Церковь троицы в никитниках описание. Храм живоначальной троицы в никитниках. Внутреннее убранство храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Церковь троицы в никитниках описание. Храм живоначальной троицы в никитниках. Внутреннее убранство храма Живоначальной Троицы в Никитниках
Церковь троицы в никитниках описание. Храм живоначальной троицы в никитниках. Внутреннее убранство храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм Святой Троицы в Никитниках - уникальное строение, которое может претендовать на одну из красивых церквей Москвы. Гуляя улицами Москвы, невозможно не восторгаться архитектурой церкви Троицы Живоначальной, которая является единственной достопримечательностью самого короткого переулка в столице, Никитникова. Старомосковская святыня буквально спрятана среди современных новостроек.

Исторические сведения

До 1626 года на месте Троицкого храма стояла Никитская церковь, которая сгорела, но икона святого Никиты была спасена.

Купец Григорий Никитников увековечил свое имя в названии московского переулка тем, что в 1628 году начал строительство каменный Троицкий храм. Почти четверть века строительство то начиналось, то прекращалось, менялись декоративные украшения, вносились изменения во внутреннюю отделку.

Храм Святой Троицы в Никитниках, Москва

Параллельно с возведением церкви Святой Троицы купец позаботился и о своем семействе, построив семейную усыпальницу в домовой церкви, которая расположилась в южном престоле великомученика. Никиты. Церковный подклет одновременно служил хранилищем для купеческих товаров. Из домовой церкви попасть в храмовое помещение можно было по специальному переходу.

Другие храмы в честь Святой Троицы:

Благодаря многофигурной, динамичной росписи, сделанной по рисункам голландского художника Бохта, которая создавалась лучшими специалистами своего дела из Оружейной палаты, началось новое направление в русском церковном зодчестве.

Художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков написали шедевры икон, которые украсили местный иконостас. Уникальная картина «Древо государей Российских» стала местной достопримечательностью.

Фрески Симона Ушакова в интерьере верхнего храма Троицкой церкви

Со времени постройки шедевра русского зодчества в дизайне многих московских церквей появились шатровые пристройки, крылечка, колокольни, с декорированными наличниками окон. Если внимательно присмотреться к фасадному окну, выходящему в переулок, можно увидеть уникальную резьбу, на которой изображены попугаи.

Декор Троицкой церкви перекликается с еще одним шедевром зодчества, московским Теремным дворцом, построенным в Кремле в 1636 году. У историков возникали предположения, что именно царские мастера были приглашены на строительство нового храма.

Интересно! До 1926 года Никитников переулок называли Грузинским, хотя с Грузией он не имеет ничего общего. Это название закрепилось за переулком благодаря , ставшей святыней церкви. Список чудотворного образа был написан в 1654 году в память об избавлении Москвы от моровой язвы.

1871 год едва не стал последним годом существования красавицы-церкви, когда на ее месте было решено возвести торговые здания. Торговый комплекс вырос в 1901 году, закрыв своим видом шедевральную постройку XVII века, но это не повредило храму.

Через три года после революции храм закрыли, но не снесли и не разрушили, признав в нем архитектурный памятник культуры первого порядка.

Интерьер нижнего храма Троицкой церкви

Через 14 лет в 1934 году здесь стал работать Государственный исторический музей, затем музей художника, создавшего уникальные шедевры для церкви в Никитниках, Симона Ушакова, с 1963 года здесь работали выставки, демонстрирующие древнерусскую живопись.

Возрождение прихода началось в 1999 году и только через девять лет храм вернули Православной Церкви.

Святыни Троицкой церкви в Никитниках

Жители Москвы и гости города приходят в Троицкий храм поклониться около икон Божьей Матери:

  • «Грузинская»;
  • « » и другие.

Престольные праздники

Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.

  • Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
  • Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
  • 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
  • 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря - , архиепископа Мирликийского.

Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках

Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, .

