Ознакомление с народным декоративно прикладным искусством. «Народное декаративно-прикладное искусство. Тема: «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей »

Ознакомление с народным декоративно прикладным искусством. «Народное декаративно-прикладное искусство. Тема: «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей
»
Ознакомление с народным декоративно прикладным искусством. «Народное декаративно-прикладное искусство. Тема: «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей »

Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру.

Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской "избе" дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.

При разработке циклов непосредственно образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.

Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Во время непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

Сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

 Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

 В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

 Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".

Описание материала:
Данный материал предназначен для информирования родителей по теме: декоративно-прикладного искусство.
Данная разработка может использоваться в своей работе воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Пояснительная записка:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цель:
- донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному.
Задачи:
- Сформировать представление о термине «Декоративно-прикладное искусство»;
- Побуждать желание участвовать в развитии творческих способностей ребенка, заниматься индивидуально дома.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский.


В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятие Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.
А мы родились и живем в сложное время больших перемен, это то время, когда происходит оскудение духовных ценностей, оскудение личности, Оскудение народных традиций, обычаев, теряются нравственные ориентиры.
Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.
Жизнь наша и жизнь наших детей изменилась до неузнаваемости, телевизионные экраны наводнила жестокость. На смену народным играм, забавам, пришел век компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и фильмах.


Но наша задача во чтобы , то не стало воспитать гражданина и патриота достойного нашей великой страны, у которой очень большая история.
Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели : развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого без исключения ребенка есть свои способности и таланты, у каждого есть свои задатки, которые надо увидеть во время, постараться их развить. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.


Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному исскуству.
Изделия народных мастеров и умельцев сегодня есть почти в каждом доме, будь то матрешка, или изделия из различных материалов - керамическая посуда, украшения, напольные ковры, вышитые руками мастеров скатерти, деревянные игрушки, которые так притягивают своей красотой и яркостью исполнения.
Современные дети, даже порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом.


Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.


Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин

https://pandia.ru/text/78/228/images/image002_99.gif" alt="Опыт" width="691" height="339 src=">

ПРОГРАММА КРУЖКА

по декоративно-прикладному искусству

«Мастера - волшебники»

(для детей старшего дошкольного возраста)

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

4. Перспективный план работы (6-7 лет)

5. Методическое обеспечение

6. Библиографический список

7. Педагогическое обледование по декоративно-прикладному искусству

Приложение к программе:

· Дидактические игры

· Физ. минутки

· Конспекты занятий и приложения к презентациям.

· Легенды, мифы и сказки для знакомства с декоративно-прикладным искусством.

· Раскраски по декоративно-прикладному искусству.

· CD с презентациями.

· Демонстрационный материал, альбомы.

Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 1 год. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.


Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Наличие художественных способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ем дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Новизна темы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на художественном воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.


Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей.

Народное и декоративно–прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, В. Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи , мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. В последнее время оформительское искусство принято относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.

Декоративный образ выражает не единичное а общее - «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, дерева жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.


Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые, и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творчества, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронкова, декоративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском бытовом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».

Длительное время под традиционностью народного искусства понимались в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении. Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим.

рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры – школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства.

Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой – живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод.

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школ народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).


Наиболее полное определение понятию «школа» дала. Она считает, что это понятие обязательно включает культурную преемственность, то есть народное искусство – художественная система, формируемая традицией.

Главное лицо в художественном промысле – народный мастер, особая творческая личность, духовно связная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта.

В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и характер его обработки. Использование природных материалов – одна из традиций народного искусства. Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала.

В каждом промысле традиционны также инструменты и приспособления, поскольку их внешний вид и принцип действия напрямую зависит от свойств обрабатываемого материала.

Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Если стадию повтора и вариации проходят все ученики мастера в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими учениками своего дела.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций , которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Ожидаемый результат:

    Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие; Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
    Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства; Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка; Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п. Расписывают изделие в соответствии с народной росписью; Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

    посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

    формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно - эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством.

Программа прошла апробацию и в детском саду. Большой интерес детей к народной культуре, и в частности к русскому народному искусству, желании самостоятельно создавать декоративные изделия, побудили организовать в детском саду кружок по декоративно-прикладному искусству «Мастера - волшебники».

Учебно-тематический план

Кружка по декоративно-прикладному искусству «Мастера-волшебники»

по теме: «Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство»

№ п /п

Название темы

Общее кол-во занятий

Теория

Практика

Декоративно-прикладное творчество, народные промыслы Кубани.

Экскурсия в Кубанскую избу детского сада.

