

4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.

5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.

Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках кубановедения, окружающего мира, классных часах. На уроке окружающего мира мы проводили исследование почвы, встречающейся на территории нашего села. С принесенными пробами почвы был проведен опыт по определению количества содержания перегноя, и установлено соответствие между этим явлением и количеством растений на обследуемых участках. (см. “Портфолио 2007/2008: “Аптека под ногами”.) Обобщив наблюдения, разработали правила сбора лекарственных растений, установили, что является лекарственным сырьем, подвели итоги исследовательской работы. Вся собранная информация была обработана на компьютере, так появился “Экологический исследовательский проект “Аптека под ногами” (см. “Портфолио 2007/2008”)

Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Приведу пример. На уроке русского языка по программе “Школа 2100.” есть сочинение “Что я люблю”, а на уроке литературного чтения – сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект – исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: “Знакомьтесь, это - Я”, “Сам о себе”, “Я о себе” и т.д. Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы. На уроке литературного чтения был создан проект “Мой любимый журнал”. Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал из периодической печати и проводил исследование по плану.

  1. Год создания. Авторы – создатели журнала.
  2. Как выглядел журнал в разное время.
  3. Сколько лет издается, как часто выходит.
  4. Сколько страниц.
  5. Главный редактор, художник.
  6. Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
  7. Какие разделы включает. Дать характеристику.
  8. Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.
  9. Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.
  10. Любимая рубрика.
  11. Как ты узнал об этом журнале.
  12. Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.

Еще один из видов уроков-исследований – урок экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований по кубановедению и окружающему миру (см. “Приложение”) .

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Наш экологический проект “Зеленая аптека на службе человека” занял 3 место на городской научно-практической конференции “Шаг в будущее” и стал лауреатом на краевом конкурсе Малой академии наук учащихся Кубани “Эврика”. Сейчас трое моих учеников работают над собственными проектами, готовя их к участию в фестивале научных и творческих работ учащихся “Портфолио” и к научной конференции “Шаг в будущее”. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Список литературы.

  1. Журнал “Административная работа в школе” 2006-2007г.
  2. Методические рекомендации по программе “Я познаю мир”.
  3. Сборник программ по образовательной системе “Школа 2100”.

Тема: Урок – исследования в начальной школе

Актуальность темы :

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа– один из важнейших путей в решении данной задачи.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Задачи:

Обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

Основная часть

Для решения поставленной ФГОС задачи развития УУД одним из эффективных способов является применение проблемно-исследовательского метода.

    Мотивация Самым первым и важным этапом урока –исследования является этап мотивации, сущность которого заключается в создании проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение у детей вопросов и гипотез в отношении неизвестного, которое и должно быть раскрыто в результате дальнейшего активного поиска, предпринятого детьми.

Рассмотрим несколько способов создания мотивации:

Приём загадки(на доске круг со знаком? и два списка слов или выражений: в одном списке слова обозначены «да», в другом «нет», также в этом приеме можно использовать- реальные объекты, рисунки, схемы, модели, демонстрация опытов, ряд слов, чьи-то высказывания, отрывки из музыкального произведения…(используется для дедуктивного исследования)

Прием «выполнимое/невыполнимое действие», на отдельных карточках названия различных литературных произведений, например « И.А.Крылов Басни» Детям предлагается отобрать из предложенного списка произведений басни. Названия произведений похожи на названия уже известных им басен, при этом учитель провоцирует детей на быстрый ответ. Выполняя задание, дети очень быстро начинают спорить друг с другом и запутываются. Учитель подчеркивает возникшие трудности и вместе с учащимися формулирует проблему, которая заключается в том, что дети не знают всех произведений, а по их названиям невозможно определить, являются они баснями или нет.

Прием «ключевые слова» здесь задача учителя научить детей пользоваться ключевыми словами. При использовании приема ключей учитель спрашивает детей о том, что они ещё не знают и хотят узнать, обращает внимание на доску, где расположены ключи- подсказки, которые им в этом помогут.

Погружение в проблему (Учитель предлагает детям представить себе, что они пришли в библиотеку, что бы взять книгу для урока, но название книги забыли! При этом содержание её помнят. У детей возникает вопрос «как это сделать?» Здесь от детей требуется учитывать разные мнения и интересы.