Неподалеку от улицы Варварка расположен короткий Никитниковский переулок, где сохранился один из превосходных памятников первой половины XVII века - церковь Троицы «в Никитниках», иногда именуемая церковью Грузинской Богоматери (по хранившейся здесь иконе). Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635-1653 годов на средства купца Г. Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.
Долгий срок строительства храма объясняется тем, что к нему постепенно добавляли отдельные пристройки - то в виде двух приделов, то в виде колокольни, трапезной-притвора, крыльца. Вся эта группа разнохарактерных объемов, поражающая живописностью декоративных приемов их обработки, была в связи с расположением храма на косогоре поставлена на высокий подклет, что обострило сказочный характер архитектуры с ее «узорочьем», столь ценимым в XVII веке на Руси. Несмотря на все особенности церкви Троицы «в Никитниках», в ней находят себе место и развиваются те же архитектурные принципы, что и в соборе Василия Блаженного. Композиция храма невольно заставляет вспомнить жилые деревянные хоромы того времени, отличавшиеся сложным построением. Именно в светском зодчестве каменных дел мастера находили примеры при возведении каменных храмов. Поэтому-то в архитектуре церквей XVII века не только появляются детали, которые представляют собой не что иное, как переложение в камне и кирпиче деревянных форм, но и возрастает светское начало.
Мастера наделили завершающие части Троицкой церкви особой декоративностью, чтобы выделить ее среди окружающих деревянных строений города. Особенно живописен верх основного храма с его сложно скомпонованным антаблементом и ярусами кокошников, украшенных в тимпанах муравлеными - зелеными изразцами.
Заказчика, видимо, привлекали все те новшества, которые он видел в только что отстроенном кремлевском Теремном дворце. Именно этим можно объяснить наличие изящной белокаменной резьбы, покрывающей наличники окон главного южного фасада здания и его внутренние порталы. Некогда эта резьба была раскрашена, отвечая красочной гамме фресок, украшающих внутренние стены храма. Фрески полосами обходят основное помещение. Их относительно небольшой масштаб (по сравнению с фресками XV-XVI вв.) и пестрота красок соответствуют узорчатости наружных декоративных форм.
Иконы сохранившегося иконостаса были выполнены Симоном Ушаковым - основоположником светотеневой живописи в русском искусстве. Особенно хороша икона «Благовещение», выполненная Я. Казанцевым и Г. Кондратьевым при участии С. Ушакова. Она обращает на себя внимание детально выписанным архитектурным пейзажем. По колориту, насыщенному золотом, икона несколько напоминает живопись по финифти (эмали).
Церковь Троицы «в Никитниках» так богата архитектурными деталями, что может считаться как бы энциклопедией - собранием архитектурных приемов и деталей, которые не раз применялись в позднейших памятниках Москвы XVII века.

© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.

Немного осталось в столице настоящих шедевров дивного русского узорочья. Не случайно при строительстве новых храмов московские зодчие брали за образец именно эту церковь.

Иждивением ярославского купца

До недавнего времени пройти к Троицкой церкви было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварке и, не доходя до площади Варварские ворота (бывшая площадь Ногина), свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно было и от метро «Китай-город» добраться. Ныне, увы, ситуация осложнилась – храм словно «зажат» между огромными чужеродными строениями, да еще попал в режимную зону. Ипатьевский переулок перегородили воротами и шлагбаумами, которые открыты лишь по будням. Со стороны Старой площади возникла ограда. Впрочем, препятствия эти достаточно легко преодолеваются, и усердный паломник будет сторицей вознагражден: храм явит ему свою неповторимую красоту и все свои святыни.

В конце XVI века здесь стояла небольшая деревянная церквушка во имя Никиты Мученика «на Глинищах». Она сгорела во время опустошительного пожара 1626 года, но чтимая икона «Святой Никита с житием» уцелела и попала в руки богатого ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова, владевшего несколькими лавками в торговых рядах на Красной площади. Он и проживал недалеко, хоромы его, говорят, могли посоперничать роскошью с жилищем любого из царских приближенных. В 1631 году Никитников выделил крупную сумму на возведение новой церкви, а так как находилась она фактически на его дворе, вся местность получила название Никитники.

