Храм иверской иконы на ордынке. Свято-Иверский храм пгт Тёплое Тульской области. Патриаршее подворье Приписана к храму Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря

Храм иверской иконы на ордынке. Свято-Иверский храм пгт Тёплое Тульской области. Патриаршее подворье Приписана к храму Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря

ЦЕРКОВЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Храм расположен вдоль маленького Иверского переулка между Малой и Большой Ордынками. Раньше на месте Иверского храма находилась деревянная церковь Георгия Великомученика, что на Всполье. Церковь стояла за полем, на самой южной окраине города. В книге «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» сообщается: «Церковь Святого Великомученика Георгия известна с 1625 года; в 1673 году гостем Семеном Потаповым построена вместо деревянной каменная церковь; приделы Иоанна Воина и Иверской Божией Матери, по коей и ныне слывет эта церковь».

Другие названия храма – «на Болвановке», «в Солодовниках», «на Ордынке», «у Серпуховских Ворот», «на Яру». Богатый купец Семен Потапов на свои средства построил еще и церковь Михаила Архангела, что в Овчинниках. Раньше в храме Иверской иконы Божией Матери был цинковый крест, словно исторический документ подтверждавший дату постройки и имя благодетеля. Церкви принадлежал большой участок земли с погостом и постройками церковного причта между Большой и Малой Ордынками, Иверским переулком и не дошедшим до наших дней тупиком с северной стороны храма. Первая каменная церковь состояла из трапезной, колокольни и четверика с трехчастной апсидой, который венчало пятиглавие.

В 1722 году был построен придел Иоанна Воина. Традиционно приход церкви составляли богатые дворянские семьи, купеческих семей было значительно меньше. К концу XVIII века зданию потребовалась перестройка. Вот что можно прочитать в книге издательства «Православная Таганка», посвященной Иверской церкви: «1788 года, июня, означенной церкви священник Василий Никитин с приходскими людьми, Церковь Иверской иконы Божией Матери поданным митрополиту Платону прошением просили разрешения «на настоящей св. вмч. Георгия церкви по малому ея пространству из 5 глав сделать одну с возможною великолепностию, а придел во имя вмч. Иоанна Воина за теснотою его и трапезы, требующих распространения, перестроить… и устроить в трапезе другой придел – во имя Пресвятой Богородицы Иверския».

Вскоре началось строительство нового каменного храма, а старую церковь пришлось разобрать. Средства на постройку выделил капитан И.И. Савинов, который жил напротив церкви. В 1802 году храм был выстроен. Он представлял собой ротонду с объемной трапезной и высокой колокольней. Вдоль Большой Ордынки и Иверского переулка возвели кирпичный забор с железной оградой и двумя воротами. Церковь освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, а бывший ее придел переименовали в Георгиевский. Точно неизвестно, кто являлся архитектором Иверского храма, но иногда называется имя И.В. Еготова – ученика В.И. Баженова. Храм приобрел округлые очертания – признак зрелого русского классицизма: двухъярусную ротонду с апсидой со скругленными концами и цилиндрический барабан, завершенный одноглавием. Западный вход украсил портик ионического ордера, увенчанный фронтоном.

В новый храм был перенесен список со знаменитой иконы Иверской Божией Матери из часовни у Воскресенских ворот. Этот образ Богородицы исстари считался Матушкой-Заступницей Москвы. Оригинал иконы, которую, согласно легенде, написал апостол Лука, хранится на Афоне. В 1648 году по просьбе патриарха Никона был сделан список с чудотворной иконы, ничем не отличающийся от оригинала («новая аки старая», как говорили раньше). Встречать афонских монахов, которые привезли икону в Москву, пришел царь с семьей, патриарх, бояре и всякий люд православный . На месте встречи, у Воскресенских ворот, была установлена Иверская часовня.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь воины-победители. Всякий, кто прибывал в столицу, – будь то царь или простой человек – первым делом шел поклониться Иверской иконе. Бронзовый знак нулевого километра Москвы до сих пор расположен прямо напротив Иверской часовни, которая с раннего утра и до поздней ночи переполнена молящимися.

