Виды аудиторских услуг. Способы контроля финансово-хозяйственной деятельности

Виды аудиторских услуг. Способы контроля финансово-хозяйственной деятельности
Виды аудиторских услуг. Способы контроля финансово-хозяйственной деятельности

Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия инвесторов к обществу и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталовложений акционеров и активов общества.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

(1) принятие и обеспечение исполнения финансово-хозяйственного плана;

(2) установление и обеспечение соблюдения эффективных процедур внутреннего контроля;

(3) обеспечение эффективной и прозрачной системы управления в обществе, в том числе предупреждение и пресечение злоупотреблений со стороны исполнительных органов и должностных лиц общества;

(4) предупреждение, выявление и ограничение финансовых и операционных рисков;

(5) обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой обществом.

Рекомендуется, чтобы контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществлялся советом директоров общества и его комитетом по аудиту, ревизионной комиссией общества, контрольно-ревизионной службой общества, а также независимой аудиторской организацией (аудитором) общества.


1. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества


Ни одна система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к непредвиденным убыткам. Вместе с тем, создание эффективной системы внутреннего контроля снижает вероятность таких убытков.

1.1. Общество должно обеспечить создание и эффективное функционирование системы ежедневного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

1.1.1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества законодательством предусмотрено создание в обществе специального органа - ревизионной комиссии, а также привлечение независимой аудиторской организации (аудитора).

Однако для обеспечения действительно эффективного контроля необходимо проведение ежедневного внутреннего контроля за порядком осуществления всех хозяйственных операций общества.

Для целей настоящего Кодекса под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками.

Внутренний контроль позволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым надлежаще организованный внутренний контроль сокращает расходы общества и способствует эффективному управлению его ресурсами.

Для организации внутреннего контроля в обществе рекомендуется создать контрольно-ревизионную службу

Структурное подразделение общества, отвечающее за проведение ежедневного внутреннего контроля и независимое от исполнительных органов общества. Порядок назначения сотрудников контрольно-ревизионной службы рекомендуется определить в уставе общества. Структуру и состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к сотрудникам этой службы, рекомендуется определить во внутреннем документе общества, утверждаемом советом директоров.

1.1.2. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества призвана обеспечить точное исполнение финансово-хозяйственного плана, который утверждается советом директоров общества. Совет директоров играет также важную роль в организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Для эффективного осуществления советом директоров непосредственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества и, прежде всего, за исполнением его финансово-хозяйственного плана совету директоров общества рекомендуется создать специальный комитет совета директоров, ответственный за данное направление деятельности, - комитет по аудиту.

Деятельность контрольно-ревизионной службы контролируется советом директоров непосредственно и (или) через комитет по аудиту.

1.2. Рекомендуется разграничить компетенцию входящих в систему контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества органов и лиц, осуществляющих разработку, утверждение, применение и оценку эффективности процедур внутреннего контроля.

Для того чтобы процедуры внутреннего контроля и система управления рисками работали эффективно, рекомендуется разграничить обязанности по применению и оценке эффективности таких процедур. Рекомендуется, чтобы разработка процедур внутреннего контроля осуществлялась исполнительными органами совместно с контрольно-ревизионной службой общества и комитетом по аудиту.

Утверждение таких процедур следует отнести к компетенции совета директоров общества.

Применение процедур внутреннего контроля должно входить в обязанности исполнительных органов.

Обязанности по оценке эффективности и подготовке предложений по совершенствованию действующих в обществе процедур внутреннего контроля рекомендуется возложить на комитет по аудиту совета директоров общества.

1.3. Состав комитета по аудиту, ревизионной комиссии и контрольно-ревизионной службы общества должен позволять осуществлять эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

1.3.1. С целью обеспечения должной объективности при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества в состав комитета по аудиту рекомендуется включать только независимых директоров. В тех случаях, когда это невозможно в силу объективных причин, комитет по аудиту должен возглавляться независимым директором и состоять из независимых и неисполнительных директоров.

1.3.2. В уставе общества рекомендуется установить конкретные требования к профессиональной квалификации членов комитета по аудиту, ревизионной комиссии общества и контрольно-ревизионной службы общества. В частности, рекомендуется, чтобы члены комитета по аудиту обладали специальными знаниями - владели основами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Рекомендуется, чтобы руководитель контрольно-ревизионной службы общества и не менее двух третей ее сотрудников, за исключением технического персонала, имели высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование. Кроме того, рекомендуется, чтобы стаж работы руководителя контрольно-ревизионной службы в соответствии с полученным образованием был не менее 5 лет.

1.3.3. Личностные качества членов комитета по аудиту, ревизионной комиссии и сотрудников контрольно-ревизионной службы не должны вызывать сомнений в том, что они будет действовать в интересах общества, поэтому на данные должности рекомендуется назначать лиц, имеющих безупречную репутацию. При этом совершение лицом преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также административного правонарушения, прежде всего в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, является одним из факторов, отрицательно влияющих на его репутацию.

1.3.4. Одним из оснований сомневаться в том, что члены комитета по аудиту, ревизионной комиссии и сотрудники контрольно-ревизионной службы будут действовать исключительно в интересах общества, является наличие у них конфликта интересов, вызванного участием в иных юридических лицах, членством в органах управления или занятием должностей в иных юридических лицах. Поэтому не рекомендуется, чтобы членами комитета по аудиту, ревизионной комиссии или сотрудниками контрольно-ревизионной службы были лица, занимающие должности в обществе или юридическом лице, конкурирующем с обществом.

1.3.5. Сотрудники контрольно-ревизионной службы назначенные для осуществления внутреннего контроля, должны быть независимы от исполнительных органов общества. В противном случае они будут находиться "под давлением" исполнительных органов и не смогут осуществлять действенный контроль за совершением хозяйственных операций, в том числе при проверке целесообразности совершения нестандартных операций, а также при осуществлении последующего контроля за хозяйственными операциями, совершенными в рамках финансово-хозяйственного плана.

В целях обеспечения независимости сотрудников контрольно-ревизионной службы от исполнительных органов и осуществления должного контроля за их деятельностью договоры с руководителем контрольно-ревизионной службы от имени общества рекомендуется заключать председателю совета директоров. Договоры с сотрудниками контрольно-ревизионной службы рекомендуется заключать членам совета директоров, при этом целесообразно, чтобы такие договоры заключали члены совета директоров, возглавляющие комитет по кадрам и вознаграждениям и комитет по аудиту.

