Упражнения на приветствие. Тренинг позитивного самовосприятия. «Принятие правил групповой работы»

Упражнения на приветствие. Тренинг позитивного самовосприятия. «Принятие правил групповой работы»
Упражнения на приветствие. Тренинг позитивного самовосприятия. «Принятие правил групповой работы»

Цель тренинга: побуждение к более активному самопознанию и самоопределению, развитию самосознания, раскрытие скрытого потенциала личности

  • создание комфортного психологического климата в группе;
  • помощь в формировании адекватной самооценки, умения объективно оценивать самого себя и свои достижения;
  • развитие приемов самопобуждения (самокритика, самостимулирование, самообязательство), способствующих личностному развитию и личностному самоопределению;
  • помощь в формировании индивидуальной программы развития и коррекции личностных качеств.

Планируемый результат: приобретение опыта использования ресурсных состояний, которые позволят достигать цели в жизни, определение лучших, сильных сторон личности.

Место проведения: кабинет психологии

Время проведения: 3 часа.

Контингент: старшеклассники, студенты

Реквизит: Бейджики, визитки.

Ход тренинга

Введение в тренинг: объявление темы, регламента работы.

Приветствие и пожелание.

Знакомство с правилами работы в тренинге.

Адаптация. Врабатывание.

Упражнение "Приветствие"

Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга - положение "карусель". Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.

Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: "Как деловые люди рукопожатием!" Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: "Правыми коленями!!" Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.

Можно здороваться:

  • правыми локтями,
  • левыми коленками,
  • затылками,
  • спинами,
  • реверансом как французские короли и королевы,
  • как африканские слоны, громко топая ногами,
  • без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),
  • старым русским обычаем - трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: "Ба! Какие люди") и т.п.

Шеринг: изменилось ли и как самочувствие и эмоциональное состояние после упражнения.

Здра?вствуйте (здра?вствуй) - слово , которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке . Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья . Так же, как и "Здравия желаю", повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова "здравствовать" - быть здоровым, благополучно существовать. И вы сейчас воочию убедились, что после приветствия поднимается настроение и улучшается самочувствие.

Упражнение "12 месяцев"

День рождения - день года, в который родился тот или иной человек. В теории вероятностей с днями рождения связана известная задача, называемая "парадокс дней рождения". Данный "парадокс" гласит, что в любой случайно собранной группе из 22 человек с вероятностью более 50 % у двух или более человек дни рождения совпадают (на первый взгляд, это противоречит житейской интуиции). Чем больше будет в группе людей, тем вероятность совпадения в днях рождения приближается к единице: например, в случайно собранной группе из 55 человек двое из них имеют день рождения в один день с вероятностью 99 %.

Давайте посмотрим, а есть ли совпадения у нас. Прошу вас сесть по кругу по дням своего рождения, так чтобы с одного края находился участник, родившийся ближе всего к первому января, я с другого конца - к тридцать первому декабря.

Знакомство. Самовосприятие.

Самовыражение. Толерантность к себе и другим.

Упражнение "Знаки зодиака".

В группе каждый участник рассказывает, кто он по знаку зодиака и что из гороскопов на самом деле про него.

Упражнение " Скульптура".

Представители каждого знака зодиака должны создать соответствующую скульптуру. Выставка скульптур оценивается внутри группы.

Упражнение "Что я знаю о своем дне рождения".

Завершите предложение "В мой день рождения:". Могут быть варианты: "В мой день рождения родились:", "Мой день рождения совпадает с праздником:", "В мой день рождения обычно бывает:.погода" и т.п.

Упражнение "Три желания".

С чего же началась история празднования дней рождения? Одна из версий заключается в том, что последователи чёрной магии считали душу человека наиболее уязвимой в момент рождения, и любые пожелания или проклятия в этот день считались заклинаниями . Отсюда и зарождение традиции весь день встречаться с друзьями и избегать врагов.

А если бы на ваше день рождения пришла добрая фея, какие бы три пожелания вы бы хотели от нее услышать.