В 1792 году с Иверской иконы был сделан список. Когда икону выносили из часовни для крестных ходов, торжественных поклонений или молебнов в домах, вместо нее выставлялся этот список. В 1802 году он обрел пристанище в заново выстроенной церкви Иверской иконы Божией Матери. После пожара 1812 года деревянных построек не осталось, кроме того, французами была разграблена и сама Иверская церковь. Первое обновление после пожара произошло в 1842 году, а второе – по случаю столетнего юбилея написания храмовой иконы Иверской Божией Матери – в 1892 году.

В 1898 – 1900 годах на средства семьи московских купцов Лебедевых в храме поновили и позолотили иконостас и сделали новую роспись. В начале XX века на территории церковного двора располагались дома священнослужителей и причта, каменная богадельня, прачечная, несколько деревянных строений и сад. Когда великая княгиня Елизавета Федоровна купила усадьбу на Большой Ордынке для строительства там Марфо-Мариинской обители, она часто приходила в Иверскую церковь на богослужения. Существует легенда, что в 1918 году в один из дней Пасхальной недели Елизавету Федоровну арестовали именно здесь во время крестного хода. А теперь в храме хранится икона с частицами мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары, которую церкви подарили монахи иерусалимского монастыря Марии Магдалины, где находятся мощи Елизаветы Федоровны.

В 1929 году церковь Иверской иконы Божией Матери была закрыта. Иверскую икону перенесли в храм Николы в Кузнецах. В разное время в церкви помещались клубы 2-го авторемонтного завода и кондитерской фабрики «Марат», кинотеатр, а с 1989 года – галерея современного искусства «Арт-модерн». К нашему времени на участке, принадлежащем церкви, не осталось никаких построек, кроме двухэтажной богадельни, которая теперь причислена к историческим зданиям. В храме была сломана колокольня до нижнего яруса, снесена глава с крестом, разрушена ограда, пробиты дополнительные окна, утеряна настенная живопись и фрески братьев Белоусовых, расписывавших Грановитую палату Московского Кремля. В храме не осталось ни одного иконостаса, а многие иконы были сожжены. Иверская церковь подверглась настоящему разграблению: из нее было вывезено около тонны серебра (риз, окладов икон, богослужебной утвари).

В 1993 году храм и его историческая территория были возвращены Русской православной церкви. В 1994 году начались церковные службы. К счастью, теперь храм полностью восстановлен, надстроены верхние ярусы колокольни, воссоздана глава, произведена реставрация росписей внутри церкви. Некоторые из отреставрированных масляных росписей датируются XVIII – XIX веками. Церкви возвращен облик 1792 – 1802 годов. Помимо храмовой чудотворной иконы Иверской Божией Матери, особо чтимыми образами в Иверской церкви считаются икона Божией Матери Неупиваемая Чаша, икона целителя Пантелеимона и икона святого великомученика Георгия Победоносца. Одной из святынь храма является мощевик с частицами мощей киево-печерских и оптинских святых.

Сегодня Иверская церковь занимает особое место в архитектуре Замоскворечья, прекрасно вписываясь в классицистический ансамбль зданий, находящихся возле церкви. Объемы разных частей как будто сливаются друг с другом: ротонда с трапезной, трапезная с колокольней. Только верхний цилиндрический ярус колокольни, украшенный пилястрами, своим блестящим шпилем устремлен вверх. Гармоничность облика церкви достигается за счет едва заметных деталей, например единства форм и пропорций арок боковых порталов и окон ротонды. Стены храма украшены белокаменными тягами и карнизами, подчеркивающими объемы сооружения. Внутреннее пространство церкви, впечатляющее своей обширностью, – результат объединения трапезной и приделов арками. Трапезная и боковые притворы с арочными порталами утяжеляют нижний ярус ротонды. Храму немного недостает легкости и пластичности, но, наверное, он изначально и не был на это рассчитан. Церковь Иверской иконы Божией Матери не обладает такими выдающимися индивидуальными особенностями, как, например, Скорбященская церковь или церковь Николы в Пыжах, но ее можно назвать ярким примером русского классицизма.