«Государев жалованный изограф руку приложил»

Судя по документам, строила церковь лучшая московская артель, та, что ставила Теремной дворец в Кремле. Если и сейчас храмовое здание производит незабываемое впечатление, то можно представить, насколько необычно выглядело оно для своего времени. Ярко-красные стены с белокаменными наличниками, пирамида кокошников («огненных языков»), зеленые главы…

В XIX веке возникала даже мысль, что проектировал храм отнюдь не архитектор, а иконописец. Возможно, знаменитый изограф Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков – любимый мастер царя Алексея Михайловича. Правда, это лишь предположение. Но вот что известно совершенно точно – Ушакову поручили выполнить внутренние росписи. И он со своими помощниками Иосифом Владимировым, Яковом Казанцем да Гаврилой Кондратьевым справился с задачей блестяще.

Для Ушакова Троицкая церковь стала любимой, и многие годы потом он своими иконами стремился дополнить ее благолепие. Кстати, каменные палаты художника с мастерской стояли по соседству – в Ипатьевском переулке, они тоже уцелели.

Царь Небесный венчает царя земного

Ушаковские фрески покрывают храмовый интерьер сплошным ковром и создают неповторимый колорит. В нижнем ряду главного пятиярусного иконостаса находится сразу несколько святынь. Это большие иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов» И. Владимирова, «Благовещение с акафистом» (совместная работа Я. Казанца, Г. Кондратьева и С. Ушакова) и «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского» С. Ушакова. О последней следует рассказать особо.

В средней части помещено в овале изображение Божией Матери, а вокруг, на ветвях древа, символизирующего Российское государство, расположены образы русских святых и портреты князей и царей. Внизу видна Кремлевская стена, а за ней Успенский собор, подле которого великий князь Иван Калита и митрополит Петр поливают растущее древо. На Кремлевской стене возвышаются фигуры государя Алексея Михайловича, государыни Марии Ильиничны и их сыновей, Алексея и Федора. Вверху иконы – Иисус Христос, вручающий Ангелам ризу и венец для Алексея Михайловича. Царь Небесный венчает царя земного.

Глубокий замысел художника очевиден: это и похвала Божией Матери – великой Заступнице и Покровительнице Земли Русской, и прославление истории Москвы, и апофеоз правящей династии, и утверждение единства государства и Церкви. Опираясь на иконографию родословной Иисуса, называемую «Древо Иессеево», Симон Ушаков создал произведение оригинальное и исключительно духовное, перед которым можно стоять часами.

Избавительница от чумы

Еще одной здешней святыней является список с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери.

В 1622 году, при завоевании Грузии шахом Аббасом I, икону вывезли в Персию, где ее случайно заметил некто Стефан Лазарев, приказчик ярославского купца Егора Лыткина. Приказчику удалось выкупить образ у персов. В тот же самый день сам Лыткин, находившийся за тысячи верст, увидел чудесную икону во сне и получил повеление отправить ее в Черногорский Богородицкий монастырь под Архангельском. Это и было сделано, как только Лазарев вернулся с иконой из дальнего странствия.

В обители Грузинская икона Божией Матери прославилась многими исцелениями. В 1654 году ее привезли в Москву, чтобы поновить и сделать новый оклад. В городе в это время вспыхнула эпидемия чумы, к иконе потянулись вереницы верующих, и произошло чудо: болезнь отступила.

В благодарность за исцеление своего сына Гавриил Евдокимов, серебряных дел мастер, заказал Симону Ушакову список с Грузинской иконы, а через некоторое время подарил его Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие эту икону, нередко в обиходе называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской Богоматери «что на Варварке». Когда же отмечалось 250-летие избавления Москвы от чумы (1904), образу посвятили отдельный придел храма.