Непосредственно на заседаниях комитета по аудиту по вопросам исполнения финансово-хозяйственного плана, соблюдения процедур внутреннего контроля в обществе, управления рисками, нестандартных операций заслушиваются руководитель контрольно-ревизионной службы общества, иные должностные лица общества, а также представители аудиторской организации. Рекомендуется, чтобы заседания комитета по аудиту проводились регулярно по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (плановые заседания).

Если на заседание совета директоров общества выносятся вопросы, касающиеся деятельности комитета по аудиту, рекомендуется заседание комитета по аудиту провести до заседания совета директоров. При этом комитет по аудиту должен предоставить совету директоров свои рекомендации в отношении любых вопросов, решение по которым принимается советом директоров.


2. Контроль за совершением хозяйственных операций


2.1. Финансово-хозяйственные операции общества, осуществляемые в рамках финансово-хозяйственного плана, подлежат последующему контролю.

2.1.1. Обществу рекомендуется предусмотреть, чтобы в разумный срок после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в контрольно-ревизионную службу общества представлялись документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного и однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану общества и установленному в обществе порядку совершения такой операции. Срок, в течение которого в контрольно-ревизионную службу должны представляться такие материалы и документы, а также ответственность должностных лиц и работников общества за их непредставление в этот срок устанавливаются соответствующим внутренним документом общества.

2.1.2. Контрольно-ревизионная служба проверяет представленные документы и материалы на соответствие их процедурам внутреннего контроля, утвержденным в обществе, в том числе наличие необходимых согласований с руководителями подразделений общества, если они требуются в соответствии с установленным порядком, а также наличие в финансово-хозяйственном плане общества средств, предусмотренных на совершение определенной хозяйственной операции.

2.2. Нестандартные операции требуют предварительного одобрения совета директоров общества.

2.2.1. Финансово-хозяйственный план является основным документом, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность общества. Все хозяйственные операции должны совершаться в соответствии с этим планом. Вместе с тем, в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость совершения операций, выходящих за рамки, установленные финансово-хозяйственным планом общества (нестандартные операции).

Поэтому в финансово-хозяйственном плане общества рекомендуется однозначно определить, какие операции могут быть совершены в рамках определенного направления деятельности общества и какие средства предусмотрены для тех или иных направлений его деятельности. Таким образом, операции, не предусмотренные финансово-хозяйственным планом, будут являться нестандартными.

2.2.2. Применительно к нестандартным операциям, фактически нарушающим финансово-хозяйственный план, во внутренних документах общества рекомендуется установить специальный порядок их совершения, что следует предусмотреть в уставе общества.

Так как операции, выходящие за рамки финансово-хозяйственного плана, нарушают основной документ финансово-хозяйственной деятельности общества, порядок их совершения должен быть более строгим по сравнению с порядком совершения операций, предусмотренных финансово-хозяйственным планом.

Прежде всего необходимо определить, почему совершение данной операции не было предусмотрено в финансово-хозяйственном плане, насколько необходимо ее совершение и возможно ли ее отложить. Все аргументы должны быть оценены лицами, не имеющими заинтересованности в совершении данной нестандартной операции и не находящимися под влиянием исполнительных органов. В то же время, эти лица должны иметь необходимую квалификацию для оценки целесообразности совершения данной операции. Такими лицами должны являться сотрудники контрольно-ревизионной службы общества.

В связи с этим для совершения нестандартных операций необходимо их предварительная оценка их контрольно-ревизионной службой общества. По результатам анализа каждой нестандартной операции контрольно-ревизионная служба готовит рекомендации для совета директоров относительно целесообразности совершения такой операции. В случае необходимости контрольно-ревизионная служба может обратиться за дополнительными разъяснениями в исполнительные органы общества.

2.2.3. Рекомендуется, чтобы во внутренних документах общества предусматривалось право совета директоров принимать решения о проведении любой нестандартной операции и в случае необходимости вносить соответствующие изменения в финансово-хозяйственный план. Рекомендуется также наделить совет директоров общества правом запретить исполнительным органам совершать любую нестандартную операцию, при этом такой запрет должен быть мотивирован.

2.3.1. Все члены комитета по аудиту должны иметь беспрепятственный доступ к любым документам и информации общества. Такой доступ необходим для выполнения комитетом по аудиту его функций.

Большую помощь в получения информации комитету по аудиту может оказать, прежде всего, контрольно-ревизионная служба, осуществляющая ежедневный контроль за исполнением финансово-хозяйственного плана. Помимо сотрудников контрольно-ревизионной службы, необходимую информацию можно получить от иных должностных лиц и сотрудников общества, а также от аудиторской организации (аудитора) общества.

В этих целях рекомендуется, чтобы руководитель контрольно-ревизионной службы на каждом плановом (а при необходимости и на внеплановом) заседании комитета по аудиту докладывал об исполнении финансово-хозяйственного плана и отклонениях от него. Кроме того, на заседания комитета по аудиту рекомендуется приглашать представителей аудиторской организации (аудитора) и иных должностных лиц общества, присутствие которых необходимо для исполнения комитетом своих обязанностей.

2.3.2. С целью получения советом директоров общества полной информации об имеющих место нарушениях при совершении хозяйственных операций комитету по аудиту рекомендуется регулярно представлять для рассмотрения на заседаниях совета директоров заключения о выявленных за соответствующий период деятельности общества нарушениях. Заключения о выявленных нарушениях рекомендуется также представлять ревизионной комиссии общества. В таких заключениях следует указывать исчерпывающую информацию о выявленных нарушениях, в том числе о лицах, виновных в их совершении, а также о причинах и условиях, способствовавших их совершению. В заключениях комитета по аудиту общества могут содержаться рекомендации о путях и способах предупреждения подобных нарушений в будущем.

В отчеты комитета по аудиту, кроме того, рекомендуется включать информацию, касающуюся анализа коммерческих и иных рисков, связанных с конкретными сделками и операциями общества и оценки адекватности систем управления и контроля над рисками. Комитету по аудиту рекомендуется обеспечивать стабильность такого контроля.


3. Организация деятельности ревизионной комиссии


3.1. Порядок проведения проверок ревизионной комиссией общества должен обеспечить эффективность данного механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Журнал “НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ” Москва 2006,10

Анатолий Вифлеемский, директор Центра экономики образования, кандидат экономических наук, г. Нижний Новгород

Игорь Лозицкий, директор московского Общества с ограниченной ответственностью «ФинПром-Маркет - XXI»

РЕВИЗИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ

Если в советское время ревизии финансово-хозяйственной деятельности школ были вполне обычным делом, то в период реформ они стали проводиться бессистемно. К ним добавились проверки налоговых органов, фондов и других организаций, которые имеют свою специфику. Комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся крайне редко. В результате не только руководители школ не вполне к ним готовы, но и руководители органов управления образованием не совсем представляют, что и как должно проверяться.