Из книги В поисках морального абсолюта: сравнительный анализ этических систем автора Латцер Ирвин У

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

Глава 30. Об прошении помощи Божией и вере в возвращение благодати Его Сын Мой, Я - Господь, дающий силы на день скорби. Приди ко Мне во время скорби своей. Оттого медлит так небесное утешение, что ты слишком поздно обращаешься к молитве: и прежде чем станешь усердно просить

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Глава 2. О великой любви и благости Божией, являемой человеку в таинстве На благость Твою, Господи, и на великое Твое милосердие уповая, я приступаю недужный к Целителю, голодный и жаждущий к Источнику жизни, безродный к Царю Небесному, раб к Господу, создание к Создателю,

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Цыпочки – иконы стиля Июньским вечером 1998 года они вторглись в нашу жизнь. Четыре незамужние сексапильные молодые женщины, эмансипированные, раскованные, с большим чувством юмора. Им было по тридцать, и они не побоялись сказать, что любят секс, хотя и не скрывали своего

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Из книги Софиология автора Коллектив авторов

ПО ПУТИ К ХРАМУ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ На месте дома № 18 когда-то была усадьба Семена Ивановича Ягодкина. Во многих путеводителях указано, что она принадлежала надворному советнику Ягодкину в 1837 году. Но согласно архивному документу, представитель

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Большая Ордынка, № 20) Первая церковь, стоящая непосредственно на Большой Ордынке, – монументальный храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Возле него остановимся надолго. Эта церковь не может не впечатлять и не

Из книги автора

Изображение Божией Матери Николай Надеждин

Из книги автора

Для каких целей Св. Церковь ввела в употребление св. иконы? Св. Церковь призвала в свою область живописное художество с тем, чтобы возвысить его до тех высоких идей, которые едва доступны уму человеческому, чтобы сообщить живописи направление, достойное всех усилий

Посвящение этой церкви в честь одной из наиболее известных икон Богородицы не такое древнее, как может показаться. Изначально она имела иное имя, в честь святого, который стал частью герба Москвы.

Деревянная церковь на этом месте впервые упомянута в документах в 1625 году с другим посвящением – во имя святого Георгия Победоносца. Прибавление «на Всполье» обозначает древнее расположение храма возле поля, на окраине города – граница Москвы в то время проходила по траектории Садового кольца. На смену деревянному зданию в 1673 году пришла каменная постройка, созданная на средства купца Семена Потапова и получившая придел Иоанна Воина. Здание представляло собой традиционный московский храм конца XVII века, увенчанный пятиглавием, с шатровой колокольней. Однако по прошествии более ста лет церковь обветшала и была полностью разобрана для нового строительства. Храмоздателем выступил местный житель, капитан И.И. Савинов, живший напротив церкви. Работы продолжались с 1798 по 1802 год.

Новое здание церкви предположительно строил архитектор И.В. Еготов – ученик , который в то время начинал свою профессиональную карьеру. Позже по его проектам будут построены церковь-усыпальница князей Голицыных в Донском монастыре, усадьба Дурасовых в Люблино, а также старое здание Оружейной палаты в Кремле (последнее не сохранилось). Иверская церковь на Большой Ордынке возведена в стилистике позднего классицизма, в сухих и лаконичных формах – без обилия декора на фасадах, но зато с мощным куполом, прорезанным тройными окнами и венчающим основную часть храма. Небольшая главка на куполе тоже оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями. На Большую Ордынку выходит трапезная, вход в нее отмечен четырехколонным портиком ионического ордера с фронтоном, над которым поставлена колокольня с вытянутым шпилем.