Все отвечают по кругу.

Сплочение участников группы.

Упражнение "Торт".

Один из наиболее распространенных ритуалов в день рождения- приготовление торта. Чем больше гостей на празднике, тем больше торт. Он может быть даже в несколько ярусов. Его украшают свечи по количеству лет, исполняющихся имениннику. А какой торт получится в вашей группе?

Участники создают групповую скульптуру торта со свечами.

Упражнение "В тесноте, не в обиде".

Гостей на нашем празднике собралось много, торт получился большой, только вот беда. Около торта всего 6 стульев, но должны уместиться все.

Затем остаются 5 стульев, затем 4,3, но поместиться должна вся команда.

Упражнение "Свечи"

Перед разрезанием торта именинник задувает все зажженные на торте свечи. Число свечей равно прожитым годам.

По команде ведущего именинник (ведущий называет имя любого из игроков) мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству участников группы. Одновременно должно встать столько игроков-свечек, какое число названо.

Позитивное самовосприятие.

Упражнение "Мой самый лучший день рождения".

Расскажите о самом запоминающемся дне рождения в вашей жизни (о самом долгожданном, о сюрпризе и т.п.)

Это воспоминание можно использовать как ресурсное состояние.

Упражнение "Комплимент".

На дне рождения принято говорить об имениннике, о его особенностях, достоинствах.

Каждому участнику по кругу группа выражает комплименты, подчеркивает положительные качества личности.

Упражнение "Подарок".

Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить имениннику подарки.

Дарить и принимать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки говорит о том, как развито у человека умение любить другого.

Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его своему соседу справа (путевку на черное море, украшение, торт, цветок и т.п.).

Упражнение "Концерт по заявкам".

На день рождения обычно устраивают хоровод вокруг именинника и поют песни о днях рождения.

Группа делится на летников, зимников, осенников и весенников.

Соревнование между командами "Кто споет больше песен о днях рождения"

Для команды- победителя в качестве приза остальные участники поют общую песню.

Упражнение "Мой день рождения через 10 лет"

Ведущий предлагает расположиться поудобнее.

Вы можете слышать мой голос и закрыть глаза. Глубоко вздохните: почувствуйте, как прохладный воздух касается крыльев вашего носа: почувствуйте теплый воздух вашего выдоха:С каждым вдохом и выдохом вы все больше расслабляетесь. Тело становится расслабленным:Теперь мысленно представьте, что перед вами окно в будущее и вы можете увидеть в нем себя через 10 лет. Внимательно посмотрите в это окно: В нем вы в свой день рождения через 10 лет. Оглядитесь вокруг: Кто вас окружает?.. Какие у них лица?..В каком помещении вы находитесь?.. Что вокруг вас?.. Как вы выглядите? Чего вы добились за эти десять лет?...

Сделав глубокий вдох, вы почувствуете, как волшебное окно растворяется в воздухе. Снова чувствуете свою одежду, слышите звуки в этой комнате, и за ее дверью. Вы делаете вдох, и открываете глаза.

Завершающий этап.

В кругу все взялись за руки и хором сказали "спасибо всем" и "спасибо мне" за участие в тренинге.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии. //Вопросы психологии. - 1999 - №1.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство "Ось-89", 1999.
  3. Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
  4. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. Институт "Открытое общество". - М.: "Магистр". 1997.
  5. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: "Генезис", 1999.
  6. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

Приложение

Упражнение «Приветствие»

Инструкция: «Одна из универсальных фраз для установления контакта – это приветствие. Иногда просто достаточно сказать «Здравствуйте!», чтобы человек обратил на вас внимание. Если этого не происходит, можно добавить «Рад вас здесь видеть». Если партнёр по контакту сам заинтересован в новых знакомствах, то это наверняка поможет ему задать вопрос, который у него вертится на языке.

Сейчас наша задача будет состоять в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Я буду следить за временем».

Упражнение-активатор «Представь своё имя»

«Принятие правил групповой работы»

Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения .


2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказаться, необходимо поднять руку.

6. Указания ведущего не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения ведущего.

Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать своё мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе.

Упражнение «Сбор фраз для контакта»

Инструкция: «Конечно, для знакомства иногда бывает недостаточно просто появляться в местах скопления интересных людей (хотя и это часто помогает справиться с одиночеством). Обнаружив интересного для вас человека, имеет смысл к нему обратиться, используя приветствие, нейтральные вопросы, просьбу или констатацию очевидного факта.

На имеющихся у вас бланках я прошу записать минимум 10 фраз, с которыми мы можем обратиться к незнакомому человеку. Если это общение уместно только в определённой ситуации, то отметьте, пожалуйста, что это должна быть за ситуация в специальной графе».

Упражнение «Объявление об объявлении»

Ведущему важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими способностями или объявить о своём стремлении помогать другим, главное – он о себе заявляет.

Упражнение «Сколько ты весишь?»

Содержание: Участникам предлагается походить по комнате, представляя себя в следующих ситуациях, каждый раз стараясь погрузиться в соответствующее состояние: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гулять. После этого обсуждается внутреннее ощущение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью – он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, всё тело налито свинцом. Радость, влюблённость, счастье дают ощущение полёта, невесомости. Ведущий договаривается с ребятами, что они в процессе занятия могут говорить о своём самочувствии в килограммах или тоннах.

Упражнение «Остров»

Содержание: На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ведущий убирает часть газет), «остров» уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается ещё часть газет, «остров» становится совсем маленьким. Ведущий уменьшает «остров», насколько это возможно. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на материк – рассаживаются на стульях.

В последующем обсуждении ребята высказываются, чего им хотелось больше, самим удержаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.

Упражнение «Ладошка»

Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся только положительные качества.

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос,одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.

2. Игровое упражнение: “Привет!”

Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”.Говорить нужно только эти слова и больше ничего.Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё.Имыми словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.

Игру можно использовать и в конце занятия,заменяя приветствие прощанием: “Спасибо!” или“Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня”.

Приложение 1

Приложение 2

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пословицы о дружбе:

    Дружбу топором не разрубишь

    Дружба от недружбы близко живёт

    Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг.

    Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно)

    Без друга – сирота, с другом – семьянин

    Нет друга, так ищи; нашёл, так береги

    Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии.

    Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.

    Старый друг лучше новых двух.

    Новых друзей наживай, а старых не утрачивай

    Не держи сто рублей, держи сто друзей.

    Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Краткий список художественных литературных произведений , которые можно использовать для выставки или обсуждения в ходе беседы:

    Фраерман Р. И. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

    Алексин А. Г. «Прости меня, мама…»

    Голявкин В. В. «Тетрадки под дождём»

    Железников В. К. «Чучело»

    Осеева В. А. «Динка», «Динка прощается с детством».

    Гайдар А. П. «Чук и Гек»

    Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»

Классный час в 3 классе

Тема: «Поговорим о дружбе»

    выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;

    содействовать формированию дружного коллектива.

    Подготовительная работа: чтение книг о дружбе,

    поиск пословиц и поговорок,

    классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.

Оборудование:

Скотч, ножницы, клей, Листы бумаги формат А4, цветные карандаши, цветная бумага.

Рисунки человечков, солнышко (7), облако (7), цветок (7), сердечко (7), грозовая туча (1). Карточки с номерами команд и сигнальными картинками.

Ход занятия:

    Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, прочитайте слова, записанные на доске:

ДРУГ, ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ

Что вы можете о них сказать? (ответы детей)

Есть ли у вас друг? Тогда вы можете мне сказать, кого мы называем другом?

Зачем нужна дружба?

Как проверяется дружба?

II.Дружба – главное чудо.

Учитель: Дружба – главное чудо. Всегда

С ней любая беда – не беда.

Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба

    На ощупь?

  1. Как пахнет?

    Какого она цвета?

    С какой погодой ее можно сравнить?

(Учитель записывает выводы детей на магнитной доске).

