Гимнастика после дневного сна. Гимнастика после сна в детском саду. Какие мы красивые

Гимнастика после дневного сна. Гимнастика после сна в детском саду. Какие мы красивые
Гимнастика после дневного сна. Гимнастика после сна в детском саду. Какие мы красивые

Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье -
Это важнейший труд воспитателя.
Сухомлинский Василий Александрович

Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Представленная мною методическая разработка направлена на решение этой задачи. В ней представлены способы организации и проведения гимнастики после сна. Разработана консультация для родителей.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим.После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечнососудистая, дыхательная, нервная и т.д.) не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером.
Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждениюдетей после сна.
Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Гимнастика после сна, её организация и проведение .
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение семи - пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
Обязательное условие при проведении гимнастики - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Гимнастика состоит из нескольких частей:

  • разминочные упражнения в постели;
  • выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;
  • выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
  • ходьба по массажным коврикам;
  • Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:
I часть - гимнастика в кроватках - гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.
II часть - корригирующие упражнения, закаливающие процедуры - направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.
III часть - заключительная - повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Она может быть проведена на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Гимнастики игрового характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
Дети среднего, старшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально - ритмических упражнений. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание.
Можно использовать также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики. Сущность точечного массажа сводиться к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет.
Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.
Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастик, разработанных с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики плоскостопия, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.
Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.
Консультация для родителей.
БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Всем нам хорошо известно выражение «встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют. Воспитатели в детском саду стремятся к тому, чтобы дети просыпались после дневного сна в хорошем настроении, бодрые и энергичные. И родители должны к этому стремиться дома.
Пробуждение - является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится бодрящая гимнастика, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы:

  • потягивание,
  • поочередное поднимание и опускание рук, ног,
  • элементы самомассажа,
  • элементы пальчиковой гимнастики,
  • гимнастики для глаз,
  • элементы дыхательной гимнастики.

Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Затем предложить ребенку босиком в трусиках выполнить ходьбу:

  • на носках,
  • пятках,
  • на внешней и внутренней сторонах стопы,
  • с высоким подниманием колен,
  • на массажных ковриках.

При этом нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения упражнений.
Далее можно перейти к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для:

  • укрепления иммунитета,
  • профилактики простудных заболеваний,
  • профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

В конце гимнастики провести водные процедуры (умывание прохладной водой).
Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснется быстрее.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами. Например:

Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
(Движения выполняются в соответствии со словами).
Проведенная таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».

Литература:

1. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012

2. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, учебное пособие под редакцией С. А. Козловой, Москва Academia 2002

3. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка», Москва, 1993.

4. Журнал «Обруч», 2004, №1.

5. Интернет-ресурсы.

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна - это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.


Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) - это вид лечебной гимнастики - специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая - это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание - удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения - в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:


Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

Дата Название упражнения Описание
Сентябрь Гимнастика в кровати
«Велосипед» И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок» И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук» И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза Я прошу подняться вас - это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперёд смотри - это три.
Руки в стороны - четыре,
С силой их к плечам прижать - пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Дыхательные упражнения
«Рычание» Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс» Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
Октябрь Гимнастика в кровати
«Потягушки» И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка» И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино» И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»(6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза. Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы - серые клубочки,
Прыг - скок, прыг - скок.
Встал зайчонок на пенёк,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз - шагают все на месте.
Два - руками машут вместе.
Три - присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять - прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик» И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос» И. п. - стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?» Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
Апрель Гимнастика в кровати
«Восхищение» И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».(6 раз) .
«Потягивание» И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
«Тестомес» И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 раз Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился - мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Носик гуляет» Вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик балуется» При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик нюхает приятные запахи» Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик поёт песенку» На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

  • картинок;
  • мягких игрушек;
  • слайдов;
  • плакатов.

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших - младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.

Коррекционная гимнастика после сна – это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов упражнений дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику и коррекцию нарушения осанки и плоскостопия, пальчиковой гимнастики, элементов самомассажа головы, рук и ног, закаливающие процедуры.