При строительстве новой церкви сменилось и ее имя: главный престол был освящен в честь Иверской иконы, а Георгиевским стал один их приделов в трапезной. Второй придел остался Иоанновским, как и прежде. В дальнейшем, вплоть до ХХ века, значительных перестроек в церкви не было. Чуть поодаль, на церковном дворе, сохранилось двухэтажное здание приходской богадельни, рассчитанной на 15 женщин – главным образом, из прислуги местных жителей.

Церковь была закрыта для служб в 1929–1930 годах, ее глава и верхний ярус колокольни разобраны. Внутреннее убранство оказалось уничтожено, лишь несколько икон удалось сохранить – в том числе храмовый образ Иверской Божией Матери, перенесенный в церковь святого Николая Чудотворца в Кузнецах. Само помещение было разгорожено на три этажа и использовалось сначала в качестве клуба Второго авторемонтного завода, потом клуба кондитерской фабрики «Марат», а в 1989 году оно стало галереей современного искусства. В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.

Посвящение этой церкви в честь одной из наиболее известных икон Богородицы не такое древнее, как может показаться. Изначально она имела иное имя, в честь святого, который стал частью герба Москвы.

Деревянная церковь на этом месте впервые упомянута в документах в 1625 году с другим посвящением – во имя святого Георгия Победоносца. Прибавление «на Всполье» обозначает древнее расположение храма возле поля, на окраине города – граница Москвы в то время проходила по траектории Садового кольца. На смену деревянному зданию в 1673 году пришла каменная постройка, созданная на средства купца Семена Потапова и получившая придел Иоанна Воина. Здание представляло собой традиционный московский храм конца XVII века, увенчанный пятиглавием, с шатровой колокольней. Однако по прошествии более ста лет церковь обветшала и была полностью разобрана для нового строительства. Храмоздателем выступил местный житель, капитан И.И. Савинов, живший напротив церкви. Работы продолжались с 1798 по 1802 год.

Новое здание церкви предположительно строил архитектор И.В. Еготов – ученик , который в то время начинал свою профессиональную карьеру. Позже по его проектам будут построены церковь-усыпальница князей Голицыных в Донском монастыре, усадьба Дурасовых в Люблино, а также старое здание Оружейной палаты в Кремле (последнее не сохранилось). Иверская церковь на Большой Ордынке возведена в стилистике позднего классицизма, в сухих и лаконичных формах – без обилия декора на фасадах, но зато с мощным куполом, прорезанным тройными окнами и венчающим основную часть храма. Небольшая главка на куполе тоже оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями. На Большую Ордынку выходит трапезная, вход в нее отмечен четырехколонным портиком ионического ордера с фронтоном, над которым поставлена колокольня с вытянутым шпилем.

При строительстве новой церкви сменилось и ее имя: главный престол был освящен в честь Иверской иконы, а Георгиевским стал один их приделов в трапезной. Второй придел остался Иоанновским, как и прежде. В дальнейшем, вплоть до ХХ века, значительных перестроек в церкви не было. Чуть поодаль, на церковном дворе, сохранилось двухэтажное здание приходской богадельни, рассчитанной на 15 женщин – главным образом, из прислуги местных жителей.

Церковь была закрыта для служб в 1929–1930 годах, ее глава и верхний ярус колокольни разобраны. Внутреннее убранство оказалось уничтожено, лишь несколько икон удалось сохранить – в том числе храмовый образ Иверской Божией Матери, перенесенный в церковь святого Николая Чудотворца в Кузнецах. Само помещение было разгорожено на три этажа и использовалось сначала в качестве клуба Второго авторемонтного завода, потом клуба кондитерской фабрики «Марат», а в 1989 году оно стало галереей современного искусства. В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.

Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье. Фото:Ludvig14

Адрес: ул. Большая Ордынка, 39

Иверская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон на Руси. Сама же Иверская икона названа так по имени Иверского монастыря на Святом Афоне. Чудесным образом обретенная, она до сих пор висит над вратами обители, коее место, по преданию, она сама себе и выбрала. Отсюда, кстати, и ее другое название – Вратарница.

