Происхождение абхазского народа. Введение. Происхождение абхазского народа Происхождение абхазов

Происхождение абхазского народа. Введение. Происхождение абхазского народа Происхождение абхазов
Происхождение абхазского народа. Введение. Происхождение абхазского народа Происхождение абхазов

Территория современной Абхазии была заселена человеком еще в глубокой древности, о чем свидетельствует богатый археологический материал. Уже с античного времени древнегреческие, а вслед за ними древнеримские письменные источники сообщают о населяющих Абхазию древнеабхазских племенах – апсилах, абасгах, санигах, мисимианах и др., а также о тех территориях, на которых они обитали: Апсилии (в современной южной Абхазии), Абасгии (центральная и северная Абхазия), Саниги (северо-западная Абхазия до Сочи), Мисиминии (горные области северо-восточной Абхазии). Название племени апсилы сохранилось до настоящего времени в самоназвании абхазского народа – апсуа и в абхазском названии своей страны – Апсны. Название абасги лешли в основу названий «абхаз», «Абхазия». Однако этой информации явно не достаточно, чтобы говорить о происхождении древнеабхазских племен. Ответ на эти вопросы может дать изучение абхазского языка. Русский языковед Трубецкой, которого поддерживают большинство советских ученых, утверждает, что сегодня на Западном Кавказе существуют 2 соседние не родственные семьи языков: 1) картвельская; 2)северо-кавказская. В северо-кавказскую семью языков наряду с дагестанской и вайнахской, входит абхазо-адыгская группа языков.

Разделение ветвей абхазо-адыгского языка

Абазинский абхазский убыхский адыгейский кабардинский


абхазская ветвь

адыгская ветвь

По поводу происхождения древне-абхазских племен существует целый ряд теорий. Самыми интересными из них являются:

1. Северная – согласно которой предки абхазских племен пришли с территории Северо-Западного Кавказа.

2. Южная или Малазийская – предки абхазских племен пришли с территории Малой Азии.

3. Местная теория – согласно этой теории становление древне-абхазских племен происходило без вмешательства внешних факторов.

4. Эфиопско-Египетская согласно которой предки абхазов являются выходцами из районов Африки.

5. Местно-миграционная согласно которой происхождение предков древне-абхазских племен связано с взаимодействием местных и пришлых племен.

Справедливость этой теории доказывают следующие факторы.

Ученые утверждают, что в начале 3 тыс. до н.э. на территории Малой Азии сформировался мощный союз племен кашков и абешла, которые принимали участие в разрушении Хатской державы. По видимому эти племена стали носителями элементов хатской культуры, в том числе и языка. На рубеже II – I тыс. из-за перенаселенности бывших местах обитания (Малая Азия) часть племен кашков и абешла стала осваивать новые территории, дойдя, таким образом, не только до территории современной Абхазии, но и дальше на Северный Кавказ (в Район расселения современных адыгейцев и кабардинцев). По видимому племена кашков и абешла были не только многочисленнее местных племен но стояли на более высоком ступени развития. Именно поэтому победила культура пришлых племен.

Происхождение абхазов и их место среди других народов мира давно интересует исследователей. Письменных источников, из которых они черпают свои знания, не так уж много. Да и археология без наличия соответствующих письменных данных не может нарисовать правдивую картину происхождения народа. Ещё больше сужены возможности этнологии и антропологии. Специалисты считают, что язык является своеобразной неписаной летописью многовековой памяти народа. Она несёт в себе информацию о хозяйственной деятельности, укладе жизни далёких предков, об их связях с другими народами и много иных интересных сведений. Всё это помогает разобраться в языковом калейдоскопе народов Кавказа, который, в силу горного ландшафта, играл консервирующую роль в отличие от раздольных степей. Поэтому Кавказ един в своей многоликости и многолик в своём единстве, что всегда необходимо учитывать. Признано - абхазский язык является одним из древнейших языков мира. Он вместе с другими близкродственными языками (абазинский, убыхский, адыгейский, черкесский, кабардинский) образует западнокавказскую (абхазо-адыгскую) языковую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов человек.