Дружба подарила нам приятные ощущения.

    Дружба бывает разная.

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда?

Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен И не может в школу приходить, - Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба - это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?

Учитель: А с чем вы не согласны?

    Дружба, эгоизм, бескорыстие.

Учитель: однозначного ответа на все эти вопросы не существует.

Разговор о дружбе мне хотелось вести, как говорится, “от обратного”.

Понятие противоположное дружбе – эгоизм.

Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок: тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован и т. д.

Упражнение может проводиться в нескольких модификациях.

1. Каждый из членов группы выходит перед группой(важно, чтобы его видели все и он

видел всех, поэтому круговое расположение участников группы в данном случ неэффективно; лучше разместиться полукольцом или шеренгой) и дарит подарок всем сразу.

2. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа. Тот невербально или коротким эмоциональным возгласом благодарит его, после чего дарит уже другой подарок своему соседу справа.

3. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа, а тот должен показать, что он

Если тренер сочтет нужным, он может уточнить у участников, что за подарок они передавали и правильно ли адресат подарка понял, что именно ему было презентовано.

«ХЭЛЛО, БОНЖУР, ЗДОРОВЕНЬКИ БУЛЫ»

Чтобы групповое приветствие по утрам было веселым и бодрым и задавало«карнавальное» настроение (если того требует программа дня), можно использовать слова приветствия на различных языках.

Каждый из участников должен поприветствовать своих соседей справа и слева на каком-либо иностранном языке (good morning, guten Morgen, bonjour и др.).

Как вариант: члены группы в свободном режиме бродят по аудитории, здороваясь друг с другом за руку и произнося свое приветствие.

Клаус Фопель предлагает тренеру заранее под-готовиться к этому и запастись карточками с на-писанными на них приветствиями, чтобы участники могли вытянуть одну из карточек и воспользоваться подсказкой.

США, Великобритания: «Good morning»; «Hi».

Италия: «Воn giorno».

Испания: «Buenos dias».

Франция: «Bonjour».

Эстония: «Теге».

Литва: «Labas ritas».

Израиль: «Shalom».

Гавайи: «Aloha».

Индия: «Namaste».

«ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ»

Каждый из участников должен поздороваться с груп, продемонстрировавой какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие(помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное(пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и.дрОстальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке- по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

«ПРИВЕТСТВИЯ ХОРОМ»

Для этого упражнения можно воспользоваться одним из описанных выше сценарие вербального или невербального приветствия. Разница будет лишь в том, что озвучивать приветствие или демонстрировать приветственный жест будет не один человек, а пара или тройка.

Эти малые группы можно образовать по территориальному принципу, объединив занявших соседние стулья, либо сформировать группы из тех, кто меньше всего общался в предыдущий день или вступал в какие-то конфликтные или антагонистические отношения, либо выбрать для объединения в группу тех, кого планируется задействовать в следующем упражнении (например, ролевой или деловой игре) именно в таком составе.

Группам можно дать десять-пятнадцать секунд на размышление, затем они по очереди приветствуют других своих коллег.

«ЕЖЕДНЕВНЫЙ РИТУАЛ»

Если тренинг продолжается более двух дней (особенно если эти дни идут не друг за другом, а с перерывами), имеет смысл придумать и использовать ритуал, который открывал бы каждый

новый тренинговый день. Тренер может предложить группе придумать такой ритуал

самостоятельно или предложить один из имеющихся у него вариантов. Это могут быть как слова - приветствие или речевка хором, последовательное проговаривание более развернутого текста, когда за каждым человеком закреплено конкретное,словотак и невербальное действие - например, рукопожатие каждого с каждым. Такие коллективные ритуалы повышают сплоченность группы и «якорят» рабочий настрой.

Возможно продумывание двух взаимосвязанных ритуалов - утреннего и вечернего, которые будут символическим началом и концом работы группы, открытием и закрытием (скажем, начало дня можно знаменовать раскрывающим движением рук- наподобие «проходите, гости дорогие», а конец дня - смыканием ладоней на манер восточного «спасибо» или западного «мы вместе»).

«СОВМЕСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ О БУДУЩЕМ ИЛИ БЫЛОМ»

Этот вариант приветствия представляет собой модификацию известного разминочного упражнения, когда участникам группы предлагается по кругу сочинять сказку: каждый поочередно вкладывается одной фразой, а сидящий справа должен развить мысль и фабулу в следующем предложении.

Для того чтобы связать это упражнение с темой тренинга, ведущему необходимо продумать задание. Это может быть рассказ о предыдущем дне: «Вчера мы делали то... А потом это... И добились таких результатов...» Или формулирование целей на день грядущий: «Сегодня мы станем более успешными... информированными... активными...» (тоже своего рода групповая аффирма-ция). Или более сюжетный рассказ, соотнесенный с проблематикой тренинга («Лебедь, рак и щука после тренинга командного взаимодействия»; «Вершки и корешки от лучших переговорщиков»; «Про ассертивного Крошку Енота» и др.).

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад тому, что я...»;

«Я готов горы свернуть, потому что...»;

«Мы все сегодня будем...».

Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, грустных мыслей или чрезмерно глубокой рефлексии.

«РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ»

Для этого упражнения потребуются рецепты приготовления вкусных блюд. Тренер может подготовить карточки с рецептами самостоятельно или попросить участников захватить их из дома. Рецепты должны быть аппетитными и включать не меньше 7-8 ингредиентов.

Участники разбиваются на подгруппы по3- 4 человека, каждой из подгрупп методом жеребьевки достается один из рецептов.

Рецепт должен быть итогом коллективного творчества и устраивать всех членов подгруппы.

В состав рецепта может входить все что угодно. Клаус Фопель приводит в качестве примера такой рецепт: «Берем 20 интересных участников, килограмм обязательности, сто граммов опыта, обильно сдабриваем все это любознательностью, добавляем щепотку духа противоречия...»

На подготовку рецепта подгруппам дается 10 минут; после того как все рецепты будут сформулированы, они зачитываются всем участникам.

В ходе обсуждения игры тренер может сделать акцент на том, что какие-то «ингредиенты» повторялись у всех или у большинства групп(естественно, что «участники» как ингредиент не учитываются - они, скорее всего, будут у всех групп. А если вдруг не будут - это вполне

может стать предметом заинтересованного обсуждения). Или на пропорциях этих ингредиентов.

В конце дня можно вспомнить детали этой игры. Скажем, проанализировав, какой из рецептов оказался самым похожим на то, что реально происходило в группе. Или каким-то образом приготовить прямо на заключительном шеринге блюдо, напоминающее этот рецепт.

«ЗДРАВСТВУЙ, УВАЖАЕМЫЙ...»

Упражнение идеально подходит для второго дня тренинга. В процессе его выполнения участники имеют возможность еще раз повторить имена всех присутствующих, что бывает актуально в больших группах даже на второй-третий день. Также упражнение настраивает участников на командную работу, помогает сконцентрировать внимание на том, что происходит в группе.

Упражнение выполняется по кругу. Задача первого участника- поздороваться со своим соседом справа, сказав ему: «Здравствуй, уважаемый... (имя соседа)» и выполнив какое-либо

движение (жест). Следующий участник здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, с которым обратились к нему, и добавляет свой жест. Сложность задания заключается в том, что жесты не должны повторяться.

Это упражнение, так же как и предыдущее, хорошо проводить на второй день тренинга. Оно дает участникам возможность быстро включиться в тренинговую работу и получит дополнительную информацию друг о друге. Но предлагать его группе можно только тогда, когда тренер уверен, что все запомнили имена друг друга. Смысл этого упражнения теряется в том случае, если участники тренинга давно знакомы друг с другом. В многочисленных группах желательно разбивать участников на две команды.