Под неусыпным попечением

Все работы по благоукрашению Троицкой церкви были завершены к 1653 году. Семейство Никитниковых поколение за поколением тщательно следило за своим родовым храмом, исполняя духовное завещание его строителя: «… и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свече, и вино церковное и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтобы церковь Божия без пения не была и ни зачем не стала, как было при мне, Григорие». Любопытно, что правнук Г.Л. Никитникова Иван Григорьевич Булгаков более интересовался искусством и церковью, чем торговыми делами, именно при нем поставлена была финальная точка в пышном храмовом убранстве – денег на это он не жалел.

Южный придел, небольшой, очень уютный, посвященный Никите Мученику, Никитниковым был особенно близок. Прежде всего по созвучию своей фамилии с именем святого. Именно сюда Григорий Никитников перенес ту самую житийную икону Никиты Воина из сгоревшего храма. Среди росписей алтаря можно увидеть портрет семьи Никитниковых (пример исключительный, ибо никогда прежде мирян, пусть даже храмоздателей, среди святых не помещали). Под этим приделом были захоронены рано скончавшиеся внуки основателя храма – Борис и Григорий.

Не обходили церковь своим вниманием и российские правители. Алексей Михайлович преподнес в дар два медных паникадила с двуглавыми орлами. Одно из них висит под главным сводом, другое, поменьше, в Никитском приделе. А в апреле 1900-го храм посетил Николай II с супругой, при этом император лично распорядился, какие обновления в нем надо произвести.

Сталин похвалил

Богослужения в церкви Троицы в Никитниках прекратились в 1920 году (в нижнем приделе – в 1929-м), но здание, по счастью, не разрушили, а сразу же обратили в Музей Симона Ушакова. Так выдающийся художник, можно сказать, уже посмертно внес вклад в сохранение этого островка духовности.

Правда, однажды реальная угроза сноса над церковью все же нависла. Но тут явлена была безусловная милость Пресвятой Богородицы. Иосиф Сталин, говорят, узнав о том, что второе название Троицкого храма – церковь Грузинской Божией Матери, произнес: «Очень правильное название!» И здание оставили в покое.

Позднее тут развернулся Музей древнерусской живописи, филиал ГИМа, причем тогда была проведена капитальная научная реставрация фасадов, расчищены от позднейших наслоений фрески XVII века.

В нижнем храме установлена каменная чаша для освящения воды. Ее крышка весит 80 кг, вся же чаша – 600 кг. Сделана она из цельного камня, который называется «Иерусалимская роза». Его добывают в палестинских каменоломнях на Святой Земле. Из этого же материала сооружена и Кувуклия Гроба Господня. Именно на Гробе Господнем освятили крышку никитниковской водосвятной чаши, изготовленной мастерами в Иерусалиме и преподнесенной в дар приходу.

А в 1990-х годах началось постепенное возвращение молитвенной жизни в эти стены. И шел этот процесс почти два десятка лет, пока окончательно не был отселен музей. Но и после этого службы в главном храме Святой Троицы проходят довольно редко, по большим праздникам. Что касается остальных верхних приделов, то полностью действует только Никольский. В Никитском нужно оборудовать новый иконостас, ибо прежний забрали как художественную ценность выезжавшие музейные работники. Придел же апостола Иоанна Богослова (под колокольней) требует полной реставрации, сейчас там проходят занятия воскресной школы.

Так что пока будничная деятельность прихода сосредотачивается в подклете – в заново обустроенном «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери, где и пребывает отныне резной киот с копи ей чудотворного образа.

Обязательно обратим внимание и на список с чудотворной Казанской-Тобольской иконы Богородицы, перед которой последний российский император молился во время ссылки в Тобольске.

Приход

В центре столицы, где стоит храм, жилых домов немного, а значит, мало и прихожан. Однако вместе с настоятелем протоиереем Арсением Тотевым из церкви Иоанна Воина на Якиманке, где он прежде служил, перешли сюда и его духовные дети. Они и составили костяк прихода. Многие приглашали своих близких. В основном приезжают из отдаленных айонов города. Так или иначе, приход сложился, и батюшка этому очень рад. «Пока не был передан нам весь храм, нижний придел зачастую не вмещал всех желающих, – рассказывает отец Арсений, – люди стояли на улице и слушали службу через динамики.