Викторина « Я люблю и знаю Кубанские ремёсла»

«Дымковская игрушка»

«Филимоновские игрушки»

Елена Савиных
Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

СЛАЙД :2 Определение и значение ДПИ

Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками .

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать , облагораживать и преобразовывать предметный мир. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального .

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

СЛАЙД 4 :Раскидка по возрастам (читать таблицу в слайде)

В соответствии с ФГОС такие рассматриваются виды ДПИ, связанные с возрастом детей .

СЛАЙД 5 :Формы работы педагога с детьми

Выставки.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию) . При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства . Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства , его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Развлечения. Досуги.

Экскурсии. Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно -прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве детей искусства .

Контактный музей :Состав

РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ :

В МИНИ – МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЭКСПОНАТОВ ДЕКАРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА –

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

ГЖЕЛЬ РОСПИСЬ

МАТРЕШКИ – КУРСКОЙ, СЕМЕНОВСКОЙ РОСПИСИ

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.

ТУЛЬСКИЙ САМОВАР.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.

ГОРОДЕТСКАЯ РОСПИСЬ.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями» . Часть слова «мини» отражает возраст детей , для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Главным назначение созданного нами данного мини-музеев - вовлечение детей в деятельность и общение, воздействовании на их эмоциональную сферу. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку : восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании самих детей при поддержке педагогов и родителей. Дети чувствуют своё непосредственное причастие к мини – музею. Они пополняют экспонатами выставочные стеллажи, участвуют в обсуждении его тематики, готовят и проводят самостоятельно экскурсии для малышей.

Каждый выставочный экспонат – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей . Выставочные полки постоянно пополняются новыми экспонатами.

Беседы. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве : рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей , помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства .

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам : "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свистулек", "Каргопольские легенды", "Знакомьтенсь, русская матрешка", "Богородская резная игрушка", "Красота вологодских кружев""Праздничный русский народный костюм".

НОД (декоративное рисование и лепка ) .

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи :

Формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

Учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

Выделять элементы узора.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию , лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы :

1. создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

2. сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

3. использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

При объяснении расположения рисунка на листе лучше всего воспитателю не рисовать, а просто обрисовывающим жестом показать, как надо выполнять то или иное задание. Для старших детей этого бывает достаточно, чтобы они поняли задачу и постарались выполнить ее самостоятельно.

4. показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

5. сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства , педагог учит их видеть и выделять элементы узора : мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов) .

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки) . Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

Для детей , которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.

В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить в нескольких местах, чтобы она была перед глазами каждого ребенка (при этом все предметы должны быть одинаковы) . При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.

Учитывая особенности четырехлетних детей , следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей , что повышает их активность.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете.

Символ Вятской земли – дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура , близкая к народному примитиву : фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали : нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т. п.

Филимоновская игрушка. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области , около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки : коней, оленей, баранов и т. д. В 1930 г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета : красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.

СЛАЙД 8. Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы : глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами : нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д. ,- обучение которым вполне доступно.

СЛАЙД 9 : Богородские игрушки Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины) . Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. Красочные куры, клюющие зерно, мишка мотоциклист, ворона и лиса – уникальные подвижные деревянные игрушки, выполненные вручную резчиками из подмосковного села. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы» , обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой , по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Матрешки

Русская матрешка

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст .

Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул : "До чего похожа на нашу Матрёну!". С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы : «цветы» , «травки» , «пестрение» , «домики» . Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов - Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

ПОСУДА-деревянная, глиняная, металл (Жостовские подносы)

Городецкие расписные доски

Городецкая роспись

Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился . С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись". Городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов, горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это парные изображения, обращенные друг к другу. Зачастую на поле росписей мастера «разбрасывают» цветы (розы, ромашки, купавки) букетами и веселыми гирляндами. А там, где это позволяет сюжет, художники охотно пользуются мотивом пышного занавеса, который подхвачен шнуром с кистями.

Используемые цвета : напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны : от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов.

Хохломская посуда

Хохломская роспись

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет "золота" Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него "золотом" сверкает алюминиевый слой.

Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры - создают мастера фабрики "Хохломской художник" и объединения "Хохломская роспись", что в Нижегородской области.

Жостовские расписные подносы. Жостовская роспись – это народный художественный промысел, который заключался в росписи жестяных изделий (подносов, что начал свое существование с 1825 года с деревни Жостово Московской области. Для жостовской росписи характерно изображение красочного цветочного букета, где чередуются небольшие полевые и крупные садовые цветы, иногда и садовые плоды. В основном фон для изображения – темный, но можно встретить изделия и с серебряным, красным или зеленым фоном. В основе этой росписи свободный и сочный мазок кисти. Причем, мастера работают вручную не по образцам, а по правилам. Каждый автор подписывает свою работу. Таким образом, авторские жостовские подносы не имеют повторений, каждая работа уникальна.