Комплекс коррекционной гимнастики я провожу по определённой схеме:

  • Гимнастика в постели.
  • Гимнастика на стуле или корригирующая ходьба.
  • Комплекс ОРУ.
  • Дыхательная гимнастика.

Гимнастика в постели или гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. В неё я включаю такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа (можно использовать массажные мячики), пальчиковой гимнастики. Длительность проведения-2 минуты.

Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев рук на внутренние органы; воздействуя на активные точки головы, улучшать ток крови; воздействуя на активные точки лица, предотвращать простудные заболевания.

Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Гимнастика на стуле направлена на профилактику плоскостопия, её я провожу сидя на стуле в спальне или в группе в течение 2 минут. Эту часть гимнастики я чередую с корригирующей ходьбой (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам).

Комплекс ОРУ – это упражнения для мышц плечевого пояса и туловища, направленные на формирование осанки (можно провести физкультминутку). Провожу в группе, где температура воздуха после проветривания на 3-5 ниже в течение 2 минут.

Главное правило – следить не только за тем, как выполняется упражнение, но и за осанкой детей – положением головы, спины, рук и ног.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики важен для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку я увеличиваю постепенно от 30 секунд до 2 минут.

Цель: научить детей дышать через нос, развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо-и кровообращение в лёгких.

Основные правила:

1. Вдох-носом, рот закрыт.

2. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

3. Концентрировать внимание на выполнении упражнения.

4. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе дают значительный оздоровительный эффект.

Заключительный этап – контрастное закаливание ног.

Для закаливания мы используем контрастные ножные ванны, где во время одной процедуры применяем тёплую и прохладную воду. Дети перешагивают из одного таза в другой, добиваясь «игры сосудов». Температура тёплой воды для всех детей одинакова +38С, прохладной воды +18С-для детей I группы здоровья и +28С-для детей II группы здоровья. Время нахождения в тёплой воде-6-8 секунд, в холодной воде-3-4 секунды. Заканчиваем прохладной водой, затем дети энергично растирают ноги полотенцем до лёгкого покраснения, малышам мы помогаем. С детьми, проходящими адаптацию, контрастное закаливание мы не проводим, после адаптации включаем щадящие элементы закаливания, начинаем с закаливания рук. Тоже для ослабленных детей после перенесённых заболеваний.

В те дни, когда температура воздуха в помещении ниже нормы, этот вид закаливания мы не проводим, а заменяем на индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с детьми. Например, для коррекции осанки Ангелине и Данилу Д. я предлагаю упр. «Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней; при этом слежу, чтобы дети туловище держали прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове. Постепенно я увеличиваю время выполнения упражнения индивидуально для каждого ребёнка. С детьми, часто болеющими простудными заболеваниями, мы играем в игру «Подуй на листочек (снежинку)». Для профилактики плоскостопия учимся захватывать, поднимать и перекладывать пальцами ног мелкие игрушки или играем с платочком: нужно собрать его ногами, сложить «уголок к уголку».

Общая длительность коррекционной гимнастики после сна составляет 10 минут, комплекс я составляю один на месяц.

За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных упражнений, и их интерес поддерживается на протяжении всего года. Упражнения на формирование осанки и на дыхание я беру из комплекса утренней гимнастики, чтобы они были знакомы детям. В те дни, когда по расписанию после сна должно быть занятие по ФИЗО, коррекционная гимнастика не проводится. Гимнастику стараюсь проводить в игровой форме, чтобы вызвать у детей интерес, создать положительный эмоциональный настрой.

Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осмысленную моторику. А главное – всё это доставляет детям удовольствие.

Коррекционная гимнастика после сна на сентябрь

Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

Игра «Холодно-тепло»(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «холодно» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «тепло» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повторить 3 раза.

Самомассаж ладоней. И.п: тоже. Быстро растирать свои ладони до появления тепла, затем тёплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3 р.