Теперь, конечно, стало легче, и, например, на Пасху к нам собирается больше сотни человек. И дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше!»

В блокнгот паломнику:

Э нциклопедией дивного узорочья называют искусствоведы церковь св. Живоначальной Троицы в Никитниках, построенную и украшенную в 1630-60-х гг. несколькими поколениями купеческой семьи Никитниковых. Внутри она расписана лучшими мастерами Оружейной палаты: Яковом Казанцом, Симоном Ушаковым, Осипом Владимировым и Гаврилой Кондратьевым. Про историю и внешнее убранство храма я подробно рассказываю на . А вот попасть внутрь, чтобы увидеть его великолепные интерьеры, теперь очень сложно. В советское время в здании церкви работал Музей архитектуры и живописи XVII в. (филиал ГИМ). Но с 2007 г. оно полностью принадлежит московской патриархии, а с 2012 г. еще и попало в режимную зону Управления делами Президента РФ. Приход допускает граждан в верхний храм либо по главным церковным праздникам, либо группами по предварительной договоренности платно. ФСО пропускает к храму через КПП по одним ей известным законам. Организовать гарантированное посещение Троицкой церкви в таких условиях можно только виртуально.

В настоящее время в храме 5 приделов:











св. Живоначальной Троицы вмч. Никиты Воина свт. Николая Чудотворца ап. Иоанна Богослова Грузинской иконы Божией Матери

Ц ерковное крыльцо в виде шатрового рундука на массивных столбах с висячими белокаменными гирьками и лестница на ползучей арке ведут на западную галерею.

П ройдя галерею, входим в трапезную главного храма через перспективный полуциркульный портал с массивными железными дверями и коваными решетками. На дверях преобладают изображения птицы Сирин и павлина – церковных символов христианской души и рая. Но есть и языческие символы. Т.е. двери представляют рай, изображенный народными мастерами сказочным миром.


В левом углу трапезной невысокая дверь в полутемную трапезную придела свт. Николая Чудотворца. В Никольском приделе сохранился «Спас Нерукотворный» кисти С.Ф. Ушакова (1658).


А прямо широкий и невысокий полуциркульный резной белокаменный портал ведет в главный храм. Над ним – ушаковский образ Спасителя «Великий Архиерей» (1657).


Н а полу зала плиты из мраморовидного известняка. С потолка свисают 2 медных посеребренных паникадила, над которыми парят орлы с распростертыми крыльями (царский вклад в храм).


В зале 2 деревянные открытые многоугольные беседки с подъемными лавками внутри. Их резные подзоры с херувимами поддерживают точеные столбики. Нижняя часть украшена полуколонками, а основанием является помост с двумя ступенями. Это переносные клиросы, служившие местами для почетных посетителей.

Д вухсветное пространство зала сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные, красочные бытовые картины.


П од сводами в стены заложены 2 ряда голосников (своды апсид наполнены ими сплошь) - обожженных горшков, расположенных отверстиями к внутренней поверхности стены. Они нужны для подавления отголоска или отражения звука, а не для его усиления.

Г лавное украшение храма – старинный резной 5-ти ярусный иконостас с очень прочной позолотой. Его завершает ряд гладких кокошников с восьмиконечными крестами, чередующихся с золочеными херувимами. В верхних ярусах иконостаса: праотеческом, пророческом, праздничном и Деисусном (деисисном) - иконы «строгановского письма». Иконы местного ряда написаны ведущими мастерами Оружейной палаты. Слева от царских врат «Благовещение с акафистом» (12-ю клеймами, иллюстрирующими песни, прославляющие Богоматерь) 1659 г. работы Якова Казанца, Симона Ушакова и Гаврилы Кондратьева. Молодым «знаменщиком» Ушаковым на ней написаны только лики. Композицию, очевидно, придумал Казанец. Справа предпоследняя икона - «Сошествие Святого Духа на апостолов» с Богоматерью в центре композиции кисти Осипа Владимирова. Передана в Третьяковскую галерею написанная для этого храма знаменитая ушаковская икона Владимирской Божией Матери («Насаждение древа Государства Российского»). В иконостасе ее копия. Над местным рядом им же написаны сочетанием темперы и масляных красок 9 круглых медальонов с оплечными изображениями учителей Вселенской церкви.