Абхазо-адыгская группа языков по своему происхождению родственна восточнокавказским языкам (вайнахский и дагестанский). Обе эти группы образуют единую кавказскую семью языков.

Исследователи абхазского языка отмечают, что он для посторонних - самый трудный. Ещё до недавнего времени в охотничьей среде у абхазо-адыгов существовал особый «лесной» или «охотничий» язык.

Родство с хаттами . Распад абхазо-адыгского праязыка на три основные ветви (абхазы-адыги-убыхи) начался, как считается, примерно 5 тыс. лет назад. В современной науке широкое признание получила гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с хаттским, носители которого обитали в Малой Азии (на территории современной Турции). На непосредственные связи древнего населения Западного Кавказа с Малой и Передней Азией, с цивилизациями Древнего Востока указывают знаменитые памятники Майкопской (до второй половины III тыс. до н.э.) и мегалитической (дольмены, кромлехи - вторая половина III тыс. до н.э.) археологических культур. О традиционных связях абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями могут свидетельствовать и известные «Май-копская», «Эшерская» эпиграфические над-писи. Знаки этих текстов обнаруживают определённое сходство как с письменами, найденными в Библе (ХIII в. до н.э.), в Финикии, так и со знаками хеттской иеро-глифической письменности (II-I тыс. до н. э.).

Народ, говоривший на праязыке абхазо-адыгов, занимался земледелием, разводил скот, изготавливал различные ремесленные изделия, обрабатывал металлы. Это подтверждают археологические материалы из Абхазии. Существует мнение, что хатты являлись изобретателями металлургии железа и что их название железа попало во многие языки мира (от него, в частности, происходит и русское слово «железо»). В пользу того, что носители праязыка жили примерно в тех же условиях, в которых обитают нынешние абхазо-адыги и сформировались в пределах западнокавказской территории, говорят такие слова, как: «море», «берег», «рыба», «гора (лесистая)», «лес (лиственный)», «лес (хвойный)», «пихта», «бук», «кизил», «каштан» и т.д. О том же говорят и топонимические названия. Например, названия рек, включающие в себя элемент «псы» - вода, река (Арипса, Супса, Акампсис, Апсар, Лагумпса), а также слова с названием «куа» - «овраг», «балка», «речка» и др. А данные археологии Абхазии свидетельствуют о преемственности местных культур во времени и пространстве до и после упоминания древнеабхазских племён в античных письменных источниках в первых веках нашей эры.

Экологическая ниша и этногенез древних абхазов . В происхождении народов следует учитывать и роль природных условий (особенностей), т.е. географическую среду. Для истории абхазо-адыгов очень важны были консервирующие и дифферен-цирующие процессы, которые происходили в западнокавказских ущельях и горных проходах.

Языковые распады обычно происходят во время перемещения части носителей праязыка в иную географически изолированную (горами, реками) область - так называемую экологическую нишу.