Гжельская керамика

Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с "фирменным" цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

СЛАЙД 11 :УГОЛКИ ДПИ

Можно представить такой вариант уголка, где есть мини выставка предметов ДПИ, плакаты по декоративному искусству по тематике выставки, альбомы по ДПИ для рассматривания их детьми, дидактические игры.

СЛАЙД 12 :ДИДИКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

Игры, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством можно условно разделить на несколько групп :

1. игры, помогающие различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др. ;, Дидактическая игра «Домино» , «ЛОТО» , «Собери картинку»

2. игры, которые сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора; Дидактическое упражнение «Собери картинку» , Дидактическая игра «ЛОТО» , «Чудо узоры»

3. игры, для знакомства с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии. Дидактическая игра «Найди элементы узора»

СЛАЙД 13 :В основе дидактических игр лежат традиционные принципы, но их содержание-освоение особенностей декоративно-прикладного искусства . Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства : радости, восхищения, восторга. Дидактические игры способствуют обогащению знаний детей о декоративно-прикладном искусстве , традициях, истории возникновения того или иного вида народного промысла. Им становится понятна и близка стилистика народного творчества, дети находят и выделяют особенности росписи, цветовую палитру.

СЛАЙД 14 : АЛЬБОМЫ ПО ДПИ

1. Альбомы для творчества с образцами росписи

2. Альбомы традиций изготовления предметов ДПИ

3. Альбом наглядно –дидактическое пособие

Разделы: Работа с дошкольниками

Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое и не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и, краски, доступно и интересно ребенку, что, по моему убеждению, является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, я использую его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.

И в своей педагогической деятельности я отдаю огромное воспитательное значение народному искусству. Я считаю, что через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством использую в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки с большой охотой посещают дети, и их родители, и педагоги.

Поэтому после экскурсий на выставку в моей изостудии открывается мастерская для детей и их родителей. Ознакомление с народным искусством я осуществляю на основе собственной деятельности дошкольника, при этом сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает. Я стараюсь в работе с детьми добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.

Одним из интересных и любимых занятий детей является рисование “Украшение пряника” и лепка “Архангельский пряник”. Зрительный ряд на этих занятиях включает в себя наглядные пособия: элементы росписи, фигурные пряники, муляж пряника, натуральный тульский пряник, иллюстрации современных пряников. На таких занятиях дети приобретают знания о традициях чаепития, о возрасте пряника, его разнообразии (печатные, вырубные, свадебные, рождественские).

Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров, а после ознакомления с ними учатся составлять свои узоры по мотивам того или иного промысла. Народное искусство положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности, и как показывает работа с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, считаю важным развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы). А также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине. Все эти качества пригодятся детям, когда они уйдут из детского сада и станут школьниками.

Я предлагаю, примерные конспекты занятий, проводимых в моей изостудии.

Занятие-развлечение. Украшение пряника

  • воспитывать у детей любовь к искусству;
  • познакомить с народными художественными традициями;
  • учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;
  • закреплять навыки аккуратного рисования красками; ормировать умение использовать тычок для создания узора.

Зрительный ряд:

  • имитация ярмарочных прилавков (павло-пасадские платки, дымковские свистульки, расписной самовар, бублики, пряники),
  • таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи; муляж пряника.

Материалы: силуэты пряника на каждого ребенка, палитра, гуашь, кисть, тычок, вода, салфетка.

Оборудование: обруч с лентами - “карусель”,

Ход занятия

Появляются Скоморохи :

Сюда, сюда все приглашаются,
Ярмарка начинается!
Мальчишки и девчушки,
Откройте глаза, навострите ушки!
Русская ярмарка не каждый день бывает.
Чего здесь не наслышишься,
Чего здесь не навидишься!
Все будут довольны, никто не обидится!
Здесь и свистульки, здесь и игрушки.
Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные!
Здесь на всех, друзья хватит радости,
Будут игры, веселье, подарки и сладости. (Скоморох протягивает сундучок-подарок)

Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!

Ребята, вам интересно узнать, что в нем? Давайте посмотрим (достаю из сундучка муляж пряника: петушок). Что это? Конечно же, это петух, а как вы думаете, он простой? Действительно это не игрушка, это пряник. А вы любите пряники?