Гимнастика на стуле:

«Барабанные палочки»-постукивание пальцев ног.

«Помирились и поссорились»-сжимание и разжимание пальцев ног.

«Согреемся»-ноги вытянуть вперёд, тянуть то носки, то пятки.

Комплекс ОРУ:

И.п: ноги на ш.ст., руки внизу.1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз).

И.п: ноги вместе, руки на поясе.1-руки вперёд,2-вверх,3-в стороны,4-на пояс(6р)

И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-2-повороты туловища вправо, 3-4-повороты влево (повт.5 раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки внизу. 1-присесть,2-постучать ладонями об пол, 3-встать,4-руки вверх, прокручивание кистей (повт.6 раз).

Дыхательная гимнастика:

И.п: стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох-и.п.; выдох-наклон в сторону. Повторить 6 раз.

И.п: стоя, руки внизу, кисти в стороны. Вдох-подняться на носки, развести руки в стороны; выдох-поворот туловища в сторону, полуприсед. Повт. 4 раза.

Игра «Подуй на листочек» И.п:стоя, листочки на ладони. По команде дети начинают дуть на листочки.

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на октябрь

Гимнастика в постели:

Коррекционная ходьба:

Комплекс ОРУ:

И.п: ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью. 1-3-плавные рывки согнутыми руками, 4-разведение прямых рук в стороны(5раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1-наклон туловища вправо,2-и.п.; 3-наклон влево, 4-и.п.(5раз).

И.п: ноги вместе, руки на поясе.1-2- приседания (6 раз).

Дыхательная гимнастика:

«Погреемся». И.п: стоя, ноги вместе, руки в стороны. Вдох-и.п.,выдох-быстро скрестить руки перед грудью.(6 раз).

«Часы». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки на поясе. Вдох-наклон вправо(влево)-«тик»; выдох-и.п. «так» (6 раз).

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на ноябрь

Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, поднять руку вверх, потянуться и убрать за голову, тоже другой рукой. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

Игра «Зима и лето»(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «зима» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «лето» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повт. 3 раза.

Пальчиковая гимнастика. И.п: тоже. Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим в прямом и обратном порядке. Соединить кончики пальцев, пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой (по 6 раз).

Гимнастика на стуле:

«Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд до выпрямления коленей.

Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе круг, затем двумя ногами.

Комплекс ОРУ:

И.п: ноги на ш.ст., руки внизу. 1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках, хлопнуть в ладоши; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз).

И.п: ноги вместе, руки за спиной, сцеплены в замок. 1-поворот вправо, 2-и.п, 3- поворот влево,4-и.п.(5раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1-наклон туловища вправо,2-и.п.; 3-наклон влево, 4-и.п.(повт.5раз).

И.п: ноги вместе, руки на поясе. приседания (2 раза по 5 раз).

Дыхательная гимнастика:

Дифференцированная работа с часто болеющими детьми

Игра «Подуй на снежинк. И.п: стоя, снежинки на ладони. По команде дети начинают дуть на снежинки.

Контрастное закаливание ног

Коррекционная гимнастика после сна на декабрь

Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

«Отдыхаем». И.п: лёжа на животе с опорой на локти, ладонями поддерживая подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Самомассаж головы. И.п: сидя на кровати. Имитация движений: моем голову, сушим полотенцем, расчёсываем.

Корригирующая ходьба:

И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), с высоким подниманием колена в чередовании с обычной ходьбой.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Комплекс ОРУ:

И.п: ноги на ш.ст., руки на пояс. 1-отвести плечи назад и вниз, подняться на носки-вдох; 2-опустить голову, расслабить плечи-выдох (6 раз).

И.п: ноги врозь. 1-сгибая руки к плечам, повернуть туловище вправо; 2-и.п.; 3-поворот влево; 4-и.п.(5раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-отвести правую вытянутую ногу в сторону; 2-и.п.; 3-отвести левую ногу в сторону; 4-и.п.(5раз).