Существует мнение, что прародиной абха-зо-адыгов была Колхидская экологическая ниша и прилегающие к ней северо-восточные области Малой Азии, где во втором - на-чале первого тысяче-летий до н. э. проживали родственные абхазо-адыгам кашки-абешла (говорили, скорее всего, на хаттском языке). Тог-да же, возможно, и произошло перемещение по побережью через восточнопричер-номорский коридор (меото--колхидская дорога) и через перевалы прямых языковых предков адыгов на северные склоны Западного Кавказа. Предки зихов-убыхов при этом заняли нишу между Гагрским хребтом и Туапсе, связанную с соседни-ми терри-ториями трудносезон-ными тропами. Праабхазские же племена как первичная часть общности продолжали обитать в Колхиде, где их в лице апсилов, абасгов и санигов и застали античные авторы. Специалисты считают, что культурные продвижения из Колхиды по Чер-номорскому побережью в Восточное Закавка-зье и на северные склоны Центрального Кав-каза достигают пика в IX-VIII вв. до н. э. Это вре-мя совпадает с периодом расцвета «колхидско-кобанской металлургической провинции». Что же касается древ-некартвельских племен: карду-карты, кулха-колхи, луша-лазы и т.д., то они, существует мнение, ещё до начала I тыс. до н. э. проживали в северо-восточных облас-тях Малой Азии. И лишь потом эти племена продвинулись через ущелье р. Чорохи по побе-режью или по ущелью р. Кура в Кол-хидскую экологическую нишу. На историческую правдоподобность такого варианта может ука-зывать первичность в Закавказье до на-чала I тыс. до н. э. прасеверокавказского «хуррито-урартского» элемента, родственного восточнокавказским языкам (нахско-дагестанским).

Говоря о происхождении абхазского наро-да, важно всегда помнить, что с момента засе-ления Западного Кавказа человеком здесь тра-диционно преобладали южные влияния - со стороны Малой Азии. Оттуда в глубокой древ-ности и продвигались в западнокавказские до-лины носители абхазо-адыгского праязыка.

Считаясь с географическим фактором и многим другим, не следует забывать и то, что ни один народ не может развиваться самосто-ятельно, без взаимодействия с другими, сосед-ними народами. Абхазы в этом отношении не исключение.

Мост между Европой и Азией . Заселенная абхазами территория всегда служила своеобразным мостом между Северным Кав-казом и побережьем Чёрного моря. Второе на-правление связей определяло море, вдоль бе-регов которого двигались корабли в сторону Малой Азии и Крыма. В этой связи можно вспомнить такие приморские цивилизации, как, например: Греция, Рим, Византия, Генуя, с ко-торыми древние предки абхазов также были в теснейшем контакте (кстати, в с. Тамыш была найдена глиняная модель лодки в слое VIII в. до н. э.). Немаловажную роль играло и то, что основание треугольника простран-ства, занятого абхазами, было открыто воздей-ствиям с юго-востока, откуда вела подгорная «Абхазская дорога», кото-рой пользовались купцы и завоеватели. Возмож-но, в позднем средневековье этот путь был за-щищён Великой Абхазской (Келасурской) сте-ной, о чём могут говорить её конфигурация, ар-хитектурные особенности самих башен и кур-тин (крепостная стена между башнями), а также сопутствующий археологический материал.---

Гениохийский союз племён и его составляющие . Население Абхазии и сопредельных регионов, как свидетельствуют античные письменные источники, представляло собой в I тыс. до н. э. довольно мощный и в то же время пёстрый союз гениохийских племён. Тем не менее, они были близки между собой в языковом и культурном от-ношении. По крайней мере, античные города Диоскуриада (совр. Сухум) и Фасис (совр. г. Поти) находились на земле гениохов.

В первых веках нашей эры гениохийский союз распался на более мелкие древнеабхазские племена: санигов, абасгов, апсилов (после-дние дали абхазам самоназвание апс-уа). В VI в. н. э. из апсилов выделились мисимиане. В это время этнополитическая граница между древнеабхазскими и древнекартвельскими племенами (лазами) проходила примерно по р. Ингур. Та-кою она была и в VII - начале VIII вв., до образова-ния Абхазского царства. В I-VI вв. все перечисленные древнеабхазские племенные объедине-ния представляли собой раннеклассовые госу-дарственные образования («княжества» или «царства») - Санигию, Апсилию, Абасгию и Мисиминию (с VI в.). Они стали основой форми-рования вначале Абхазского (Абасгского) княжества, а за-тем и Абхазского царства (VIII в.). Этому спо-собствовало сплочение древнеабхазских пле-мён, приведшее к созданию единой абхазской феодальной народности - общего предка как абхазов, так и абазин (процесс этот мог начать-ся ещё в VII в., а может, и чуть раньше, после официального принятия христианства в Абха-зии в 30-50 гг. VI в.). Следует помнить, что в период «царства абхазов и кар-тлийцев», ещё в конце XII в., при царском дворе хорошо был известен и пользовался уважени-ем язык предков современных абхазов (апсаров - апсуа).

