Некрасов план конспект. Конспект урока по литературе «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос. Анализ выразительных средств

Некрасов план конспект. Конспект урока по литературе «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос. Анализ выразительных средств
Некрасов план конспект. Конспект урока по литературе «Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос. Анализ выразительных средств
Учебно-методический комплекс

... творчеству поэта . УЭ – 1 Цель: способствовать совершенствованию навыка устного выступления на уроке ... . Каждое явление жизни – это отдельная тема ; совокупность тем – тематика произведения... стороне от веселых подруг… (Н.А.Некрасов ) *** Мой сад с каждым...

  • Рабочая программа по обучению грамоте и письму (период обучения грамоте) и русскому языку (систематический курс) для умк «Школа России» Класс 1

    Рабочая программа

    Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов , Л.Н.Толс той, А. П. Чехов... творчества и индивидуальной работы на уроках ; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам ... , поэт , композитор. Звучание окружающей жизни , ...

  • Урока Дата Тема урока Количество часов

    Урок

    Номер урока Дата Тема урока Количество часов Содержание Тип урока ... Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» 1 Стихи поэта о... поэта Урок чтения и обсуждения произведений Слово учителя, беседа, работа в группах Знать факты жизни и творчества поэта ...

  • Тема урока Кол во

    Урок

    Народной работе» (К. И. Чуковский) 1 Н, А. Некрасов – певец тяжёлой доли русского народа... Слово о поэте . Тема малой родины в творчестве Г. Тукая. Великая роль книги в жизни человека Рецептивная... 7 класс. № п/п Тема урока Кол-во ча-сов Элементы...

  • Урока Тема урока Опорные понятия

    Урок

    ... ». 60 урок Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта . Лирический пафос... тему «Поэт и поэзия». 61 урок Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Гражданская лирика, образ пророка. Некрасов ...

  • "Я лиру посвятил народу своему..."

    Цели урока: - обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова, способствовать обогащению литературного и эстетического кругозора учащихся; - развивать оперативность, мобильность мышления учащихся, - воспитывать стремление к победе, умение работать в коллективе.
    Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
    Межпредметные связи : Русский язык «Лексическое значение слова», История «Россия второй половины XIX века». Методическое обеспечение : карточки-задания, таблица, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова .

    Ход урока

    I.Организационный момент:
    - проверка наличия учащихся, - объявление темы, цели, хода урока, критерия оценки работы групп.

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов: И через век он с нами –
    Каждым словом,
    Необходимый сердцу и уму.
    Он и сейчас для нас
    Правофланговый
    В служении народу своему.
    Урок мы проведем в форме КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы, а также учитывать активность всей группы, дисциплину и использование тетрадей и учебников.

    2. Представление команд.

    Первая команда – “Русские женщины” , вторая – “Сеятели”, третья – «Граждане».

    Девиз 1 команды: Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц…
    Девиз 2 команды: Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажетсердечное
    Русский народ…
    Девиз 3 команды: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!

    3. 1-й конкурс: Разминка.

    - Где и когда родился Некрасов? - Как звали отца и мать Некрасова? Кем они были по происхождению? - Я рос, как многие, в глуши,
    У берегов большой реки…
    Где прошло детство поэта? Из какого произведения эти строки? (Село Грешнёво, где прошло детство поэта , находилось на берегу Волги. Стихотворение “На Волге”). - Какое образование получил поэт? - Кому посвятил свои первые стихотворные опыты Некрасов? - Как назывался первый сборник стихов Некрасова? - “Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?” Кто и по поводу какого стихотворения сказал эти слова Некрасову? (В. Г. Белинский после чтения стихотворения Некрасова “В дороге”).
    - Какая известная картина напоминает стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по воспоминаниям детства? - Кто был критиком первых стихов и учителем Некрасова? - Издателем какого журнала стал поэт в 1847 году? - Кто был основателем первым издателем этого журнала? - Кому посвятил Некрасов свою поэму «Коробейники»? - В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах? - О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»? - Героиня какого стихотворения поэта вышла замуж за неграмотного мужика по приказу барина, хотя сама была образованной? - Героиня какого произведения не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жёстким сухарём, и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»? - Назовите адресатов любовной лирики Некрасова. (А. Я. Панаева и З. Н. Некрасова (Фекла Анисимовна Викторова).
    - Как звали героинь поэмы “Русские женщины”? (Е.И. Трубецкая и М. Н. Волконская)
    - Учитель! Перед именем твоим

    Позволь смиренно преклонить колени…
    Из какого произведения эти строки? Кому из своих друзей посвятил поэт это стихотворение? (Эти строки из поэмы “Медвежья охота” посвящены В. Г. Белинскому).