В левой стене зала посередине высокий резной белокаменный прямоугольный портал ведет в придел свт. Николая Чудотворца. А справа от иконостаса высокая белокаменная пятилопастная арка – вход в придел вмч. Никиты Воина.


В его предалтарном помещении хорошо сохранился паркет XVII в. из толстых сосновых колод. Праотеческий ряд миниатюрного 5-ярусного иконостаса из-за низкого свода немного наклонен. Праздничный ярус необычно заполнен иконами церковных праздников «Цветной триоди» (периода от Пасхи до Духова дня): «Исцеление расслабленного», «Преполовение», «Беседа с самарянкой» и др. Одна из икон - «Исцеление слепого» - написана Осипом Владимировым с нарушением канона по образцу голландской гравюры. В местном ряде чтимая древняя икона вмч. Никиты Воина с 14-ю житийными клеймами.


З десь же фамильный характер придела подтверждает написанная до 1648 г. патрональная икона «Богоматерь «Благодатное небо» с коленопреклоненными преподобными Георгием Хезовитом и Андреем Критским, тезоименными устроителям храма. А на групповом портрете людей в светской одежде без нимбов, как считают исследователи, изображено все семейство Никитниковых.

В первые в московской архитектуре шатровую колокольню этой церкви поставили над северо-западным углом галереи, соединили с церковью лестницей и разместили в ее подклете придел ап. Иoaнна Богослова.


Е го стены расписаны сценами из Апокалипсиса в своеобразной трактовке.



П одвалы под церковью изначально служили складами купеческих товаров. Но в 1904 г. там устроили нижний храм с приделом во имя Грузинской иконы Божией Матери. В нем теперь преимущественно и проводят богослужения.

И спользованы фотографии из коллекции И.Ф. Барщевского и путеводителя, изданного храмом; работы художников Ольги Дреминой и Дмитрия Сузюмова.

Нравится

Фото: Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках

Фото и описание

Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1628-51 гг. по заказу купца Григория Никитникова на территории его усадьбы. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Никиты Мученика на Глинищах, которая сгорела в одном из московских пожаров.

Церковь Троицы в Никитниках является интересным архитектурным памятником в стиле «русского узорочья». Этот храм впоследствии стал образцом для строительства многих московских храмов. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.

С северо-востока и юго-востока примыкают два придела, северный и южный. Северный придел имеет трапезную, как и главный храм. Шатровая колокольня отнесена в северо-западный угол храма и соединена с трапезными крытой галереей – папертью. Вся эта часть храма напоминает хоромы древнерусского деревянного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Такие «хоромные» крыльца стали позднее пристраивать к более древним храмам. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы, а сообщался только с храмом.

Хорошо сохранившаяся многоцветная стенопись храма со множеством бытовых деталей была выполнена, предположительно, кремлёвскими мастерами (Я. Казанец, С. Ушаков и др.), и в дальнейшем стала образцом для росписей церквей XVII-XVIII веков в таких городах как Ярославль, Ростов, Кострома и Вологда. Эти же кремлёвские мастера позднее писали иконы для иконостаса храма.

В 1904 году в подклете был освящён придел Грузинской иконы Божьей Матери, по которому храм получил второе название.

Храм был закрыт в 1920 году, и в нём разместился филиал Государственного Исторического музея. В 1923 году в церкви был открыт музей живописи Симона Ушакова. В 1941-45 гг. музей был эвакуирован и вновь открыт после войны только в 1963 году.

В настоящий момент в храме возобновлены службы.