Впоследствии предки части современных абазин (тапанта), перейдя через отроги Главно-го Кавказского хребта, поселились в опустошён-ных от монгольского нашествия долинах Север-ного Кавказа. Переселение туда другого племе-ни абазин - ашхарцев, которые именуют себя ап-суа, т.е. абхазами, произошло ещё позже. По-этому речь ашхарцев, в отличие от тапантцев, менее отличается от абхазской. Словом, абха-зы и абазины говорят фактически на близких ди-алектах единого абхазо-абазинского языка.

Таким сегодня можно представить вкратце довольно сложный процесс происхождения аб-хазского народа, одного из древнейших народов мира.

Абхазы, апсуа (самоназвание), народ в Евразии, на Кавказе, коренное население Абхазии.

Численность и языки

Численность в мире 185 тыс. чел. (на начало 21 в.).

  • по переписи 1989 г., численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии),
  • по переписи 2003 года - 94,6 тыс. человек (44 % населения),
  • по переписи 2010 года - 122,1 тыс. человек (около 51 %).

Незначительная часть живёт в Турции и арабских странах, куда абхазы переселились во 2-й пол. 19 в. Выделяются субэтнические группы:

  • абжуйская,
  • гудаутская (бзыбская) и
  • самурзаканская.

Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.

Диалекты:

  • абжуйский (лежит в основе литературного языка) и
  • бзыбский.

Распространены также русский и грузинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты и православные.

История

Предки абхазов принадлежали к аборигенному населению Западного Кавказа. Оно упомянуто уже в ассирийских надписях под именем абешла, позднее в античных источниках, выделявших племенное объединения абазгов на севере, апсилов на юге и др. В период Абхазского царства (8-10 вв.) завершилось объединение древнеабхазских племён в абхазскую народность. После вхождения Абхазии в Россию (1810) в сер. 19 в. стала создаваться письменность на русской графической основе. С образованием Абхазской ССР (1921; с 1931 — АССР) у абхазов ускорился процесс национальной консолидации и начался процесс государственного строительства. После грузино-абхазской войны 1992-1994 гг. в Абзазии ускоренными темпами продолжился процесс государственного строительства.

Традиции

Традиционные занятия - земледелие и отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные - пчеловодство и охота. Выращивают кукурузу и другие зерновые, табак, хлопок, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах - коз. В годы Советской власти в сельском хозяйстве абхазов культивируются также чай, цитрусовые и др., развивается многоотраслевая промышленность. Сформировались рабочий класс, интеллигенция.

Традиционные ремёсла - изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, вышивка, ковроткачество, инкрустация, резьба по дереву. Для традиционной социальной организации характерны большая патриархальная семья и патронимия, аталычество и др. виды фиктивного родства. Система родства арабского типа. С середины 19 в. преобладали малая семья и соседская община. Сохранялись фамильная экзогамия и др. элементы патриархально-родовой организации. Традиционные поселения разбросанные. Круглые или четырехугольные плетёные постройки с соломенной конической или двускатной крышей уже в 19 в. стали сменяться дощатыми домами с приподнятым полом на столбах; в годы Советской власти распространилось строительство двухэтажных каменных домов городского типа. Традиционная мужская одежда - шерстяные или хлопчатобумажные штаны, рубаха, бешмет, черкеска, наборный пояс и бурка. Головные уборы - главным образом войлочная шляпа или башлык, обувь- чувяки и ноговицы. Женская одежда - шаровары, платья с высоким воротом, бешметы, платки, чувяки или деревянные башмаки. Традиционный костюм носит только старшее поколение по праздникам.