    2. Конкурс чтецов и конкурс художников.

    Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям.

    (По одному чтецу из каждой команды).

    3. Конкурс капитанов. Работа с таблицей: Соединить стрелками части предложения из двух колонок.

    4. Конкурс знатоков биографии поэта.
    5. Конкурс «Я лиру посвятил…». По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ 30 секунд. А) Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! «В полном разгаре страда деревенская...»
    6 конкурс «Кто это?» Угадайте героя произведения и среди вещей на столе выберите принадлежащие названному герою:
    - Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле.
    - С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.
    -К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведёт, Где хватит силы – выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт.
    - Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты кость широкая, Но сильно исхудалое Лицо… .

    - Осанистая женщина, Широкая и плотна, Лет тридцати осьми. Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.
    - Носил рубаху красную, Поддёвочку суконную, Смазные сапоги, Пел складно песни русские И слушать их любил.
    7. Конкурс «Чёрный ящик»: Что лежит в чёрном ящике?
    - То, что спасала во время пожара жена Якима Нагого?
    - То, что принёс в подарок своей невесте герой поэмы «Коробейники».
    - То, о чём всю жизнь пела и плакала мать Григория Добросклонова.
    III . Подведение итогов урока, аргументирование оценок группам и внутри групп.
    IV. Рефлексия учащихся по анкетам:

      Понравился ли вам урок? Довольны ли Вы работой своей команды? А своим личным участием в работе команды? Какую оценку Вы поставили бы своей команде? Себе?

    V . Заключительное слово педагога: Мне хотелось бы завершить урок словами Расула Гамзатова о Некрасове: «Он – как добрый, сложенный на века дом: из него выходят в юные годы и в него возвращаются на склоне жизни. В прошлом веке он был нужен по преимуществу России, теперь он нужен многим людям многих наций». Хочется надеяться, что для вас творчество Некрасова тоже станет «добрым домом», где вы найдёте много нужного для себя.

    Оценочная таблица

    № команды

    Поощрительные баллы: - сплочённость команды – 0-3 балла - активность всех членов команды- 0-3 балла

    Штрафные баллы:
    - нарушение дисциплины, - использование конспектов и учебников,




    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

    5 КЛАСС

    Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.

    «Крестьянские дети»

    Верещагина Наталия Викторовна

    Место работы: МАОУ СОШ № 4 г. Тамбова

    Должность: учитель русского языка и литературы

    Тема: Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Крестьянские дети»

    Цель: познакомить с биографией и творчеством Н.А. Некрасова, с идейно-тематической направленностью стихотворения;

    Ход урока

    I Орг. момент

    II Знакомство с биографией поэта.

      Вступительное слово учителя.

    Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из выдающихся русских поэтов – Николаем Алексеевичем Некрасовым.

    Ребята, в начальной школе вы уже встречались со стихотворениями Н.А.Некрасова.

    — Вспомните, какие стихотворения Н.А. Некрасова вы знаете?

    — Почему вам запомнилось именно эти стихи?

    Стихи мои! Свидетели живые

    За мир пролитых слез!

    Родитесь вы в минуты роковые

    Душевных гроз

    И бьетесь о сердца людские,

    Как волны об утес.

    Н.А.Некрасов

    — Ребята, как вы понимаете строки эпиграфа?

    — Почему именно с этих строк хотелось бы начать наш урок?

    2. Слово учителя (или подготовленное сообщение ученика).

    Николай Некрасов родился в местечке Немирове Камене-Подольской губернии 28 ноября(10 декабря) 1821 году. После отставки отца семья переехала в родовое поместье Грешнево Ярославской губернии, где и прошло детство будущего литератора. Картины подневольной жизни крепостных крестьян, труд бурлаков, самодурство отца, безропотное терпение матери – все это с ранних лет пробудило в душе Николая Некрасова чувство протеста, желание добиться справедливости в этом мире, достичь свободы для всех и каждого.

    Ощутив в себе поэтический дар и презрев запреты отца, Н.А.Некрасов уехал в Петербург и вместо военной карьеры стал заниматься исключительно литературным творчеством: он писал стихи и поэмы, был постоянным сотрудником журнала «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», писал критические статьи и рецензии, а затем – рассказы, повести, очерки о тех людях, с кем ему довелось встретиться в университете, во время своих скитаний «по углам». В 1843 году вышел в свет автобиографический роман Н.А.Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тросникова».