Проверка и ревизия

Формы финансового контроля за деятельностью школ разнообразны. Это могут быть:

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности (проводят её контрольно-ревизионные управления органов управления образованием или финансовых органов);

Проверка целевого использования выделенных средств (проводят органы казначейства);

Выездные или камеральные проверки Федеральной налоговой службы РФ;

Проверка соблюдения кассовой дисциплины (проводят банки);

Аудиторская проверка (проводят аудиторские фирмы по желанию самой школы).

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемой организации.

Ревизия - это система обязательного контроля при документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций; правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности; законности действий руководителя и главного бухгалтера , на которых возложена ответственность за все финансовые действия.

Таким образом, под ревизией понимается сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, в то время как проверка имеет выборочный характер.

Цель ревизии - контроль за соблюдением законодательства РФ при хозяйственных и финансовых операциях, их обоснованности, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами. Ревизии бывают комплексными, тематическими и сквозными. Комплексная ревизия муниципальной школы затрагивает всю её финансово-хозяйственную деятельность, а также операции по поступлению средств из муниципального бюджета и государственных внебюджетных фондов. При тематической ревизии проверяются отдельные вопросы использования бюджетных и внебюджетных средств (которые согласно ст. 41, 42 Бюджетного кодекса РФ являются неналоговыми доходами бюджета), проведение взаимных расчётов и платежей с бюджетами различных уровней и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы, её руководителя назначает руководитель контрольно-ревизионного органа с учётом объёма предстоящих работ, определённых задачами ревизии и особенностями деятельности школы. Как правило, срок ревизии не превышает 45 календарных дней. Продлевает первоначально установленный срок ревизии руководитель, назначивший ревизию, по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю школы удостоверение на право проводить ревизию, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы и составить рабочий план.

По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества директор школы в соответствии с действующим законодательством РФ обязан провести инвентаризацию денежных средств и материальных ценностей. На практике такая инвентаризация в обязательном порядке проводится при каждой ревизии. Более того, любая ревизия школы начинается со снятия остатков наличных денежных средств в её кассе. Объём инвентаризации устанавливает руководитель ревизионной группы по согласованию с директором школы.

Порядок ревизий утверждён приказом Минфина РФ № 42н от 01.01.01 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации». Напомним, что в этом документе предусмотрена возможность обжаловать действия контролирующих органов в судебном порядке.

Финансово-хозяйственная деятельность школы проверяется по таким направлениям:

Соответствие деятельности школы учредительным документам ;

Обоснованность расчётов сметных назначений;

Исполнение смет расходов;

Использование бюджетных средств по целевому назначению;

Обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

Обоснованность получения и расходования внебюджетных средств;

Соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности;

Обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами , расчётных и кредитных операций;

Полнота и своевременность расчётов с бюджетом;

Операции с основными средствами и нематериальными активами ;

Операции, связанные с инвестициями;

* f

Программа «Ревизор 2.0»

Компьютеризация с помощью этой системы обеспечивает практически на всех этапах контрольно-ревизионной работы.

1. Должны быть компьютеризованы процедуры текущего перспективного планирования ревизионной работы, формирования планов и графиков ревизий и проверок, контроль за их выполнением, подготовка планов-программ ревизионных мероприятий. В результате план-график проверки может быть унифицированным, но легко корректироваться с учётом специфики учреждения.

2. Информационное обеспечение деятельности ревизора - единые классификаторы и словари-справочники, а также оперативный доступ к архивной информации, полученной по результатам проверок. Если же воспринимать контрольно-ревизионную службу образования ещё и как систему аудита, то у такого ревизора во время проверки при себе всегда должен быть ноутбук с правовыми базами данных и демонстрационными версиями бухгалтерских программных комплексов, с самыми последними обновлениями и рекомендациями по ведению бухгалтерского и управленческого учёта.

3. Учёт результатов контрольно-ревизионной работы включает также учёт принятых решений и рекомендаций, контроль полноты и своевременности исполнения плана-программы проверок. Хорошая компьютерная программа должна помогать формировать отчёт о результатах работы, с последующей их консолидацией .

1. Правильность и обоснованность составления штатного расписания, планирования средств на заработную плату.

2. Обоснованность установления должностных окладов сотрудникам, надбавок и доплат.

3. Правильность составления тарификации (педагогический стаж, образование, нагрузка, доплаты, аттестация, звание, учёная степень), установление разрядов по Единой тарифной сетке педагогическим работникам в зависимости от образования и стажа педагогической работы.

4. Оформление документов по аттестации и присвоению разрядов, наличие и правильность составления протоколов заседаний аттестационной комиссии, в том числе указание оснований для присвоения повышенного разряда.

5. Должностные обязанности на все штатные должности (с подписями работников об ознакомлении с ними).

6. Соответствие часов в журналах замены с записями в классных журналах и табелях. Графики работы администрации, технического и учебно-вспомогательного персонала.

7. Документальная проверка часов основной нагрузки, часов школьного компонента, воспитательских и часов дополнительного образования (классные журналы, журналы кружковых занятий сверяются с тарификацией и табелем).

8. Положение о материальном стимулировании работников школы (наличие, содержание, соответствие выплат Положению).

9. Приказы на доплаты за совмещение профессии в пределах фонда заработной платы и на оплату работы по совместительству. Проверка доплат штатным работникам за работу, не входящую в основной круг обязанностей (наличие функционала на установленную доплату, отсутствие в установленной доплате работ, указанных в основной должностной инструкции).

10. Правильность ведения и оформления книги приказов и книги движения трудовых книжек, наличие коллективного трудового договора , зарегистрированного в соответствующем органе по труду, наличие трудовых договоров с каждым сотрудником (обязательно для сотрудников, работающих в учреждении после 01.02.2002 г.).

11. Правильность начисления оплаты очередного отпуска и пособий по временной нетрудоспособности .

12. Первичные документы по учёту оплаты труда (наличие, соответствие установленным формам, правильность оформления).

13. Соответствие расходов утверждённой смете.

14. Соответствие данных синтетического и аналитического учёта

Учёт кассовых операций, ревизия денежных средств в кассе. Снятие остатков денежной наличности и других ценностей в кассе

1. Соблюдение порядка ведения кассовых операций, своевременности и полноты оприходования денег, операций по списанию в расход денег по кассе.

2. Заполнение обязательных реквизитов в кассовых документах.

3. Ежедневные отчёты кассира по кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчётно-платёжными ведомостями .

4. Обеспечение сохранности денежных средств (наличие изолированного помещения кассы, наличие решёток на окнах).

5. Приказ руководителя школы о назначении раздатчика заработной платы, договор о полной материальной ответственности с раздатчиком, с кассиром.