В пище преобладают мамалыга, кислое молоко, сырые овощи, варёная говядина и жареные куры с приправами (аджика и др.). Развит фольклор (нартский эпос).

Литература

  • Инал-ипа Ш.Д., Абхазы. 2 изд., Сухуми, 1965: его же, Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Сухуми, 1973;
  • Джанашиа Н.С., Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми, 1960;
  • Анчабадзе Э.В., Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми. 1976;
  • Аргун Ю. Г., Абхазские этнографические этюды, Сухуми, 1980;
  • Феномен долгожительства. Антропологический аспект исследования. М., 1982;
  • Бибвава В.Л., Современная сельская семья у абхазов. Тб. 1983.

(самоназвание — ансуа), народ, коренное население Абхазии. Живут также в России (6 тыс. человек) и других странах. Язык абхазский абхазо-адыгской группы северо-кавказской семьи языков. Верующие — в основном мусульмане-сунниты, есть православные.


Язык

Говорят на абхазском языке абхазско-адыгской группы северокавказской языковой семьи. Имеются диалекты: абжуйский (лежит в основе литературного языка) и бзыбский. Письменность на русской графической основе.

Абхазский язык принадлежит к западно-кавказской (абхазо-адыгской) языковой группе. Он имеет два диалекта - абжуйский (основу современного литературного языка) и бзыбский. Абхазская письменность сложилась на базе алфавита, созданного в 1862 году языковедом П.К. Усларом. Позднее она усовершенствовалась абхазскими учеными. Основа национального алфавита — кириллица.

Религия

Верующие абхазы - православные христиане (с IV в.) и мусульмане-сунниты (с XVI в.).

История

Абхазы - автохтонное население Кавказа. В VIII в. у них возникла государственность, которая в той или иной степени просуществовала вплоть до присоединения в 1810 г. к России. В 1870-е гг. более половины населения Абхазии, недовольного политикой самодержавия, переселилось в Турцию.

В 1921 г. была образована Советская Социалистическая Республика Абхазия, вошедшая в состав Грузии на основе союзного договора. В 1931 г. статус Абхазии был понижен до уровня автономной республики. Нарастание абхазо-грузинских противоречий в конце 1980-х гг. привело к серьезному политическому кризису.

Представители абхазского народа появились на территории Красноярского края в 1930-е годы (16 чел.). В послевоенный период их численность постепенно росла: 1970 г. - 68 человек, 1979 г. - 89, 1989 г. - 124.

В 1990-е годы диаспора уменьшилась вдвое и насчитывала к концу 2002 г. 60 человек. Для абхазского сообщества Красноярья характерно двойное превалирование числа мужчин и абсолютное домини-рование горожан (88 %).

Быт и занятия

Основные традиционные занятия абхазов - земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные - пчеловодство, охота. В XX в. освоено выращивание табака, чая, цитрусовых (мандарины). Были развиты ремесла - изготовление утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество.

Традиционная мужская одежда - бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, наборный пояс с кинжалом; у женщин - приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, закрывавшимся металлическими застежками, пояс, на голове платок.

Национальная пища абхазов - крутая кукурузная каша мамалыга (абыста), вареная фасоль, молоко и молочные продукты, мясо различных видов, овощи, фрукты, орехи, мед. Характерны острые подливы и соусы, знаменитая приправа аджика. Алкогольные напитки - сухое вино и виноградная водка.