    С середины 40-х годов XIX века началась журнально-издательская деятельность Н.А.Некрасова. Сначала он выпускает альманахи, а потом редактирует журнал «Современник», в котором и было напечатано большинство его стихотворений.

    Целью своего литературного творчества Некрасов считал служение идеалам свободы, правды и справедливости, именно поэтому его похороны в 1878 году превратились в многотысячное шествие, в котором приняли участие как литераторы и студенты, так и простые люди: крестьяне, ремесленники, жители городских окраин.

    Главной заслугой Николая Алексеевича Некрасова оказался вклад в создание новой реалистической поэзии, проникнутой любовью к простому народу, пробуждающей гражданское и социальное сознание. Его стихотворения выражают те мысли и чувства, которые волновали многих людей 60-х годов XIX века: скорбь о тяжелой судьбе трудящихся и вера в лучшее будущее русского народа. Народ, его внутренняя духовная красота и сила – основной предмет поэтизации в творчестве Некрасова. Современники поэта писали: «…с этим народом Некрасов впервые познакомил нас и, что самое главное, сумел заставить нас понять и полюбить всех этих Власов, школьников, Арин – солдат, всех этих баб, замерзающих в поле, ребят, возящих дрова из лесу в шестилетнем возрасте, и, полюбив их, мы горячо привязались и к поэту».

    Рисуя картины трудовой жизни крестьян, поэт использовал особый, внешне близкий простонародному, язык. В нем немалое место отводится пословицам и поговоркам, метким сравнениям, шуткам, мастерски написанным диалогам. Сам поэт говорил: «Нужно чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Действительно, для его стихов характерно использование короткой фразы, точно отражающей мысль. Однако за каждым предложением – множество намеков, позволяющих «додумать» сказанное.

    Исключительное внимание поэт уделял в своих произведениях изображению природы, показывая ее могучее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Поэт искусно соединяет пейзаж с сюжетом, оживляя описаниями природы события из жизни героев.

    Тема природы у Н.А. Некрасова существует не сама по себе, а в единстве с человеком. Его поэтические картины передают настроение поэта. Часто в них присутствует человек, ребятишки, собирающие грибы — в основном простой народ. Некрасов хорошо знал жизнь крестьян, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли.

    III Чтение стихотворения «Крестьянские дети»

    1.Выразительное чтение стихотворения Некрасова «Крестьянские дети».

    учителем.

    2. Беседа с элементами выразительного чтения, пересказа и словесного рисования.

    — Каким настроением проникнуто все стихотворение Н.А.Некрасова?

    — На какие части можно разделить стихотворение?

    1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
    2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
    3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
    4.Раздумья о детском труде.
    5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
    6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
    7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

    — О каком времени года говорится в самом начале произведения? Как вы об этом догадались?

    3. Чтение стихотворения учениками.

    IV . Беседа по тексту

    — Что можно сказать о характере каждого участника этого диалога? Объясните это своими словами.

    — Каким видится вам рассказчик? Опишите его.

    — Подтверждается ли это отношение во второй – монологической части – стихотворения? Как? Проиллюстрируйте свой отчет цитатами из текста.

    — Как понять некрасовские слова, взятые в кавычки: «низкого сорта люди»?

    — Почему поэт говорит о том, что завидует им? Только ли из-за того, что дети крепостных крестьян не ходят в школу и их не кто не балует, не дарит им дорогие подарки? («…Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они».)

    — Влияет ли природа, окружающая среда на формирование личности ребенка? Докажите это. Приведите свои примеры.

    — Можно ли утверждать, что все проходящие мимо люди: нищие богомольцы и обеспеченные горожане в экипажах, рабочие и купеческие приказчики, крестьяне, отпущение на оброк, — так или иначе, влияли на развитие самого автора-рассказчика и его друзей в детстве? Аргументируйте свой ответ, приведите цитаты из текста стихотворения.

    — Почему рассказчик, увлекшись, постепенно «перешел» из лета в зиму? Для чего он описывает процесс приобщения маленького крестьянского мальчика к труду?

    Почему сегодня совсем иначе мы воспринимаем давно знакомый отрывок из этого стихотворения Н.А.Некрасова – «Однажды, в студеную зимнюю пору…»?

    — Почему рассказчик сравнивает маленького Власа с его конем и дровнями с детским театром или картонной картиной?