6. Строго целевое использование наличных денег, полученных в банке на цели, указанные в чеке.

7. Ежемесячная ревизия кассы в соответствии с установленной периодичностью, а также проведение внезапной ревизии кассы. Составление акта по результатам ревизии и его реализация.

8. Наличие и соблюдение утверждённого банком лимита денежной наличности в кассе.

10. Соблюдение установленных правил расчётов наличными деньгами.

11. Правильность отражения кассовых операций на счетах бухгалтерского учёта. Взаимосвязь между регистрами бухгалтерского учёта и проверяемыми первичными документами,

12. Соблюдение порядка выдачи документов государственного образца об образовании, изготовление, заполнение и хранение соответствующих бланков документов. Наличие прошнурованных, пронумерованных и скреплённых печатью книг регистрации документов строгой отчётности - выдаваемых аттестатов, дипломов, приложений к ним и академических справок с необходимыми реквизитами

Расчёты с подотчётными лицами

1. Соблюдение порядка выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы (авансы под отчёт выдаются только лицам, работающим в данной школе; по распоряжению руководителя на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдаётся, выдаются лицам, не имеющим задолженности по предыдущим авансам. Деньги, выданные под отчёт, расходуются только на те цели, которые предусмотрены при их выдаче).

2. Своевременность представления авансовых отчётов, правильность оформления оправдательных документов , подтверждающих произведённые расходы (возврат остатка неиспользованного аванса производится не позднее третьего дня с момента истечения срока, на который были выданы денежные средства; случаи списания материальных ценностей, приобретённых через подотчётных лиц, на расходы учреждения без оприходования на соответствующие счета бюджетного учёта).

3. При выявлении фиктивных (товарных и бестоварных) счетов ревизор обязан проверить все авансовые отчёты данного должностного лица за прошлое время, в том числе и за ранее обревизованный период.

4. Соблюдение порядка использования средств, выдаваемых на командировочные расходы.

4. Правильность отнесения сумм перечислений на соответствующие счета бухгалтерского учёта.

5. Законность возникновения расчетов с учреждениями, организациями. Наличие заявлений от работников школы для перечисления денежных средств на пластиковые корточки и сберегательные книжки

Заключение договоров и контрактов и оплата по ним. Соответствие заключённых договоров законодательству, их целесообразность

1. Целесообразность и законность расходования бюджетных средств на хозяйственные цели: оплата коммунальных услуг , аренды, услуг по охране помещений, аудиторских и консультационных услуг и т. д. Правовая оценка заключённых договоров и предъявленных исков.

2. Правильность оформления договорами закупок товаров, работ и услуг. При заключении договора должен быть указан его номер и дата заключения. Контракты и договоры на выполнение подрядных работ должны содержать сроки начала, окончания работ, их объём и стоимость. При установлении штрафных санкций (штраф, пени, неустойка) за неисполнение / ненадлежащее исполнение обязательств противоположной стороной (контрагентом) в договоре (при неисполнении контрагентом своих обязательств) штрафные санкции необходимо взыскивать. В контрактах и договорах необходимо прописывать гарантию на поставляемые товары, выполняемые работы. При заключении договоров на коммунальное обслуживание необходимо отслеживать объёмы потребляемых услуг и при их изменении производить их перерасчёт.

3. Оформление договоров гражданско-правового характера (соблюдение всех реквизитов, заверенных печатями и подписями уполномоченных на это сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ). Договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии, заключённый при её отсутствии, мажет быть признан ничтожным,

4. Проверка книги учёта и регистрации договоров (реестра закупок).

5. Состояние экономической работы, достоверность учёта результатов экономической работы

Расчеты с дебиторами и кредиторами. Анализ задолженности по срокам и характеру. её возникновения

1. Правильность отражения задолженности на балансовых счетах .

2. Достоверность расчётно-платёжных операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности, её реальность. Сверки расчётов с дебиторами и кредиторами: есть ли подтверждающие акты по суммам задолженности.

3. Анализ аналитического учёта дебиторской и кредиторской задолженности. Меры по снижению и ликвидации дебиторской и просроченной кредиторской задолженности.

4. Достоверность (полнота и точность) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учёту работ, услуг.

5. Правильность установления цен на материальные ценности (их соответствие ценам, указанным в договорах поставки ; предъявление штрафных санкций поставщикам при нарушении договорных обязательств, оперативность регистрации фактов поступления материальных ценностей)

Учёт основных средств, нематериальных и непроизведённых активов

1. Проверка сохранности объектов основных средств, нематериальных и непроизведённых активов. Состояние их инвентарного и аналитического учёта, условия хранения и эксплуатации.

2. Договора о материальной ответственности.

3. Правильность ведения учёта нефинансовых активов, своевременность и правильность оформления документов по приёмке (оприходованию), их выдаче, правильность ведения инвентарных списков, инвентарных карточек, книг складского учёта.

4. Своевременность списания (выбытия) нефинансовых активов в соответствии с установленными нормами (при этом подлежат обязательной проверке дорогостоящие и дефицитные предметы): спирт, горюче-смазочные материалы.

5. Порядок отражения в учёте и отчётности поступления, эксплуатации и выбытия основных средств. Соответствие данных синтетического и аналитического учёта

Учёт материалов

1. Порядок отражения в учёте и отчётности поступления и списания материалов.

2. Проверка актов приёма-передачи материальных ценностей при смене материально ответственных лиц, ведомостей учёта материальных ценностей, стоимости реализации материальных ценностей, полученных сотрудниками, и фактов внесения денег в кассу учреждения, правильность списания материальных ценностей, соблюдения метода оценки материалов.

3. Проверка наличия дорогостоящего сырья, материалов и других материальных запасов.

4. Обеспеченность подразделений складскими помещениями, их соответствие требованиям, предъявляемым к условиям сохранности материальных ценностей, обеспеченность складов охраной, техническими средствами охранно-пожарной сигнализации и противопожарным оборудованием, состояние весоизмерительных приборов, соблюдение правил их проверки и клеймения .

5. Правильность размещения материальных ценностей на стеллажах, полках; наличие ярлыков с указанием наименования имущества и материалов, сорта, размера и т. п.

6. Принятие поступивших материальных ценностей материально ответственными лицами на хранение (наличие письменных договоров о полной материальной ответственности).

7. Оформление порядка операций на складе и перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск материалов со склада.

8. Соблюдение установленного порядка и лимитов (норм) отпуска материальных ценностей для служебных и учебных целей, правильность их списания.

1. Наличие смет, правильность применения расценок, норм лимитированных и прочих затрат в проектно-сметной документации и актах выполненных работ.