И.п: ноги врозь. 1-наклон вперёд, отводя вытянутые руки в стороны;2-и.п.(6раз)

Дыхательная гимнастика:

«Пароход». И.п: Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом через губы, сложенные трубочкой «у-у-у»(6 раз).

«Запуск двигателя». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох-и.п.; выдох-вращать согнутые руки перед грудью «р-р-р» (6 раз).

Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на январь

Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него; растирать руку до плеча.

Игра «Птичка». И.п: сидя на кровати. Имитация движений крыльев: руки перед грудью скрестно,с усилием двигать ими то влево, то вправо; затем медленно поднимать и опускать их.

Гимнастика на стуле:

Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе квадрат, затем двумя ногами.

Комплекс ОРУ:

И.п: о.с. 1-поднять руки вперёд-вверх, сцепив их в замок над головой; 2-подняться на носки, прогнуть спину, 3-и.п. (6 раз).

И.п: о.с. 1-отвести прямые руки в стороны,сводя лопатки(вдох);2-и.п.(выдох) 6

И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-наклон к правой ноге,2-и.п.;3-наклон к левой ноге, 4-и.п.(6раз).

И.п: то же. 1-поднять правую ногу назад-вверх,2-и.п. Тоже левой ногой (6раз)

Дыхательная гимнастика:

«Хлопушка». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-развести руки в стороны; выдох-опустить вниз, хлопнуть в ладоши (6 раз).

«Барабанщик». И.п: стоя, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох-и.п.; выдох- удар кулаком вниз,произнося «ТА»(6 раз).

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на февраль

Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

«Кошка». И.п: стоя на коленях с опорой на ладони. Поочерёдно прогибать и округлять спину.

Самомассаж лица. И.п: сидя по-турецки на кровати. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивать по коже. Надавливать пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения, затем щипками лепить густые брови (от переносицы к вискам). Надавливать на крылья носа от переносицы к носовым пазухам, подёргать себя за нос.

Корригирующая ходьба:

И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), приставным шагом по гимнастической палке в чередовании с обычной ходьбой.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Комплекс ОРУ:

И.п: о.с. 1- поднять левую руку вверх, правую в сторону, подняться на носки, 2-и.п. Тоже, меняя положение рук (6 раз).

И.п: ноги врозь. 1-вытянуть руки вперёд, сжимая пальцы в кулак; 2-согнуть руки, отводя локти и плечи назад, разжимая пальцы(6раз)

И.п: ноги врозь, руки вверху, пальцы сцеплены в замок. 1-наклон вправо, 2-назад;3-наклон влево; 4-вперёд. Ноги прямые (6 раз).

И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-хлопок под коленом. Тоже левой ногой (6 раз).

Дыхательная гимнастика:

«Задувание свечи». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом через губы, сложенные трубочкой (6 раз).

«Трубач». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки согнуты перед собой (как бы держа трубу). Вдох-и.п.; выдох-делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, произнося «ту-ту» (6 раз).

Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

упражнения с платочком- взять его пальцами ног, сложить «уголок к уголку».

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на март

Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

Перекатывание. И.п: лёжа на спине, руки согнуты и прижаты к груди. Повороты туловища справа налево.

Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

Гимнастика на стуле:

«Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

Поочерёдное подтягивание колена к груди.

Комплекс ОРУ:

И.п: о.с. 1-наклон головы вправо, 2-и.п.;3-наклон головы влево, 4-и.п. (6 раз).

И.п: о.с. 1-поднять вверх правое плечо,2-и.п.;3-поднять вверх левое плечо,4-и.п.(6 раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-поворот туловища вправо, отвести правую руку в сторону; 2-и.п.;3-поворот туловища влево, отвести левую руку в сторону; 4-и.п.(6раз).

Дыхательная гимнастика:

«Птицы летят». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-поднять руки через стороны вверх; выдох-опустить вниз (6 раз).

«В лесу». И.п: о.с.. Вдох-и.п.; выдох- ладони к лицу, прокричать «Ау!» с поворотом вправо и влево(6 раз).

Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

«Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на апрель

Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

«Яйцо». И.п: сидя на кровати. Подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в стороны.

Самомассаж лица. И.п: сидя на кровати по-турецки. Массаж ушных раковин: поглаживать по краям, затем внутри, за ушами; ласково оттягивать вверх, вниз, в стороны; нажимать на мочки ушей.

Корригирующая ходьба:

И.п: на носках, на пятках, с приседанием по сигналу, спиной вперёд, перешагивать через кубики, приставным шагом по скамейке в чередовании с обычной ходьбой.

Ходьба по корригирующим дорожкам.

Комплекс ОРУ:

И.п: ноги на ш.пл. 1- поднять руки вперёд, 2-хлопнуть в ладоши; 3- развести руки в стороны,4-и.п.(6 раз).

И.п: ноги на ш.пл.,руки на поясе. 1-поворот вправо, руки развести в стороны; 2-и.п. Тоже влево (6раз)

И.п: руки за головой. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-и.п. Тоже левой ногой (6 раз).

И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, стараться задеть локтём левой руки; 2-и.п. То же левой ногой (6 раз).

Дыхательная гимнастика:

«Насос». И.п: стоя, одна ладонь на другой внизу. Вдох-через нос с шумом набрать воздух, ладони вверх, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом, через рот, ладони с силой вниз (6 раз).

«Язык трубочкой». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- медленно через язык, сложенный трубочкой (6 раз).

Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

Контрастное закаливание ног.

Коррекционная гимнастика после сна на май

Гимнастика в постели:

Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

«Зародыш». И.п: лёжа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать её руками к животу. Позу удерживать 3-4 сек. и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться.

Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

Гимнастика на стуле:

«Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола.

Вращательные движения стопой.

Покачивание стопы: прижимать к груди, укачивать, похлопать ладошкой по стопе, поднять выше головы

Комплекс ОРУ:

И.п: о.с. 1-2-3-круговые движения шеи в правую сторону,4-и.п.Тоже влево(6 р)

И.п: ноги на ш.пл.,руки к плечам. 1-2-3-4-круговые движения плечами вперёд. Тоже назад(6 раз).

И.п: ноги на ш.пл., руки в замок внизу. 1-руки поднять, 2-наклон вперёд с одновременным опусканием рук; 3-4-и.п.(6раз).

И.п: о.с. 1-присесть с широким разведением колен, руки вперёд; 2-и.п. (6раз).

Дыхательная гимнастика:

«Большой-маленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-подняться на носки, тянуть вверх руки; выдох-присесть, обхватив колени и прижать к коленям голову. Повт. 4 раз.

«Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдох-руки сложить топориком и поднять вверх. Выдох-резко опустить руки, наклониться, прорезая пространство между ног. Повт.6 раз.

Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

«Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.

Контрастное закаливание ног.

Гимнастика пробуждения после дневного сна

(средняя группа)

Подготовила и провела: Снигирева Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре ЛГ МАДОУ «ДСКВ №10 «Белочка».

Цель: Поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Задача: постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, массажные, ребристые ортопедические дорожки, гимнастические коврики, массажные кольца для рук, массажные валики для ног.

Оздоровительная работа с дошкольни ками в последние десятилетия приоб рела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здо ровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на прак тике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хо рошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

Предметом нашего показа и обсуждения на семинаре-практикуме станет такая форма оздоровительной работы, как гимнастика пробуждения после дневного сна.

В ДОУ комплексы оздорови тельной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выпол нения отдельных оздоровительных проце дур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

Примерная схема проведения оздоро вительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилакти ку плоскостопия и нарушений осанки; ды хательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровитель ная работа; водные процедуры.

Остановимся на методике проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (иг ровая комната или раздевалка, в зависимо сти от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветрива ния снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодр ствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные при соединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчи ковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, голо вокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-3 минут. Затем выполняется комплекс упражнений дыхательной гимнастики, ч то очень важно для укрепления иммунит ета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнасти ки обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного - двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. От дельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровите льный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыха тельных упражнений. Увеличивать их дози ровку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим до рожкам) и комплекс упражнений, на правленных на профилактику плоскосто пия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положени ем головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики - 2-3 минуты.