    — Почему так серьезен маленький Влас?

    — Почему эта картина вызывает у рассказчика улыбку? Он насмехается над ребенком? Или иронизирует? Может быть, он смеется над крестьянским трудом? Тогда почему сразу же после воспоминания о встрече с маленьким тружеником поэта говорит о русском национальном характере? Зачитайте эти строки.

    — Как вы понимаете слова зимнего солнца холодный огонь»?

    — Разве огонь может быть холодным? Какое значение этого слова употребляет поэт?

    — Какие еще эпитеты и метафоры встречаем в этом отрывке?

    — Почему интонация последней строки данного отрывка снова приподнятая, мажорная? Чем это можно объяснить?

    — Чему посвящена последняя часть данного стихотворения? Расскажите, с чем в ней идет речь?

    — Как характеризуется эта часть самого рассказчика? Аргументируйте свой ответ.

    — Какие художественные сравнения делают стихотворение запоминающимся? Найдите их в тексте.

    — Отметьте в тексте стихотворения «Крестьянские дети» примеры выразительных, эмоциональных и ярких эпитетов.

    — Какова в этом стихотворении роль пейзажа?

    — Можно ли утверждать, что в этом произведении Н.А.Некрасова есть сюжет? Каков он?

    Сюжет (фр. sujet – предмет) – изображенные в литературном произведении события.

    5. Беседа с элементами анализа

      Ребята, давайте проанализируем как построено стихотворение?

      Сначала рассказывается о жизни автора произведения в деревне – типичной «летней» жизни русского барина, затем следует плавный переход к рассказу о крестьянских детях.

      После диалога юных «шпионов» рассказчик вспоминает собственное детство, проведенное в деревне в компании крестьянских ребятишек. Здесь он описывает и радости детства крестьянских детей, и радость приобщения к труду, и смену времен года, отражающуюся на быте крепостных крестьян.

      Далее автор размышляет о горькой участи детей крепостных крестьян, их раннем тяжком труде, возможной ранней смерти. Но на фоне грустного рассказа вдруг вспоминает о встрече с маленьким дровосеком Власом. После этого «звучит гимн» крестьянскому детству и русскому национальному характеру.

      В заключительной части рассказчик вновь возвращается к дню «сегодняшнему» — к встрече с юными «шпионами».

    После этого вводим понятие «композиция произведения» : для 5 класса это – построение произведение.

    Композиция (лат.componere – складывать, строить) – построение произведения, соотношение, расположение его частей.

    V . Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, вопросы стр. 205-206

    Литература:

      Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс / О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. — М.: ВАКО, 2002. — с. 322.

      Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе : 5 кл .: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. — М.: Просвещение, 2006.

      Русский язык. Литература. Педагогический опыт. ИМБ. Выпуск 1. М.: Изд-во «Вентана граф», 2012 – с.43

    Литература. 10 класс. 29.11.16.

    Тема: Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

    Цели : вспомнить основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрения; показать, какова роль Белинского в судьбе Некрасова; охарактеризовать деятельность Некрасова как редактора и издателя журналов «Современник», «Отечественные записки».

    Ход урока

    Эпиграфы к урокам:

    Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

    А. В. Луначарский

    I. Вступительное слово учителя.

    Жизнь и творчество Н. А. Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов (1821–1876) – поэт-гражданин. В его творчестве отразилась целая эпоха развития русской литературы и русской общественной жизни. Основная тема его произведений – изображение жизни русского народа. Поэт выступает как страстный защитник и выразитель народных интересов. Н. Некрасов: «Важно только одно – любить народ, родину, служить им сердцем и душой». Напряженно размышляет поэт о судьбе русского народа, его духовных силах, его настоящем и будущем.

    Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.

    Огромная заслуга в формировании Некрасова как поэта и общественного деятеля принадлежит В. Г. Белинскому. Именно он первым оценил поэтические опыты начинающего поэта. В 1841 г. Н. Некрасов сказал: «Моя встреча с Белинским была для меня спасением». И это так. На долгие годы они стали друзьями и соратниками. Белинский ценил в Некрасове острый критический ум, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и организаторские способности.

    В суровых условиях, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывался не только характер поэта, но и оттачивалось мастерство Некрасова – руководителя передовых литературных сил, редактора журналов «Современник», а затем и «Отечественных записок». Заслуга его в том, что, обладая редкой проницательностью, он выступал в роли «первооткрывателя» новых литературных имен. Некрасов «угадывал» талантливых писателей, оказывал им всестороннюю помощь…

    Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.