8. Соблюдение порядка учёта тары. Обоснованность и правильность отнесения расходов на найм транспорта по доставке продуктов питания.

9. Учёт движения продуктов питания и готовых блюд в буфетах по покупным или продажным ценам (материально ответственные лица).

10. Внезапная проверка наличия продуктов питания на продовольственном складе и пищеблоке. Фактическое наличие неиспользованных продуктов на кухне, а также заложенных в котел, сравнивается с количеством соответствующих продуктов, значащихся в меню-требовании, полученном в день инвентаризации, и количеством остатка продуктов на кухне на начало дня с накладными продуктового склада на отпуск продовольствия в столовую и брокеражным журналом

Проверка учёта медицинских материалов

1. Проверка аналитического учёта лекарственных средств в суммовом выражении.

2, Проверка предметно-количественного учёта лекарственных средств.

3. Правильность списания лекарственных средств

Проверка эффективности расходования средств на содержание автотранспортных средств

1. Соблюдение норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

2. Бухгалтерский и складской учёт горюче-смазочных материалов (ГСМ)!

3. Проверка проведения инвентаризации ГСМ (наличие топлива в баках автомобиля и талонов на топливо у водителей определяется на основании акта снятия остатков, который составляется ежемесячно по состоянию на последний день месяца или на день инвентаризации).

4. Проверка правильности проведения инвентаризации транспортных средств (данные бухгалтерского учёта о наличии и техническом состоянии всех транспортных средств (инвентарные карточки, инвентарные книги), наличие технических паспортов, документов на транспортные средства, сданные (принятые) предприятием в текущую и долгосрочную аренду, классификация транспортных средств по видам и технико-производственному назначению)

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Сохранность материальных ценностей

1. Соблюдение установленного порядка инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Наличие приказа директора школы на проведение инвентаризации.

2. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчётном году, даты их проведений, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.).

3. Правильность оформления результатов инвентаризации в инвентаризационных описях и своевременность отражения результатов проведённой инвентаризации в годовой бухгалтерской отчётности.

4. Проверка соблюдения требований по подбору материально ответственных лиц и контролю за их работой по обеспечению сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей (выполнение требования о запрещении приёма на работу на материально ответственные должности лиц, имеющих судимость за хищения, взяточничество и иные корыстные преступления).

5. Выполнение указаний о порядке работы по возмещению ущерба от хищений, растрат, недостач и потерь товарно-материальных ценностей. Передача в установленном порядке материалов о растратах и хищениях в следственные органы, отстранение от работы виновных должностных лиц

Выполнение предложений по актам предыдущих ревизий и проверок

1. Выполнение предложений, устранение нарушений и недостатков, выявленных предыдущей ревизией.

2. При невыполнении предложений устанавливаются причины, виновные в этом должностные лица и принимаются меры к выполнению предложений, а если невозможно их выполнить в процессе ревизии, предложения вносятся повторно

Столь подробный перечень вопросов проверки, надеемся, поможет руководителям школ лучше готовиться к ревизии и постоянно держать под контролем состояние дел. (Стр. 135-144).

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения - это самый надёжный и точный метод подтверждения факта того, что организация работает продуктивно, в соответствии с действующими законами, а все ее работники трудятся добросовестно. Рекомендовано организовывать мероприятия по аудиту деятельности регулярно, анализируя полный спектр факторов.

Проверки как способ идти к успеху

Экономические инструменты были придуманы не случайно: все они так или иначе направлены на то, чтобы предприятие развивалось эффективно, быстро, добивалось успеха и показывало хорошую доходность. Для достижения этих целей были придуманы управленческие технологии, но только лишь внедрение их на производстве все равно не позволяет добиться нужного результата. Для максимальной эффективности придется регулярно организовывать проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Оптимальный вариант - привлечение сторонних, независимых специалистов-аудиторов. Эксперты, имеющие высокий уровень квалификации, большой опыт работы, могут провести проверку точно, четко, с учетом всех важных факторов, а в качестве итога предоставить отчет с выводами и рекомендациями, позволяющими оптимизировать работу компании. Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности охватывают разные области и стороны хозяйствования, что дает руководству полную картину происходящего в компании.

Работа аудитора: важные особенности

Специалист, осуществляющий проверки плана финансово-хозяйственной деятельности, собирает информацию о процессах на предприятии и оценивает полноту применяемых методик, учетных форм. Аудитор изучает, насколько достоверный учет деятельности компании ведется, и предлагает на рассмотрение руководителю план мероприятий, которые позволят повысить эффективность работы компании. Как правило, внедрение новых методик требует определенных усилий. Аудитор формулирует рекомендации, позволяющие их минимизировать и оптимизировать. По результатам нововведений в обозримом будущем компания получит более высокий доход на фоне оптимизации производственных трат.

Польза аудита

Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности необходимо уже потому, что любой современный бизнес - это сложная структура, включающая в себя бухгалтерский учет и налогообложение. Обращение к аудитору - лучший способ получить результаты независимой оценки учета на предприятии. В перспективе это позволяет уточнить данные о том, полный ли учет ведется, какие недостатки он имеет, какие ошибки допускаются систематически. Квалифицированные внешние работники предложат пути устранения имеющихся проблем.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает комплексное изучение корпорации, призванное выявить:

  • финансовое положение;
  • обязательства фирмы;
  • активы и пассивы.

По результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности выявляется информация, с высокой эффективностью используемая для управленческих решений в ближайшем будущем. Но эта задача очень ответственная, поэтому поручать аудит кому попало нельзя. Рекомендовано привлекать внешних специалистов: это независимые субъекты, способы оценивать все процессы без вовлечения эмоциональной, финансовой, иной личной заинтересованности. Аудитор должен хорошо знать действующие законы и понимать нормативы, основные действующие в предприятиях требования, а также механизмы, позволяющие оптимизировать рабочий процесс.


Основные мероприятия анализа

Как правило, порядок проверки финансово-хозяйственной деятельности следующий:

  • изучение документов;
  • анализ экономических данных о предприятии;
  • изучение учредительной, сертификационной, лицензионной документации;
  • изучение кадровой документации, включая аспекты обязанностей, инструкций, полномочий;
  • экспертная оценка заключенных договоренностей, анализ достоверности бумаг, удовлетворения нормативам законов, своевременности;
  • изучение кредитной составляющей баланса;
  • анализ использования ресурсов предприятия.

Методики ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности:

  • изучение документации;
  • интервьюирование работников;
  • проведение тестов персонала и рабочего процесса;
  • наблюдение за рабочим процессом;
  • анализ.

Последнее производится применение математических инструментов, формальных, логических правил и законов.