Знаменитые абхазы

  • Апсха Леон
  • Али бей - султан Египта 1763-1773.
  • Ардзинба, Владислав Григорьевич - председатель Верховного Совета Абхазской ССР (1990-1992), председатель Верховного Совета (1992-1994) и президент Республики Абхазия (1994-2005).
  • Аршба, Отари Ионович (по отцу) - российский предприниматель.
  • Багапш, Сергей Васильевич - премьер-министр (1997-1999) и президент Республики Абхазия (2005-2011).
  • Габлия, Варлам Алексеевич - Герой Советского Союза.
  • Гогуа, Алексей Ночевич - писатель-прозаик.
  • Гулиа, Георгий Дмитриевич - русский советский писатель, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), Заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1971).
  • Гулиа, Дмитрий Иосифович - писатель, народный поэт Абхазии (1937); основоположник абхазской письменной литературы.
  • Дараселия, Виталий Кухинович - советский футболист, полузащитник, заслуженный мастер спорта СССР.
  • св. Евстафий
  • Искандер, Фазиль Абдулович - советский и российский прозаик и поэт.
  • Кокоскерия, Ясон Басятович - Герой Советского Союза.
  • Лакербай, Михаил Александрович - писатель, драматург, театровед, заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1961).
  • Лакоба, Нестор Аполлонович - Председатель Совета Народных Комиссаров ССР Абхазия (1922-1936), Председатель ЦИК Абхазской АССР (1930-1936).
  • Орбай, Рауф - премьер-министр Турции (1922-1923).
  • Папаскири, Иван Георгиевич - абхазский советский писатель, заслуженный работник культуры Грузинской ССР (1968).
  • Харейддин Паша - премьер-министр Туниса, автор тунисской конституции 1861 г.
  • Шинкуба, Баграт Васильевич - писатель и поэт, Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР (1958-1979).
  • Среди всех местностей СССР рекордсменом по количеству долгожителей на душу населения являлась Абхазия. В 1956 году в АбхССР жило 2 144 человека в возрасте 90 лет и старше; из них 270 - старше ста, а 11 - старше 120 лет. Среди абхазских долгожителей не было угрюмых и злых людей; у абхазов существует поговорка: «Злые люди долго не живут».

Последние десятилетия Абхазия находилась в стороне от бурных туристических маршрутов. Причиной этому стали события начала 90-х годов, когда снова разгорелся, казалось давно погасший, костер грузино-абхазских конфликтов. Долгие годы эта прекрасная кавказская страна не видела туристов. Но время идет, позарастали воронки от взрывов и шрамы в сердцах людей, отстраиваются курорты, развивается туристический сервис. Мы снова ездим в Гагру , в Сухум , Пицунду , на озеро Рица . И удивляемся тому, что видим – живописные пейзажи, древние крепости, красивейшие ботанические сады, монастыри и храмы , пещеры . Удивляемся, и понимаем, что ничего не знаем об этой маленькой стране, которую и страной то признали всего несколько государств в мире. Давайте вместе восполним этот пробел в знаниях и совершим небольшую экскурсию в историю Абхазии .

Древняя Абхазия

Начало истории Абхазии спрятано за туманом тысячелетий. Первые люди появились на ее плодородных землях 35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Хорошо изучены стоянки времен мезолита, возникшие в 12–7 тысячелетии до нашей эры. Люди обживали пещеры недалеко от рек, занимались рыболовством и собирательством. Об этом свидетельствуют рыбьи кости и костяные гарпуны, в большом количестве найденные вокруг их жилищ.

В VI– IV тысячелетиях до нашей эры, в период неолита, появляется посуда из глины . В это же время человек выходит из пещер и начинает строить жилища самостоятельно. Начинается развитие сельского хозяйства: обработка земли и одомашнивание диких животных. На границе IV–III веков до нашей эры жители Абхазии научились плавить метал – медь и бронзу. Спустя тысячелетие появилась дольменная культура. Ее следы – дольмены (каменные гробницы) – встречаются повсеместно на территории современной Абхазии. Наибольшая их концентрация отмечается в Гудаутском районе , в окрестностях села Отхара (здесь зафиксировано 15 дольменов весом от 60 до 110 тонн). В дольменах эпохи поздней бронзы исследователи находят наконечники копий, бронзовые топоры, керамику и всевозможные украшения.