    Н. Г. Чернышевский был убежден, что «его [Некрасова] слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов… он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов».

    II. Рассказ о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

    1. Детство и юность Некрасова

    Родился в 1821 г. в местечке Немирове, на Украине, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево, неподалеку от Ярославля, на берегу Волги. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до шестнадцати лет».

    В Петербурге. «Восемь лет боролся я с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть».

    2. «Мечты и звуки» (1840)

    «Мечты и звуки» – первый подражательный сборник стихов. Знакомство с В. Г. Белинским. Отзыв Белинского о сборнике «Мечты и звуки»: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Великий критик помог Некрасову «найти себя».

    3. Стихотворение «В дороге» (1845)

    Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.

    В. Г. Белинский Некрасову после прослушивания стихотворения: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» А ведь Некрасову всего 24 года!

    4. Редакторская и издательская деятельность
    Н. А. Некрасова

    С 1847–1865 гг. Н. А. Некрасов – редактор журнала «Современник», а с 1868–1876 гг. – совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным издает «Отечественные записки». Некрасов был чрезвычайно требователен к своей работе и творчеству. Эти журналы «почти безраздельно властвовали над умами той эпохи».

    5. Поэзия Н. А. Некрасова в 50- е годы

    Сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» (1856). Первый раздел сборника – стихи о народной судьбе. Образ дороги. Второй раздел – сатирическое изображение недругов народа. Третий раздел – рождение «новых людей», борцов за народное счастье. Четвертый раздел – любовная лирика.

    Характер сборника определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин» (1856) . В нем Некрасов выразил свои взгляды на роль поэта и поэзии. Поэт должен быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.

    Выразительное чтение стихотворения, анализ.

    «Размышления у парадного подъезда». Чтение стихотворения.

    Стихотворение впервые напечатал А. Герцен в «Колоколе» с примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

    Так как стихотворение уже ранее учащимися изучалось, можно вспомнить, как создавалось это произведение, назвать прототипов «владельца роскошных палат».

    По воспоминаниям А. Я. Панаевой, Некрасов из окна своей петербургской квартиры увидел пришедших издалека к подъезду богатого дома крестьян, но их… прогнали. За образом владельца богатого дома стоит образ реального человека – графа А. И. Чернышева, более 20 лет служившего николаевскому режиму. Не случайно поэт обронил презрительное – «герой», на счету бывшего военного министра А. И. Чернышева и такое «геройское» дело, как расправа над декабристами.

    Исследователи творчества Некрасова установили еще одно обстоятельство. Во время написания стихотворения в «роскошных палатах» жил министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания, которое произойдет через четыре года после написания стихотворения, в 1863 году. Н. Некрасов выступил как бы в роли пророка, заклеймив не только жестокого правителя прошлого, но и вещателя будущего. Но образ «владельца роскошных палат» много шире своих реальных прототипов, это, скорее всего, барин, вельможа, погруженный в роскошь.

    Вопрос: Расскажите о мужиках, подошедших к богатому подъезду («…мужики, деревенские русские люди». За ними – вся крестьянская Русь, от лица которой они явились.)

    Отрывок «Родная земля». Это размышления, раздумья поэта о судьбах русского народа. («Ты проснешься ль, исполненный сил…».)

    6. Стихи и поэмы Н. А. Некрасова в 60–70- е годы.
    Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

    («Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1863 г.; «Железная дорога», 1864 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «Русские женщины, 1872– 1873 гг.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г.).

    Стихотворение «Железная дорога». Чтение стихотворения.

    Вопросы: 1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?

    2) Почему стихотворение «Железная дорога» преследовалось цензурой?

    Один из цензоров «Современника» отметил, что стихотворение «является страшной клеветой и возбуждает негодование против высшего правительства ».

    3) Как в «Железной дороге» сочетается сатира (в изображении угнетателей) с печалью и революционной страстью?

    7. «Я лиру посвятил народу своему».
    Последние годы жизни Н. А. Некрасова

    «Элегия» (1874).

    Чтение стихотворения.

    Поэт назвал это стихотворение «самым… задушевным и любимым». Смысл своего творчества поэт видел в служении народу.

    Поэт тяжело болен. В дневнике он записал: «Мой дом – постель, мой мир – две комнаты». Но работать продолжал!

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сборник «Последние песни».

    Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.

    Домашнее задание.

    Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)

    Стихотворение «В дороге».