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

Я провожу этот этап в малых группах используя для каждой группы разный материал для изучения, на его основании учащиеся осуществляют свой поиск. Таким образом, каждая группа находит свой вариант решения проблемы. Возникает необходимость следующего этапа.

Пример:

- каждая группа получает описание случая из жизни, подборку басен, рабочий лист и карандаши.

2 класс В.В.Бианки «Сова», Исследование в группах. Каждая группа получает часть сказки. Для того чтобы восстановить текст сказки, каждой группе необходимо выделить героев фрагмента текста и установить связь между ними, определить последовательность событий и озаглавить часть.

III .Обмен информацией (изложение результатов исследования)

Дети представляют свои находки, свой вариант решения другим ученикам. Соотнесение своего и чужого вызывает необходимость дальнейшего мыслительного процесса по поиску решения. Эти процессы составляют сущность следующих этапов – организации и связывания информации.

Пример: 2 класс «Описание осени в стихотворениях русских поэтов» Учащиеся знакомят друг друга с найденными сведениями. По ходу выступления групп заполняется таблица, с помощью которой информация систематизируется (слайд 5)

IV. Организация информации. Этот этап необходим, чтобы найти общий связующий принцип, закономерность, общую идею. Наличие разных вариантов классификации позволяет учителю сделать оптимальный выбор с точки зрения предстоящего вывода или открытия.

Например: «Эзоп. Лисица и виноград. И.А.Крылов. Лисица и виноград» Учитель предлагает работу по схеме. Что общего в баснях? Чем они отличаются? Завершив составление схемы, необходимо разными цветами выделить сходство и различия в баснях.(слайд 6)

V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения, понятия…)

Например: при работе с басней формулируется обобщение, что при чтении басни необходимы особенные выражение, чувства, темп,(для того, чтобы она учила людей становиться лучше) 3 класс «Лицейские годы А.С.Пушкина, формулируется обобщение: годы учения в Лицее, царскосельские друзья и учителя оказали большое влияние на Пушкина, его жизнь и творчество.

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

Например: 2 класс М.М.Пришвин «Ребята и утята» (слайд 7) Этот этап я организую в форме проблемного диалога, побуждая детей к высказыванию собственной позиции. Так же целесообразно вернуться к гипотезам, выдвинутым в начале урока, и оценить их.

VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)

Пример: в малых группах в течение 5 минут ученики по очереди предлагают разные варианты прочтения определенной басни, выбирается самый лучший, который представляется целому классу.

2 класс «Что такое басня» На этом этапе знакомлю детей с примером басни, помещенной на страницах учебника. После чтения басни, необходимо попросить детей обосновать, почему данное произведение относится к басням. Обращаю внимание на то, что для обоснования им необходимо пользоваться выделенными на доске характеристиками. Обсуждаем и заполняем рабочий лист.

IV. Заключение

На этапе обучения в основной школе педагоги могут основываться на тех умениях, которые получены на этапе обучения в начальной школе. Если на предыдущем этапе педагог применял исследовательский метод в обучении, включал детей в исследовательскую деятельность, направленно формировал исследовательские умения, то в среднем звене дети могут включаться в исследование на различных дисциплинах.

А. В. Шубина

(МАОУ СОШ № 146, Екатеринбург)

Организация учебного исследования в начальной школе.

Главным смыслом исследования в сфере образования является то, что оно учебное. Это означает, что его главная цель - развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Цель исследовательской деятельности в образовании – это приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми).

Дети уже по природе своей исследователи. Как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Особенно характерно это для одарённых детей. Для того, чтобы ребёнок мог раскрыть свой творческий потенциал, учителю нужно правильно организовать исследовательскую деятельность.

За основу данной работы в 3 классе я взяла методику проведения учебных исследований, предложенную А. И. Савенковым в книге «Одарённый ребёнок в массовой школе». Работа проводилась в рамках внеучебной деятельности, так как была выбрана форма долговременного исследования. Условно её можно разделить на несколько относительно самостоятельных этапов.

1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования . Я отметила для себя три основных правила выбора темы.

Тема должна быть интересна ребёнку . Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Оказалось, волнуют детей самые разные проблемы. Например, Рылов Алёша занимается в художественной школе. На занятиях дети лепят игрушки из глины. Алёше стало интересно, почему глина может принимать разную форму, где ещё может использовать её человек. Отсюда появилась тема учебного исследования «Глина: её свойства и применение».