Затем педагог проводит индивидуаль ную или дифференцированную оздоро вительную работу с нуждающимися деть ми (например, с часто болеющими). Он может организовать самостоятельную де ятельность детей по оздоровлению (на пример, дать задание детям с диагнозом «п лосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это вре мя остальные дети под руководством вос питателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна со ставлять не менее 12-15 минут.

Важно отметить, что, внедряя развиваю щие формы оздоровления дошкольников следует проводить в игровой форме все оздоровительные меро приятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать поло жительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, прини мая определенный шаровой образ, дети за частую лучше понимают технику выполне ния того или иного упражнения. Таким об разом, мы одновременно решаем несколь ко задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное - все это доставляет им огромное удовольствие.

Итак, начинаем нашу гимнастику пробуждения.

Родителям предлагаем лечь на гимнастические коврики. Звучит медленная спокойная музыка.

    Проводим гимнастику для релаксации:

«Тишина, тишина у пруда, не колышится вода,

Не шумите камыши, не шумите малыши,

Ты тихонько полежи, полежи и помолчи»

Глазки закрыли, дыхание спокойное, ровное.

    Проводим гимнастику пробуждения:

«Мальчики и девочки дружно просыпаются,

У мальчиков и девочек глазки открываются.

Веки поднимаются, одеяла в сторону тут же убираются.

1,2,3,4,5 гимнастику нашу нам нужно начинать!»

Разминочные упражнения в постели: самомассаж, пальчиковая гимнастика под негромкую музыку. Инструктор предлагает разбудить руки и напомнить им, что сегодня у них праздник.
- поглаживают руки от кистей вверх;
- растирают ладони.
Руки будят лицо:
- потирают глаза, брови, нос и уши.
Лицо развеселилось: гримасничают языком, губами, улыбаются.
Руки будят ноги: поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник.
А теперь разбудим живот:
- круговыми движениями погладим живот;
- отбросим одеяло и закроемся одеялом(2-3 раза).

    Проводим гимнастику для глаз. Просыпаются наши глазки, открыли глазки, закрыли 2р, поморгали, зажмурили.

«Вдаль на пальчик посмотри,

Пальчик близко к носу поднеси,

1,2,3 глаза закрой,

1,2,3 глаза открой».

Проводим гимнастику для лица. Растираем лобик, щечки, ушки.

    Проводим гимнастику для шеи. Повороты головы в одну, затем в другую сторону 2р.

Общеразвивающие упражнения (убираем из-под головы подушку, одеяло откидываем):
- И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать глубокий вдох-выдох(3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, как котята, руки вверх(3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине. Повернуться на правый бок, лечь на спину, повернуться на левый бок, руки вверх (3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки под головой. Протянуть правую ногу пяткой вперёд, носок на себя. Тоже левой ногой (3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки воль туловища. Поднять руки вверх, вернуться в исходное положение(3-4 раза);
- Упражнение «Потягушки». «Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись» Лягте на спинку, руки поднимите над головой, ноги вместе. Потянулись, опустили руки вдоль туловища (упражнение повторяется 3 раза).

И.п.: Лежа на спине, руки за головой в замок, упражнение «Бабочки». 1,2-локти свели вместе, 3,4 – вернулись в И.п. (3-4 раза);

    Следующее упражнение «Лежебоки», перевернулись попеременно с одного бочка на другой, и еще раз.

    А теперь приступаем к следующему упражнению - "Художники". Правую ногу сгибаем в колене и подошвой ноги гладим (рисуем) левую ногу от носочка к колену. (Похвалите ребенка, повторите упражнение около 3х раз) . А теперь сгибаем левую ногу в колене и подошвой левой ноги гладим правую ногу от носочка к колену. Продолжаем упражнение. (Выполняем его также 3-4 раза).