Задача аудита

Проверка финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, бюджетного, частной корпорации - словом, совершенно любого предпринимательства - преследует в качестве основной цели изучить и проанализировать отчётность. На фоне полученной информации удастся сделать выводы относительно того, какие у организации имеются резервы, пока незадействованные в работе, но допустимые для привлечения к производственному процессу.

Итак, аудит - мероприятие, которое в результате имеет экспертное заключение, демонстрирующее, к чему пришли проверяющие, что они смогли выявить и какие методы улучшения ситуации были обнаружены. Документы, формируемые в конце проверки, направляются в адрес руководителей организации, чтобы те могли принять обоснованное решение о том, какие пути развития компании будут наиболее эффектны и результативны.

Особенности мероприятия

Проводимая внештатными квалифицированными специалистами налоговая проверка, проверка финансово-хозяйственной деятельности всегда индивидуальна. Это означает, что руководители очерчивают круг хозяйственных, финансовых, налоговых вопросов. Именно на них фокусируется внимание проверяющих.

Чем больше в фирме документов, чем круг аспектов для анализа шире, чем поле работы и сложность технического задания больше, тем больше времени займет аудит. Если было выбрано сотрудничество со сторонней организацией, от этого будет зависеть и цена услуги. В целом привлечение к аудиту работников организации позволяет сэкономить на мероприятии, но лучшие итоги показывают проверки, выполненные сторонними аудиторами, так как эти лица более объективны.

Ревизия: взгляд изнутри

По мере необходимости проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения осуществляется собственными ресурсами. Как правило, используют работников, задействованных во внутренних контрольных системах. При необходимости можно запросить помощь государственных инстанций, органов, ответственных за контроль, а также независимых структур. Предпочтение рекомендовано отдавать тем, у кого уже есть опыт проведения аудита.

Как правило, на предприятии из числа собственных работников или от приглашенной организации формируют ревизионную группу. В ее составе будут контролеры, эксперты, специалисты нескольких направлений. Работа регламентируется составляемым в самом начале техническим заданием, из него следуют аспекты, ради выявления которых организована проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На основе технического задания формируют план мероприятий с указанием сроков и объемов прорабатываемой информации. Планы являются основой для создания рабочих графиков. Для каждого из комиссии создают индивидуальный график. В результате совместными усилиями готовят акт проверки финансово-хозяйственной деятельности. В некоторых случаях он будет иметь форму отчета, иногда оформляется как заключение. К нему обязательно идут приложения. Как в будущем применять акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, решать генеральному директору, руководителю организации. В частности, широко распространена практика направления такой бумаги в вышестоящие инстанции.


Проверки, контроль и доверие

Зачем вообще нужна проверка финансово-хозяйственной деятельности? Это не просто метод удостовериться, что фирма эффективна и надежна. Это еще и инструмент, позволяющий добиться расположения, доверия инвесторов, управленческих органов, государственных инстанций. В любой коммерческой организации аудит помогает защитить деньги акционеров, общественные активы.

На предприятии необходимо организовать:

  • наличие и принятие в работу финансового, хозяйственного плана;
  • введение внутреннего контроля;
  • обеспечение прозрачной управленческой системы, позволяющей исключить злоупотребление полномочиями;
  • меры предупреждения и обнаружения рисков, связанных с деньгами, операциями;
  • достоверность публикуемых данных.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности направлена на определение того, в какой степени все перечисленные пункты реализуются на практике. Чтобы аудит был корректным, можно организовать специальный комитет, а контроль за проверкой возложить на совет директоров.

Система контроля: путь к успеху

Для начала стоит уяснить один факт: сколько бы ни была современной, эффективной, продуманной и прогрессивной внедренная на предприятии система контроля за его тратами, это не может служить абсолютной гарантией отсутствия непредвиденных потерь. С другой стороны, внедрение подобной системы уменьшает риск их возникновения.


Создание системы и ее внедрение в рабочий процесс - задача, которую компания должна решать самостоятельно. При этом система контроля за деятельностью должна функционировать каждый день, необходима регулярность. По закону проверка финансово-хозяйственной деятельности ложится на ревизионную комиссию. Чтобы контроль был достаточно эффективным, внутри корпорации должны работать четко отлаженные механизмы ежедневного отслеживания динамики событий. Только такое тотальное слежение за хозяйственными операциями позволит полностью исключить некорректность ведения бизнеса.

Теоретические аспекты

Прежде чем на предприятии будет внедрена система регулярного ежедневного контроля за деятельностью компании, необходимо внутренними документами установить определения терминов, сопряженных с деятельностью ревизионной структуры.

Обязательно определение понятия «внутренний контроль». Можно сформулировать его следующим образом: контроль за всеми видами хозяйствования, финансовых операций организации, включая следование утвержденному плану, в разрезе подразделений, отделений, органов, имеющихся в структуре предприятия. Процедуры, из которых состоит такой контроль, не мешают собственно операциям, но позволяют находить из их числа нестандартные и проводить их с высокой эффективностью, без потерь. Внутренняя проверка финансово-хозяйственной деятельности - это еще и управление рисками.

Внутренний контроль: пренебрежение недопустимо

Регулярный аудит - это самый надежный метод выявления рисков, предупреждения злоупотреблений. Если удалось организовать его эффективно и корректно, компания несет меньшие расходы при повышенном качестве управленческой системы. Для максимальной эффективности в структуре создают специальный отдел - службу, ответственную за ревизию контроль.


Это такое подразделение, которое каждый день проводит проверку. Важно, чтобы оно было независимым от исполнительных органов компании. Устав должен содержать правила, согласно которым выбирают работников ревизионного отдела. Состав, структуру, требования определяют в локальных нормативных актах организации или другой внутренней документации. Все бумаги, связанные с деятельностью ревизионной службы, должны быть утверждены главным руководителем компании.

Эффективность и надежность

Создание ревизионной комиссии позволяет следить за воплощением в реальность хозяйственного, денежного плана предприятия. Таковой предварительно утверждается главным руководителем организации или советом директоров. В будущем этот управленческий орган влияет на работу проверочного органа. Чтобы управленцы могли эффективно контролировать рабочий процесс, они создают комитет по аудиту. Он отвечает только за внутренние проверки в компании. То, как работает ревизионная комиссия, генеральный директор контролирует либо лично, либо через аудиторскую комиссию.

Рекомендовано так наладить рабочий процесс, чтобы лица, органы, связанные с хозяйственной деятельностью, финансовой имели четко ограниченную компетенцию, зафиксированную на бумаге. Одни должны отвечать за разработку мер внутреннего контроля, другие - за утверждение, кто-то должен нести ответственность за применение плана в действительности, иные - за оценку результата.