Один участник отходит от всех остальных на некоторое расстояние и поворачивается к ним спиной. Участники в произвольном порядке задают добровольцу любые интересующие их вопросы, на которые тот должен ответить, но перед этим назвав имя участника, задавшего вопрос. То есть задача ведущего игрока - по голосу определить того, кто говорил, и ответить на его вопрос. Это сложнее сделать, если доброволец не знает, где кто находится, и не может ориентироваться по направлению звука.

«ЧТО НОВОГО?»

Это упражнение можно проводить в начале нового дня тренинга. Оно помогает настроиться на работу, вспомнить, что происходило в группе вчера, а также учит участников быть более внимательными друг к другу.

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому-либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника.

После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д.

Как вариант можно просить участников, перекидывая мяч, повторять какую-нибудь фразу, которую произносил вчера участник.

Эта веселая разминка хорошо вписывается в тренинг командообразования. Она может использоваться в начале работы или после обеда и на тренингах других тематик, когда нужно создать атмосферу сотрудничества.

Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или

делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника- максимально точно и быстро передать полученное движение дальше.

Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды.

Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце це, п ои его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале. Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.

«РАЗГОВОР РУКАМИ»

Эта разминка способствует установлению более

доверительных отношений

в, группе

помогает участникам преодолеть барьеры в общении, улучшает атмосферу на тренинге.

Для выполнения задания участникам необходимо образовать два, кругавнутренний

внешний, и встать лицом друг к другу. Число человек в каждом круге должно быть

одинаковым, чтобы все участники образовали

пары. Если в группе нечетное

участников, тренер принимает участие в упражнении.

Задача участников - пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две-три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две-три минуты пары и тема снова меняются. Ведущий может предложить следующие ситуации, в которых происходит общение:

участники только что встретились и рады видеть друг друга;

участники ссорятся;

один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;

один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;

один пытается поддержать, подбодрить второго.

После выполнения упражнения нужно обязательно обсудить с участниками, какие чувства возникали в процессе игры; на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно; было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера; с кем из участников было легче всего общаться.

«ПУТАНИЦА»

Данное упражнение сплачивает группу, но так как в нем предполагается довольно тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.

Участники образуют тесный круг и протягивают вперед руки. По команде ведущего каждый должен взять за руки двух игроков, при этом желательно не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее тренер предлагает участникам«распутаться», то есть, не разнимая рук, выстроиться в один или несколько кругов. Обычно ведущий участвует в этом упражнении наравне со всеми, но активного влияния на процесс распутывания не оказывает.

Часто у участников возникают сомнения в том, что эта задача решаема. На самом деле распутаться можно всегда. В итоге игры может оказаться несколько кругов; возможно, некоторые участники будут стоять лицом в круг, некоторые - спиной. Но в любом случае решение будет найдено.

После выполнения упражнения можно спросить участников о том, что им помогало справить с задачей, что можно было бы сделать, чтобы решить ее быстрее. При обсуждении важно подчеркнуть, что залог успешного выполнения этого задания- доброжелательное отношение друг к другу, постоянная ориентация в ситуации и генерирование оригинальных идей.

«ПЕРЕДАЙ ПРЕДМЕТ»

Эта веселая разминка хорошо подходит для начала нового дня тренинга. С одной стороны, она вызывает много положительных эмоций, а с другой - помогает настроиться на групповую работу, повышает концентрацию внимания. Кроме того, она дает участникам возможность проявить креативность и нестандартность своего мышления.

Участники должны по кругу передавать какой-либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.

«И РАЗ, И ДВА, И ТРИ...»

Это упражнение усиливает групповую сплоченность, включенность участников в работу, концентрацию внимания и наблюдательность.

Все участники стоят в кругу. По команде ведущего «раз» каждый начинает выполнять любое движение, желательно не очень сложное. По команде «два» все перестают делать свои

движения и начинают повторять те движения, которые перед этим делали их соседи справа. На счет «три» участники опять меняют движение и выполняют движения соседа справа, которые тот начал делать по команде«два». Таким образом, движения как бы идут по кругу.

Когда ведущий назовет число, равное числу участников в

группе, движения должны