    А теперь вместе выполним упражнение «Утята». Сгибаем ноги в коленях и поочередно потопаем ими по кровати (упражнение повторяется в течение 15-20сек). Упражнение «Жучки». Ноги согнули в коленях, обхватили руками и потянули к себе (3-4 раза);

«Ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем, а теперь мы с вами дети, поедем на велосипеде. Выполним упражнение "Велосипедист". Лежа на спине. Поедем на велосипеде на праздник по «Тропе здоровья» (3-4 раза)

    Перевернулись на животики. Выполним упражнение «Я на солнышке лежу» и покатаемся на «Лодочке».

    «Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли, влево-вправо посмотрели, на кроватку тихо сели». Выполним массаж для пальчиков рук и ног при помощи массажных колец и валиков.

    После подобных упражнений хорошо бы посидеть, сядьте в позу "Лотоса". Теперь поднимите руки вверх (распускаются цветки лотоса) и сделайте глубокий вдох, повторите это упражнение несколько раз, это поможет наполнить легкие и кровь кислородом, тем самым взбодриться.

    Разгоните обогощенную кислородом кровь по телу, для этого потянитесь и обхватите себя руками крепко-крепко, после чего разведите руки в стороны, сделайте глубокий выдох.

    Теперь представьте, что выглянуло солнышко, и поднимите голову, затем оно зашло за тучку, опустите голову.

    Повращайте головой в разные стороны, сначала в одну, затем в другую. Вместе закройте глаза, улыбнитесь и громко скажите:

«Раз, два, три, четыре, пять – нам пора вставать!

Руки в стороны подняли,

Крепко так себя обняли,

Наклонились, потянулись,

До носочков дотянулись,

Распрямились и опять

Будем ножками шагать»

    Пробежка по ортопедическим, закаливающим массажным дорожкам – «Тропе здоровья», весёлые ноги идут по дороге; ловкие ноги идут по дороге; забавные, озорные, ноги идут по дороге.

    Дыхательная гимнастика «Дровосеки», «Петушки», «Воздушный шарик».

«Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна,

От хвори и болезни,

Спасает нас она!»

Основная задача родителей и дошкольных общеобразовательных учреждений (ДОУ) - вырастить здорового ребенка, подготовить его к школе. Если малыш мало двигается, редко бывает на свежем воздухе, подолгу сидит за телевизором и компьютером, то рано или поздно у него могут начаться проблемы со здоровьем. Если родители и воспитатели не занимаются физическим развитием малыша и его закаливанием , то школьные нагрузки могут оказаться ему не по силам. Он будет быстро уставать, часто простужаться, а занятия физкультурой станут пыткой.

Здоровый ребенок быстрее осваивает новые навыки, умеет концентрироваться на задании, легко адаптируется в новом коллективе . Таких детей легче воспитывать и учить.

Гимнастика и физические упражнения очень важны для ребенка с самого раннего возраста. Маленькие дети быстро растут, за короткое время они должны усвоить очень многое, а для этого нужны силы и здоровье. Физически крепкий малыш редко болеет, он активен и любознателен, охотно идет на контакт.

Различные виды гимнастики развивают память, внимание, речь, воображение, глазомер, пополняют словарный запас, формируют правильную осанку, предохраняют от плоскостопия, могут улучшить зрение, сделать ребенка выносливее, усилить иммунитет.

Корригирующей (тонизирующей) и оздоровительной гимнастикой можно заниматься и дома. Для этого от мамы или папы не потребуется никаких особенных умений. Запишите подборку детской музыки на плеер или компьютер минут на 15–30, подготовьте коврик для занятий, выучите несколько упражнений и стишков к ним. Можно обзавестись массажным ковриком, обручем, палкой, скакалкой, мячиком, роликовым массажером. Этот набор снарядов достаточен для большинства занятий по физкультуре и гимнастики после сна даже в ДОУ. А если у вас есть детский спортивный уголок, то вообще, замечательно.

« Гимнастика после сна не должна быть долгой и утомительной. Главная ее задача: чтобы малыш проснулся в хорошем настроении.