Первые города

Первые крупные поселения-города появились в истории Абхазии в VIII веке до нашей эры, когда ее черноморское побережье начали осваивать греческие мореходы-колонисты. В VI–I веках до нашей эры они основали в тихих и удобных для мореплавания бухтах города Питиунт (ныне Пицунда), Гюэнос (Очамчыра ), Триглит (Гагра), Диоскурию (Сухум) и другие. Эти города колонии быстро разрастались, превращаясь в культурно-исторические центры побережья Черного моря . В них процветала торговля, осуществлялся товарообмен, развивались ремесла.

Диоскуриада

Территория, на которой эллины основали Диоскуриаду , по-абхазски называлась Акуа . О древности названия говорят надписи «Акой» (Акуа ) на монетах-статерах из золота, отчеканенных в I веке до нашей эры. Кроме того, расположенный недалеко от современного Сухума замок, названный исследователями начала прошлого века замком Баграта , назывался раньше замком Агуа (Акуа). В V-IV веках до нашей эры местное и греческое поселения на этой территории были связаны только экономическими интересами. Столетие спустя, в эпоху эллинизма, их жители взаимно интегрировались, и состав населения Диоскуриады стал смешанным, греко-абхазским.

В I веке нашей эры на берегах Черного моря появились и стали господствовать римляне. Это была эпоха императора Октавиана Августа. Она стала началом нового, римско-византийского периода истории Абхазии , продолжавшегося до VII века. В I веке Диаскуриада получила новое, римское название – Себастополис .

Раннее христианство в истории Абхазии

По церковным преданиям, в 55 году нашей эры на абхазскую землю пришли проповедовать свою веру апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит , библейские ученики Христа. Для Симона Кананита Абхазия стала последним местом жительства – здесь он принял смерть в окрестностях реки Псырцха. Позже на месте его могилы воздвигли храм в его имя, а грот, в котором Святой провел последние дни, стал одной из самых почитаемых религиозных святынь Абхазии .

Абхазия и Российская империя

В XIX веке Турция и Россия воевали, пытаясь вырвать друг у друга территории вдоль Черного моря. В середине лета 1810 года российская эскадра захватила крепость Сухум-кале . Абхазия была присоединена к Российской империи (за исключением нескольких вольных поселений в горах). 1810 год считается годом начала покровительства России над Абхазией. В этом же году около 5 тысяч абхазов переселились в Турцию – это была первая волна переселений XIX века.

Отличительной чертой Абхазского княжества стало то, что оно, в отличие от соседней Грузии , не потеряло в результате присоединения к России своей самостоятельности. С 1810 по 1864 год княжество имело автономное управление в составе Российской империи и просуществовало на Кавказе дольше других.

С июня 1864 года упраздненное Абхазское княжество было переименовано в Сухумский военный отдел Российской империи. Накануне ликвидации княжества князь Михаил Романов, бывший наместником на Кавказе, представил императору план колонизации кавказского берега Черного моря. Александр II этот план одобрил (предлагалось заселение территории от Ингура до устья Кубани казачьими станицами). В это время Абхазию покинули 45 тысяч убыхов и 20 тысяч садзов, переселившихся в Турцию.

Восстание и махаджирство

В 1866 году в Абхазии вспыхнуло восстание, волна которого прокатилась от села Лыхны до Сухума. Причиной возмущения стала подготовка к российских властей к проведению крестьянской реформы. Чиновники упустили из виду тот факт, что, в отличие от Грузии, в Абхазии не было крепостнических отношений. После подавления восстания в Абхазии начались репрессии, прошло безоговорочное разоружение народа (были отняты даже кинжалы). Участники восстания оказались сосланными на Крайний Север и в Сибирь. Летом 1867 года еще 20 тысяч абхазов стали махаджирами – переселенцами в Турцию.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы выступили на стороне турок. По окончании войны это повлекло массовые политические репрессии. Абхазы были признаны «виновным» населением, и их поголовно стали отправлять на каторгу или в ссылки в глухие российские губернии. В 1877 году махаджирство достигло пика – страну покинули еще около 50 тысяч абхазов. Ее поселки города практически опустели. Чтобы как-то решить проблему, Абхазию стали заселять другими народами, в первую очередь грузинами (мегрелами), а также греками, русскими, армянами, эстонцами, болгарами, немцами. К концу XIX века абхазы составляли всего 55% от общего числа жителей страны.