Этот подход позволяет добиться эффективности управленческой системы на предприятии. Эксперты советуют возложить обязанности по проработке процедур контроля на аудиторский комитет, ревизионную службу и исполнительные структуры компании. Утверждать проекты может только совет директоров (или генеральный директор).

Обязанности и применение мер на практике

Исполнительным структурам организации в обязанность следует вменить практическое применение мер контроля. Оценка эффективности, разработка рекомендаций по улучшению обстановки в фирме должна быть возложена на аудиторский комитет. Состав такового назначают, ориентируясь на достижение максимального контроля за хозяйственной финансовой работой.


Чтобы контроль был налажен не просто эффективным, но и объективным, важно, чтобы в аудиторском комитете были независимые лица, в том числе управленцы. Если объективные причины не допускают подбора такого состава, в качестве управляющего комитетом выбирают независимого директора, а в число членов включают неисполнительных директоров, независимых.

Кого включаем?

Устав должен содержать упоминание о квалификации участников аудиторского комитета и ревизионной комиссии. Необходимо, чтобы лица имели образование в области бухгалтерского учета, точно представляли себе, по каким правилам и нормам составляются финансовые отчеты.

Оптимальное соотношение работников комиссии таково: две трети участников и руководитель должны быть лицами с высшим экономическим, юридическим образованием. Без такового могут быть только технические работники. Руководителем следует назначать человека, обладающего стажем не менее пяти лет по направлению, соответствующему полученному образованию.


Особенное внимание при подборе участников аудиторской комиссии обращают на личные свойства и качества потенциальных членов. Никто из них не должен вызывать сомнения в своей лояльности фирме, надежности и честности, трудолюбии и ответственности. Рекомендовано выбирать только тех сотрудников, чья репутация безупречна, так как успех проверки напрямую зависит от того, насколько все участники работают на интересы компании, а не в пользу личной выгоды. Категорически не рекомендовано допускать к участию в подобной комиссии тех, у кого за плечами экономические преступления, самоуправство, правонарушения, сопряженные с предпринимательством.

Еще один аспект, заслуживающий особенного внимания: возможный конфликт интересов у участников ревизионной комиссии. Как только есть подозрение на такую ситуацию, тут же понижается эффективность проверки, падает достоверность результатов. Так, если некий участник ревизионной комиссии также занимает должность, состоит в управляющем органе, в силу чего в его интересах будет скрыть нечто из общей картины деятельности предприятия, необходимо предотвратить его участие в работе. Исходя из этого, заранее стоит исключить из числа потенциальных аудиторов тех, кому принадлежат высокие должности в рамках юридических лиц, конкурирующих с компанией, организовывающей у себя аудит.

Независимость как залог надежности

Выбирая участников ревизионной комиссии, нужно брать только тех, на кого не могут давить исполнительные органы предприятия. Только полная независимость может быть гарантом точных и корректных результатов проверки. При наличии давления, рычагов управления аудиторами проверка превращается в малоэффективную, особенно над нестандартными операциями.


Чтобы подобрать независимых аудиторов и гарантировать эффективность их работы, нужно не только тщательно отбирать каждого участника проверки, но и заключить со всеми выбранными лицами договора от лица совета директоров. В договорах прописывается ответственность за несоблюдение принципов достоверной проверки и вознаграждение, положенное аудитору, достойно справившемуся со своими обязанностями.

В договорах прописывается и то, насколько часто аудиторам придется присутствовать на заседаниях, посвященных внутренней проверке на предприятии. Рекомендовано организовывать такие мероприятия ежемесячно. К каждому очередному совещанию комиссии придется готовить рекомендации исходя из полученной за прошедшее время информации. На заседаниях не только рассматривают итоги проведенных за месяц работ, но и анализируют, насколько выполняется план, какие операции заслуживают особенного внимания руководящего состава, какие должностные обязанности вызывают сомнения. Руководить подобным совещанием должен председатель. Если к работе привлекаются сторонние аудиторские предприятия, их представители обязаны присутствовать на каждом мероприятии.

Подводя итоги

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия - незаменимый инструмент контроля эффективности компании, выявления резервов и устранения нарушений. В ходе аудиторских мероприятий определяют, каковы обязательства, капитал компании, активы и состояние в целом. Результаты проверки необходимы для принятия управленческих решений, позволяющих вывести предприятие на новый уровень. Пренебрегать регулярными проверками недопустимо, а к участию в них следует привлекать только независимых профессионалов с юридическим, экономическим образованием.

В российском законодательстве в настоящее время нет документа, который содержал бы: четкие определения понятий «ревизия» и «проверка», их задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемой организации.

В отсутствие обязательных, установленных законом правил контрольные органы самостоятельно регулируют и регламентируют порядок проведения и оформления результатов ревизии, предъявляют к проверяемым требования, установленные ведомственными документами, которые, как правило, отличаются друг от друга и не всегда в полной мере соответствуют действующему законодательству.

Так, вопросы организации, проведения и документирования контрольных мероприятий, проводимых в ходе ревизий и проверок Счётной палатой, отражены в общем виде и определены ее собственным регламентом и стандартами, которые являются внутренними локальными нормативными актами, обязательными для исполнения только работниками Счётной палаты. При этом в регламенте Счётной палаты нет определения, что такое комплексная ревизия и тематическая проверка, которые палата должна проводить в соответствии с законом.

Аналогично обстоят дела и в других контрольных органах. Определения понятий «ревизия» и «проверка» даются обычно в методических указаниях по тем или иным направлениям контроля, т.е. во внутренних документах различных контрольных органов.

В частности, Методические указания по организации и проведению контрольных мероприятий в системе органов Федерального казначейства по исполнению доходов федерального бюджета (в части налогов и сборов, относящихся к компетенции направления по контролю за формированием и исполнением доходов федерального бюджета, налогового законодательства и налоговой политики) содержат определения комплексной ревизии и тематической проверки применительно к органам Казначейства и к названной тематике.

Определения ревизии и проверки содержатся и в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизион­ными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14 февраля 2000 № 42н, которая также является внутренним нормативным актом Минфина России и, следовательно, подлежит обязательному исполнению только его контрольно-ревизионным аппаратом.

В настоящее время формируется официальная концепция государственного финансового контроля, соответствующая условиям рыночной экономики и федеративного устройства России. Она должна восполнить правовые пробелы в определении понятий и требований к порядку проведения и оформления результатов ревизии и проверки принятием Федерального закона о государственном финансовом контроле, проекты которого существуют уже не один год. Утвержденное законом понимание ревизии должно быть единым и обязательным для всех контролирующих органов на территории всех субъектов Российской Федерации.