Скоморох:

Этот пряник необычный:

За долами, за лесами,
Есть резной, чудесный дом.
На крыльце петух с ключами,
Дед и баба за столом.
Перед ними тесто горкой
Меду целое ведерко,
Сливки в глиняном горшке.
Дед и баба все в муке
Слепили коровку масляну головку.
С нею рядышком коза
Леденцовые глаза.
Пастушок с дудочкой,
Рыболов с удочкой,
Дом и речка с мостиком,
И собака с хвостиком
Хлебные кони стоят на ладони,
Воду пьют, копытом бьют,
Просятся в поле - землю пахать,
На вольной ниве гривой махать.
Лепили, лепили, все в печь посадили.
Пусть поджарятся, подрумянятся!
Будут пряники пудовые,
Золотые и медовые!

О чем говориться в этом стихотворении? Правильно, о пряниках, какими назвал их Скоморох? – медовые, золотые. И, правда, посмотрите, как красивы они (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара (обращаю снимание детей на цвета глазури).

Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. И конечно, пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных.

Русские люди очень любят пить чай. И в городе Туле был изобретен самовар. Тула стала родиной не только самовару, но и Тульскому прянику. Тульские пряники медовые, со слоем повидла внутри, украшены белой глазурью. На этих пряниках даже делают надписи: “Родом я из Тулы – самовару брат!”

Мы с вами находимся на настоящей Ярмарке. Оглянитесь, здесь очень весело, звучит задорная музыка, все веселятся, пляшут. Подходим к “прилавку,” на котором стоят игрушки - свистульки

Скоморохи:

А про игрушки то мы позабыли.
Игрушка – игра. А делают ее настоящие мастера.
Русская игрушка повсюду славится,
Она и взрослым и детям нравится.
Дому украшение, ребятам утешение.
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины,
И синица вдруг запела голоском самой весны.

Здесь продают свистульки, попробуйте-ка (раздают детям свистульки), какие они звонкие (дети играют на свистульках).

Скоморох (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами):

Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.
Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,
Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?

Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)

Скоморох:

Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, вместе ехать весело!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова.

Скоморох:

Катались, свистели, да есть захотели.
А что за честь, коли нечего есть!
У нас есть угощенье, всем на удивленье.
Расступись народ честной, самовар кипит большой!

Ребята, да здесь пряниками всех угощают, и чаю наливают, хотите чаю отведать? Пока самовар будет греться, украсим узорами пряники (дети садятся за столы).

Пряник, который мы с вами будем украшать – Архангельский, он украшен красочной глазурью. Каких цветов? (ответы детей) Напоминаю детям как можно получить розовый цвет. Какими узорами украшен наш петух? Да на хвостике перышки, которые очень похожи на еловую веточку, гребешок и крылышко украшено точками, для этого используем тычок. Каждый из вас может придумать свой узор для пряничного петуха. Постарайтесь работать красками аккуратно, не забывайте после каждого цвета хорошо промывать кисть. А для хорошего настроения рисовать будем под русскую народную музыку. (Дети рисуют под музыку, по необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь). Какие красивые пряники получились, давайте рассмотрим, какие пряники получились красочные, яркие и аппетитные.

Ребята пока мы с вами украшали и рассматривали пряники, закипел самовар. Приглашаю всех к столу пить чай с пряниками медовыми. Приятного аппетита!

Лепка. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ пряник.

Задачи: учить создавать плоскостное изображение пряника, с помощью шаблона; побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета, и украшению его с помощью налепов; формировать навыки работы в технике соленого теста; воспитывать интерес к народным традициям.

Зрительный ряд:

  • таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи;
  • фотоматериалы “Современные пряники”; натуральные тульские пряники, муляж архангельского пряника, вырубные металлические формы.

Материалы:

  • соленое тесто: коричневого (какао), желтого, розового, зеленого, белого
  • цветов, шаблоны;
  • стека, скалка, розетка с водой, кисть щетинная, клеенка, салфетка.

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Ход занятия

Ребята, скажите, пожалуйста, какой недавно прошел праздник? Да, конечно же это рождественский праздник. Калядовщики к вам приходили? А чем вы их угощали? А в стародавние времена на Руси калядовщиков одаривали пряниками – “козулями”.

Не один Новый год или Рождество не проходили без красивых, ярких, праздничных пряников. Для детей и взрослых они были забава и лакомство, подарок и угощение, они приносят радость и поднимают настроение.

Пряники делали разные, были совсем маленькие (2-3 см.) и совсем огромные, которые едва умещались на возу. Были простенькие, с единственным украшением – надписью. Были такие расписные, что их было жалко кушать.