Во второй половине позапрошлого века Абхазия находилась между демократическими общинами вольных горцев Кавказа и грузинской феодальной системой. Однако в ее общественном устройстве явно просматривалась духовная связь с черкесско-убыхским сообществом.

Когда Российская империя распалась, Абхазия оказалась в составе Союза объединенных горцев Кавказа и в Юго-Восточном Союзе. В ноябре 1917 года прошел съезд абхазского народа, на котором был избран первый парламент – Народный Совет Абхазии, принявший Декларацию и Конституцию абхазского народа. В марте 1921 года большевики объявили Абхазию Советской Социалистической республикой и установили в ней советскую власть. В феврале 1931 года в Тбилиси прошел VI Всегрузинский съезд, принявший решение о преобразовании Советской Социалистической республики Абхазии в автономную республику, входящую в состав Грузинской ССР.

Национально-освободительное движение

Перед самым распадом Советского Союза во многих союзных республиках начало активироваться национально-освободительное движение. Абхазия также начала борьбу за повышение собственного административного статуса. Грузинский парламент принципиально начал принимать решения и постановления в одностороннем порядке (1989 – 1990 года), игнорируя межгосударственный характер отношений Грузии и Абхазии, явно поддерживая курс на упразднение абхазской государственности. Для преодоления правовой неурегулированности между странами, в июле 1992 года Верховный Совет Абхазии своим решением восстановил на территории республики действие Конституции 1925 года и принял новые Флаг и Герб Республики Абхазия.

Грузино-Абхазская война 1992-1993 года

Беда случилась 14 августа 1992 года. Грузия, только что вступившая в ООН, начала войну против Абхазии . Ее войска при поддержке бронетехники, авиации и артиллерии вторглись на территорию Абхазии и оккупировали ее.

Началось истребление местных жителей и культурный геноцид: уничтожались памятники культуры и истории, ценные документы, редчайшие рукописи и книги… 30 сентября 1993 года Абхазия была освобождена. За свободу и независимость страны отдали жизни около 3 тысяч человек.

Абхазия сегодня

В ноябре 1994 года парламентом Абхазии была принята новая Конституция страны. Был избран первый президент – В.Г. Ардзинба . С того времени по осень 1999 года Абхазия находилась в информационной, экономической и политической блокаде .

Тем не менее, у нее нашлись средства и силы для преодоления сложностей послевоенного периода, возрождения культуры, науки, экономики, образования и курортной сферы. В октябре 1999 года на общенародном референдуме абхазы проголосовали за независимость страны, закрепив это в соответствующем государственном акте. В 2008 году независимость Абхазии признала Россия, Венесуэла и Никарагуа, в 2009 году – Науру, в 2011 году – Тувалу и Вануату.

Вот такая она, история Абхазии : древняя, гордая и грустная. От всей души хочется верить, что народ этой небольшой горной страны, снова находящейся на этапе становления, обретет настоящую свободу, признание и спокойную жизнь. Путешествуя по Абхазии , постоянно встречаешься с гостеприимными и веселыми людьми, красивыми местами и зданиями, погибшими во время «последней» войны. И радостно видеть, что с каждым годом таких зданий, «свидетелей 90-х», становится все меньше: над ними появляются новые крыши, в оконных проемах – новые окна, а в этих окнах по вечерам зажигается мирный свет. И тогда понимаешь: история Абхазии продолжается!