Ревизия исторически всегда использовалась в практике финансово-экономического контроля за расходованием государственных бюджетных средств, как правило, систематически и внезапно. В качестве инструмента финансово-экономического контроля она широко востребована в финансовой сфере и в современных условиях, что закреплено во многих законодательных и нормативно-правовых документах.

Законом о Счётной палате Российской Федерации определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения содержатся в законах о счётных палатах, других контрольных органах, образуемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета, не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами признано необходимым Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 № 1095.

Правовыми документами, регулирующими правоохранительную и правоприменительную деятельность (Уголовно-процессуальный кодекс, законы о прокуратуре, милиции и др.) должностные лица, ведущие следствие, наделены правом назначения ревизии.

Право проведения ревизий и проверок предоставлено Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и ее территориальным контрольно-ревизионным органам положениями о Росфиннадзоре и территориальных органах, утвержденными Правительством РФ, а также контрольным и финансовым подразделениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

Ревизии и проверки как основные формы финансово-эконо­мического контроля широко распространены в практике контролирующих органов. По возможностям выявления финансовых нарушений ревизия стоит на первом месте, что определяется ее финансово-экономическим содержанием и организационно-правовым оформлением результатов.

Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной деятельности организации. Основными вопросами, решаемыми в ходе ревизии, являются вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей.

В ходе ревизии документально и фактически устанавливается обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, исполнения смет доходов и расходов, полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет установление соответствия использования бюджетных средств по целевому назначению, правильность образования и целесообразность расходования государственных внебюджетных средств.

Важными разделами исследования в ходе ревизии являются соблюдение законодательства и правил бухгалтерского учета при осуществлении операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций, затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами, формирование финансовых результатов и их распределение.

Исходя из сложившейся практики организации финансово-экономического контроля следует, что проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности . Проверка, в том числе и аудиторская, отличается от ревизии тем, что носит выборочный характер и тем самым заведомо предполагает возможность исключения по определенным причинам из поля зрения проверяющих каких-либо обстоятельств, которые могут существенно повлиять на результат как самой проверки, так и на деятельность проверяемого субъекта.

Ревизия - это инструмент финансово-экономического контроля, позволяющий наиболее полно и глубоко исследовать и оценить содержание управления хозяйственными процессами, законность и целесообразность их осуществления, обеспечивающий сохранность имущества собственников и права участников финансово-экономи­ческих взаимоотношений.

Ревизия - это форма последующего контроля, в ходе которого проводится сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период . При ревизии проверяются все операции хозяйствующего субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Проведение ревизии дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

    Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности

    Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния

    Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования

    Консультирование по правовым вопросам

    Консультирование правовой ответственности обработки данных

Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности

Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности – аудиторская деятельность, направленная на установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам.

В этом случае целями аудита являются:

    оценка состояния учета;

    проверка достоверности показателей годовой бухгалтерской отчетности;

    проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и на его основе подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, выбор процедур аудита.

В процессе аудиторской работы применяются хорошо известные методы проведения аудиторской проверки:

    фактическая проверка;

    подтверждение ;

    документационная проверка ;

    формальная проверка ;

    логическая проверка ;

    арифметическая проверка ;

    специальная проверка ;

    опрос ;

    наблюдение ;

    аналитические тесты ;

    сканирование .

Подфактической проверкой понимается проверка фактического наличия материальных ценностей и денежных средств методом осмотра и просчета; сверка полученных данных с учетными данными.

Подтверждение – получение письменного ответа от клиента или 3-х лиц для подтверждения точности информации. Полнота оприходования денег в кассу, полученных от физических и юридических лиц.

Документационная проверка – проверка документов и записи операций в учетных регистрах. В практике аудиторской работы при проведении документационных проверок применяют хорошо известные методы формальной, логической и арифметической проверки.

Приформальной проверке выявляется полнота и правильность заполнения всех реквизитов, обязательных на первичных документах. Особое внимание при этом обращается на: дату заполнения документа; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц (все денежные документы не подлежат исправлению и подчистке).

Логическая проверка (проверка документов по существу). Данная проверка позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция и в указанном объеме; законность и целесообразность хозяйственной операции; правильность ее отнесения на соответствующие счета и включение в соответствующие статьи расходов и доходов. Логическая проверка позволяет выявить приписки в объеме выполненных работ, завышение себестоимости и т.д.

Арифметическая проверка заключается в проверке правильности подсчетов сумм в документах. В ходе проверки выявляются ошибки при суммировании ряда чисел в процессе составления аналитических и систематических регистров учета в показательной бухгалтерии (финансовой отчетности). Арифметическая и логическая проверка нередко дополняют друг друга.

Специальная проверка применяется, когда возникает необходимость привлечь к проверке специалиста с узкой специализацией, что дает возможность проверить правильность оценки интеллектуальной собственности, когда она выступает в качестве вклада учредителей в Уставный Капитал, или когда возникает необходимость в проверке полноты выполнения всех технологических операций в производстве конкретного вида продукции или изделия.

Опрос – получение устной или письменной информации от клиента.

Наблюдение – получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального осмотра (наблюдения);

Аналитические тесты – метод сравнений индексов, коэффициентов.

Сканирование – непрерывный, поэлементный просмотр информации (бухгалтерских первичных документов) с целью найти что-либо нетипичное.

В аудиторской деятельности также имеют место и методы организационных проверок (сплошная ,выборочная ,комплексная ,целевая ,экспертная оценка ).

Присплошной проверке тщательно проверяются все денежные документы, относящиеся к учету кассовых и банковских операций, ценных бумаг и по расчетам с подотчетными лицами.

Привыборочной проверке документы проверяются по выбору проверяющего. При этом, если в ходе выборочной проверки отдельных вопросов будут установлены серьезные недостатки и нарушения в организации и ведении бухгалтерского учета, приведение к исправленному исчислению затрат, финансовых результатов и к недочислению наличных платежей, то такие операции рекомендуется проверить сплошным методом. При проведении выборки важное место имеет правильный выбор тех документов, записей, которые будут подвергаться проверке. Выбор порядка проверки зависит от обстоятельств и решается на месте проведения проверки.

В современной практике применяютсякомплексные аудиторские проверки. Основными их задачами является всесторонняя документационная проверка предприятий и финансово-хозяйственной деятельности организаций, состояние их экономики, проведение углубленного анализа финансового состояния.

Целевые проверки проводятся по определенному кругу вопросов по просьбе руководителей предприятий или по поручению органов прокуратуры, следствия, налоговых и др. государственных органов.

Экспертная оценка бухгалтерских документов организаций проводится аудитором по поручению государственных органов при наличии у них уголовных, гражданских дел, или дел, рассмотренных в арбитражном суде.