Тема должна быть выполнима . Так, Хоронько Дима очень любит домашних животных, в частности собак. Поэтому ему интересно было изучить литературу по дрессировке и попробовать научить выполнять команды своего четвероногого друга. И на этих наблюдениях построить своё учебное исследование. Но работа оказалась невыполнима, так как заняла бы очень длительный срок, и при этом мальчик не имел возможности заниматься дрессировкой в системе.

Тема должна быть оригинальна . Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Приведу один из примеров такого подхода. «Проект автомобиля REX ГЧ - 1» - так называлась тема исследования Четверикова Глеба. Мальчик рассматривает автомобиль нетрадиционно – летающим на воздушной подушке, для того, чтобы избежать «пробок» в современном мире.

При выборе темы исследования я обращала внимание на возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, а именно, темы детских работ выбирались из содержания учебных предметов или близкие к ним.

2. Поиск вариантов решения и сбор материала . При организации учебного исследования в классе я учла, что младшим школьникам трудно самостоятельно найти материал по теме. Поэтому на первом родительском собрании обратилась за помощью к родителям, объясняя, необходимость ведения этой работы для комплексного развития ребёнка. Совместный труд не только сближает и обогащает всех участников процесса, но и делает работу более глубокой и интересной. Из 21 семьи 12 откликнулись на мою просьбу и вместе с детьми стали подбирать материал по теме учебного исследования. При этом и я помогала найти пути, ведущие к достижению цели: общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные.

Выбор источников для сбора материала также во много зависел от формулировки темы. Здесь и собственные наблюдения, например, исследование Однодворцевой Даши «Влияние внешних условий на развитие растений на примере проращивания зёрен пшеницы», а также изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, что написано в книгах. Так при подготовке своего учебного исследования «Загадки пчелиного улья» Марданова Вика обратилась и к различной учебной литературе, и к своему дяде-пчеловоду, у которого побывала на пасеке.

3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов. На данном этапе необходимо было полученную информацию проанализировать, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное. Именно здесь первое время не обойтись без деликатной помощи учителя, поэтому мы вместе с юными исследователями обсуждали собранный материал.

Итогом исследовательской работы может быть макет, модель, выполненные из самых разных материалов, с описанием действия представляемого объекта, книга, отчет о проведённом исследовании, презентация, реферат и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию учебного исследования, но и эстетическим требованиям.

Например, Четвериков Глеб представил результаты исследования в виде модели автомобиля из пластилина, сделал чертёж и описал технические характеристики. Конечным результатом работы Рылова Алёши стали фигурки из глины. В виде презентации была выполнена работа Мардановой Вики «Загадки пчелиного улья». Как реферат представили свои исследования Цыкин Влад «Неопознанный летающий объект», Михрякова Полина «Гжель как искусство».

4. Защита результатов учебного исследования . Без защиты исследование не может считаться завершённым. Это один из главных этапов начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как настоящее исследование, надо защитить перед публикой. В ходе выступления дети учатся излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Важна и система поощрения (грамоты, призы, возможность выступить перед другой аудиторией).

В нашем 3 классе было проведено праздничное мероприятие. Были приглашены родители. Определён состав жюри – педагоги и администрация школы. Каждый член жюри получил оценочный бланк. Время представления участниками своих исследований было ограничено до 10 минут. Конечно, дети волновались, ведь опыта такого публичного выступления, а именно защиты исследования, у них не было. Но все сумели достойно представить свои работы и ответить на вопросы одноклассников. При подведении итогов жюри учитывало познавательную ценность, оригинальность материала, исследовательское мастерство, структуру и логику работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Все участники были награждены грамотами. Победители представили свои работы на общешкольной научно-практической конференции, а также стали участниками районного конкурса «Хочу стать академиком».

Хотелось бы отметить, что в результате проведения учебного исследования в начальной школе дети приобретают следующие навыки: презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные.

Не стоит забывать и о том, что учебное исследование является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в окружающем мире.

Считаю, что учебное исследование – одна из основных форм творческой работы с младшими школьниками. Она требует организационного обеспечения, применения современных информационных технологий с доступом к источникам информации по теме учебного исследования, овладения детьми компьютерными программами для представления результатов деятельности.