Пряники бывают вырубные и печатные. Как вы думаете, как это, вырубные, печатные? Печатный пряник делали с помощью доски, которая была украшена каким – либо изображением. Над печатным пряником всегда трудились резчик по дереву, чтобы изготовить печатную доску (рассматриваем иллюстрацию доски), и пекарь, чтобы испечь пряник по специальному рецепту. А вырубной пряник в отличие от печатного оттискивался не печатной доской, а вырубался контурной формой, изготовленной из легкого металла.

Изображали чаще всего сказочных зверей и птиц, рыб. После того как пряник испекся, его украшали цветной сахарной глазурью. Посмотрите на иллюстрации как можно украсить пряник.

Сегодня мы с вами тоже будем “печь” пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот играть… сколько пожелаешь.

Ребята, у всех вас есть кусочки цветного теста.

  1. Из большого коричневого куска раскатываем с помощью скалки лепешку,
  2. Далее с помощью стеки из лепешки вырезаем по шаблону пряник.
  3. Когда форма пряника будет вырезана, смочите салфетку водой, и аккуратно загладьте края “пряника” по контуру, чтоб они стали гладкими.
  4. Теперь необходимо украсить “пряник” “сахарной глазурью”: налепами цветного теста. предварительно надо смочить поверхность пряника в тех местах, где будет прикреплено украшение, для того чтобы украшение не осыпалось когда высохнет.

Теперь возьмите понравившийся вам шаблон и приступайте к работе. В процессе лепки помогаю детям советом, если возникают трудности или ошибки, показываю каким способом преодолеть, исправить их. Дети работают под музыкальное сопровождение русских народных мелодий.

По окончании работы проводим анализ работ, отмечаем какие разные, необычные получились пряники, вместе с детьми выбираем самый оригинально украшенный пряник и присваиваем автору работы звание “Пряничного умельца”. Когда “пряники” высохнут, дети смогут использовать их в своих играх.

Рисование. Сказочный терем Снегурочки

(роспись сырной доски)

  • учить детей видеть красоту зимней природы, передавать в рисунке цветовую гамму и сказочность зимнего пейзажа, используя приемы гжельской росписи;
  • учить рисовать многофигурные композиции, располагая дворец, дома, деревья на ближнем и дальнем планах;
  • закреплять знания о промысле, колорите, элементах росписи, приемах рисования;
  • закреплять умения рисовать маковой росписью, концом кисти;
  • воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе;
  • развивать самостоятельность и творческую фантазию.

Материалы: кисти № 2, № 5; палитры; гуашь; заготовки посуды.

Зрительный ряд:

  • иллюстрации с изображениями сказочных дворцов;
  • таблицы с изображениями окон, крыш на башнях, входов и т.п.

Ход занятия

Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас у себя в мастерской.

В России очень много самых разных глиняных промыслов, у каждого из них свои особенности. Давайте с вами поиграем в игру “Угадай-ка”: предлагаю детям выбрать из предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров. Правильный выбор подтверждается сюрпризом, находящимся в изделии сувениром.

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете особенности гжельского промысла.

Вы, конечно, знаете, что каждый мастер выполняет определенную работу:

Как вы думаете, что делает лепщик посуды и игрушек? (лепит игрушки и посуду)

А чем занимается грунтовщик?

Мастер по краскам?

Художник эскизов?

Ребята, а кто же наносит рисунок на изделие? Да, это художник по росписи изделий.

Ребята, на выставке вы обратили внимание, какими узорами гжельские мастера любят украшать свои изделия. Узор обычно бывает растительным: веточки, листья, травинки, цветы, завитки, сеточки. Главный рисунок помещается в центре изделия, отдельные элементы украшают края. Но очень часто мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого труда найти на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы. Посмотрите, мастера лепщики сделали для вас заготовки сырных досок, грунтовщики покрыли их специальным раствором – грунтом, чтобы краска хорошо ложилась на доску. А художник сделал эскиз росписи этой доски. Художник нарисовал сказочный терем, причем, обратите внимание, что его левая половина зеркально похожа на правую половину.

Русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица: “Всему можно научиться – важно не лениться”.

Мы с вами тоже сегодня будем рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело! Давайте с вами представим, что вы гжельские художники по росписи изделий, и каждый из вас украсит свою сырную доску сказочным дворцом для Снегурочки.

Дети приступают к рисованию. В процессе рисования напоминаю детям о правилах композиции, о переднем и дальнем планах.

По окончании работы дети рассматривают расписанные доски, и дарят их Снегурочке, она отмечает наиболее удачные работы в плане:

  • композиционного решения,
  • красоты, необычности сказочного терема,
  • цветового решения;

и дарит детям значки “Художник по росписи гжели!”