Несколько упражнений с 2–6 подходами (в зависимости от возраста ребенка), чередование нагрузки и отдыха, умывание после - это основа. Постепенно вы подберете то, что вашему малышу больше по вкусу. Или то, что вам порекомендует врач - например, для исправления осанки или развития легких. »

Виды гимнастики для дошкольников


Картотека гимнастик

Очень важно проводить гимнастику с ребенком в игровой форме. Сюжеты должны быть ребенку знакомы и интересны, а движения - выполнимы и понятны. Комплекс упражнений нужно периодически менять, чтобы малышу не стало скучно.

В помощь воспитателям и родителям в Интернете размещаются картотеки упражнений, например, «Картотека гимнастики после сна» , «Картотека дыхательной гимнастики» и т. д. В таких подборках приводится много комплексов простых упражнений с забавным сюжетом, часто в стихах. Задания сопровождаются методикой выполнения, указан возраст, для которого комплекс разработан. Все упражнения подобраны так, что подойдут любому более-менее здоровому ребенку соответствующего возраста.

Также родителям будет очень полезно ознакомиться с книгой «Утренняя гимнастика в детском саду» (автор Харченко Т.Е), где описано много развивающих комплексов для детей двух-трех лет. Там же есть разработки для гимнастики после сна, дыхательной и пальчиковой гимнастики, упражнения для развития мелкой моторики рук. Все занятия снабжены интересным сюжетом, рекомендациями к выполнению. Найти книгу в Интернете не составляет труда.

Методика проведения гимнастики после сна

Гимнастика после дневного сна должна помочь ребенку проснуться и вернуться в рабочий ритм дня.

Чтобы пробуждение было быстрым, но не резким, используйте некоторые простые принципы:

  • Не нужно будить ребенка специально. Он должен просыпаться сам, под спокойную музыку и тихий голос воспитателя;
  • Начинать лучше с пальчиковой гимнастики, самомассажа, простых упражнений в кроватях;
  • Перед занятиями хорошо проветрите комнату;
  • Гимнастика не должна быть утомительной, дети должны заканчивать ее в хорошем настроении. Но и толку от занятий, которые длятся менее 15-ти минут, не будет;
  • Заканчивать упражнения лучше всего закаливающими процедурами. Здоровые дети могут обтереться прохладной водой, дети после болезни - просто умыться;
  • Гимнастику следует проводить в игровой форме, а упражнения подбирать так, чтобы ребенок мог с ними справиться. Если малышу трудно выполнять те или иные упражнения, помогите ему, и уж, конечно, ни в коем случае не ругайте.

Гимнастика после сна для младшей группы

Гимнастика в младшей группе требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель должен подробно объяснять детям, как и что делать, помогать, если потребуется.

В комплекс полезно включать пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на растягивание, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.

Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.

В кровати можно выполнить несколько несложных упражнений.

Например, такие:

  • «Колобок». Малыш лежит на спине, раскинув руки в стороны. Затем необходимо сгруппироваться - подтянуть колени к груди и обхватить их руками. После этого можно вернуться в исходное положение;
  • «Велосипед». Исходное положение - лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Потом нужно поднять ноги и крутить воображаемые педали;
  • «Кошечка». Попросите малыша встать на четвереньки.
    Первая позиция: добрая киска (прогнуть спину вниз).
    Вторая: киска сердится (выгнуть спину вверх). В прохладной комнате дети ходят на носочках, несколько секунд бегут, потом - опять ходьба. После этого делаются упражнения, которые помогут малышам сохранить правильную осанку.
  • «Журавль». Встать, руки за голову, ноги вместе.
    Попросите ребенка поднять правую ногу и держать ее на весу. Досчитайте до семи. На счет «восемь» малыш возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется для левой ноги;
  • «Солнышко». Встать прямо, руки вниз.
    Руки перед собой, соединить в круг. Подняться на носочки, сложенные кругом руки поднять над головой, потянуться.