В середине 17-го века принесены были на русскую землю несколько списков с иконы, из которых наиболее прославился список в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, которые с тех пор стали зваться Иверскими воротами.

Неудивительно, что появились на Руси монастыри и храмы в честь Иверской Иконы Божией Матери.

Церковь Иверской Иконы Божией Матери, что ныне стоит на Большой Ордынке, 39, первоначально именовалась Церковью Георгия Великомученика. Известна она как деревянная с 1625 года. Спустя полвека на свои средства купец Семен Потапов поставил каменный храм.

Еще сто лет спустя, в конце века 18-го, прихожанин Иван Савинов просил позволения обновить здание Георгиевской церкви. Однако же храм так обветшал, что обновит его не получалось, и фактически здание было выстроено заново. Вот тогда-то главный храм и был освящен в честь Иверской иконы, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия.

Храм завершили в 1802 году, и в это же время сюда перенесли список с Иверской иконы, который был заместительным у известного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот. Этот заместительный список выставляли вместо основного образа в этой часовне, когда основной брался для совершения крестных ходов, или для поклонений и молитв выставляли его в храмах и монастырях Москвы и России.

С тех самых пор комплекс церкви Иверской иконы Божией Матери считается одним из лучших образцов московского классицизма конца XVIII- начала XIX веков.

Храм закрыли в 1929 году. Снесли главу и колокольню, а само здание использовали для различных, далеких от церковных нужд. Одно время в здание даже размещался кинотеатр.

Реставрационные работы начались лишь в 1990 году. А открылся храм в 1994-м.

Контакты: храма Иверской иконы Божьей Матери на Всполье

Адрес: ул. Большая Ордынка, 39

Ближайшие станции метро:

Фото: Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери в Сивцевом Вражке

Фото и описание

Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери в Сивцевом Вражке возведена в период с 1993 года по 1995 год. Часовня освящена 26 октября 1995 года в честь Иверской иконы Божией Матери.

Церковь-часовня состоит при средней общеобразовательной школе с этнокультурной грузинской составляющей. В здании школы ранее (в 1988 году) был открыт детский сад для грузинских детей, а позже открыта школа.

Церковь-часовня Иверской иконы Божией Матери представляет собой небольшое здание восьмиугольной формы. Здание башнеобразное без выделенной апсиды. С западной стороны здания находится притвор. Восьмискатная крыша здания увенчана крестом.

Интересна история иконы Божией Матери «Иверская» «Вратница». В 9 веке близ города Никеи (ныне территория Турции) в доме благочестивой вдовы находилась икона Божией Матери. Это были времена иконоборства. Когда икону нашли воины, целью которых было находить и уничтожать иконы Богородицы, вдова упросила за вознаграждение оставить ей икону до утра. Воины согласились, но, уходя, один воин ударил копьем в лик Богородице. Мгновенно из пронзенной иконы потекла кровь. Испугавшись, воины ушли. Вдова отнесла икону к морю и опустила в воду, желая спасти икону. Икона не легла на воду, а стоя двинулась по морю.

Через два века икона была обретена монахами Иверской обители в Афоне. Ее поместили в храм, но утром нашли над воротами. Так повторялось несколько раз. И вот Пресвятая Богородица явилась преподобному Гавриилу и сказала, что не хочет быть хранимой иноками, а желает сама быть Хранительницей. Иноки возвели надвратную церковь. В ней чудотворная икона находится поныне. «Иверской» икона названа по имени обители, а по месту нахождения – «Вратницей».

О чудотворной иконе хорошо знали в России. В царствование Алексея Михайловича в Иверском Афонском монастыре был заказан список иконы. Доску для иконы изготовили из кипарисного дерева. После Божественной литургии смешали святую воду и частички святых мощей. Иконописец смешал их с красками и написал икону Божией Матери. В октябре месяце 1648 года икону привезли в Москву. Ее торжественно встречал царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и множество людей. С тех пор это одна из самых чтимых православных икон.