О святом великомученике георгии победоносце. Жития святых в кратком изложении для детей Легенда о георгии победоносце кратко

О святом великомученике георгии победоносце. Жития святых в кратком изложении для детей Легенда о георгии победоносце кратко
О святом великомученике георгии победоносце. Жития святых в кратком изложении для детей Легенда о георгии победоносце кратко

Великомученик

Георгий Победоносец
Память его празднуется 23 апреля/6 мая
Во времена римского императора Диоклетиана, жестокого гонителя христиан, жил юноша Георгий. Он родился в Каппадокии, в Малой Азии, в богатой и знатной семье и был воспитан в христианской вере. Когда Георгий был еще ребенком, его отец принял мученическую смерть за Христа, и Георгий с матерью переселился в Палестину.
Он вырос красивым, статным юношей, поступил в римское войско и так храбро сражался, что его скоро сделали военачальником, хотя ему не было и двадцати лет. Император не знал, что Георгий христианин, он любил юного воина и держал при себе.
Услышав, что начинается новое гонение на веру и что Диоклетиан решил истребить христиан с лица земли, Георгий раздал нищим все свое имение, золото, серебро и одежду, отпустил рабов на свободу и отправился к императору.
- Долго ты еще будешь мучить ни в чем не повинных людей? - спросил он изумленного Диоклетиана, став посреди залы, где шел государственный совет. - Вы заставляете народ кланяться идолам, но они вовсе не боги; Бог один, это Господь Иисус Христос, во Святой Троице поклоняемый. Познайте истину или хотя бы не смущайте благочестивых людей своим безумием!
Сперва император старался лаской обратить юношу к поклонению идолам и уговаривал его принести жертву, а потом разгневался и велел своим оруженосцам копьями гнать Георгия в темницу.
Там его ноги забили в колоду, а на грудь положили большой камень; на следующий день Георгия привязали к колесу с острыми лезвиями, которые резали его тело, но Господь исцелил Своего верного раба от ран. Юноша претерпел множество жестоких мучений, благодаря Бога и прося укрепить его в страданиях.
Видя, как мужественно он переносит пытки и как Господь чудесно спасает его от неминуемой гибели и исцеляет от ран - ведь мученик не истек кровью на пыточном колесе, не сгорел во рву с негашеной известью и не умер от яда,- многие уверовали во Христа. Жена самого Диоклетиана царица Александра тоже познала истинного Бога и перед всеми исповедала себя христианкой.
В темницу к Георгию стали приходить люди, и он наставлял всех в вере и творил чудеса: воскресил мертвого и исцелял больных.
У одного крестьянина, по имени Гликерий, единственный вол свалился в овраг и разбился насмерть. Бедняга тоже пришел к Георгию и со слезами жаловался на судьбу. Святой тихо улыбнулся и сказал ему:
- Иди, брат, радуйся, мой Христос оживил твоего вола.
Гликерий, нимало не сомневаясь, пошел домой и нашел свою скотину живой. Он тут же отправился обратно в темницу к Георгию, а по дороге громко кричал:
- Поистине велик Бог христианский! - Его схватили царские воины, доложили Диоклетиану, а тот велел отрубить ему голову - так Гликерий принял мученическую смерть за Христа.
Когда великомученик Георгий своей молитвой сокрушил идолов в языческом храме, Диоклетиан приказал отсечь ему голову. Вместе с ним повели на смерть и царицу Александру. Пройдя немного, она очень устала, попросила позволения сесть и предала дух Господу. А великомученик Георгий, дойдя до места казни, помолился Богу и с радостью преклонил голову под меч. Церковь, почитая его великие страдания и терпение, причислила святого Георгия к лику великомучеников.
После своей славной кончины святой Георгий сотворил еще больше чудес, чем при жизни. Он скоро приходит на помощь всем, кто призывает его на молитве.
Великомученика Георгия называют "свободителем пленных", потому что он много раз выручал христиан из плена.
Однажды у священника, который служил в храме великомученика Георгия на острове Кипр, сын, по имени Филофей, попал в плен к сарацинам. Целых три года юноша прожил в неволе.
Как-то раз хозяин велел ему нести за собой белье в баню; помывшись, он потребовал пить, а Филофей забыл дома кувшин с напитком. Сарацин уже размахнулся, чтобы его ударить, но юноша убежал и, взяв питье, поспешил назад. Проходя мимо христианской церкви, Филофей услышал пение: был день памяти святого великомученика Георгия, служили Божественную литургию и в эту минуту пели кондак святого: "Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший..." Юноша заплакал и взмолился:
- Святой великомученик Георгий! Неужели ты не слышишь, как отец молится обо мне перед святым престолом в твоей церкви? Неужели не освободишь меня из плена?
Вернувшись к хозяину, Филофей налил ему напитка и собрался добавить кипяток, как вдруг перед глазами у него все расплылось. Он закричал:
- Я ничего не вижу! - и тут же оказался в алтаре своей родной церкви; в это время хор пел: "Един свят, един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь", а его отец держал потир и ждал, пока ему подадут кипяток. Увидев, что юноша, одетый по-сарацински, собирается влить в потир теплоту, священник изумился и спросил алтарников, кто это.
- Это же я, твой сын! - воскликнул Филофей. - Я сейчас только был со своим господином в Иерусалиме - и вот стою перед тобой!
Отец поставил потир на престол и, воздев руки, прославил Бога и святого великомученика Георгия, а когда окончил службу, обнял и расцеловал сына, и они пошли домой и там радовались и веселились с родными и друзьями.
Другое чудо великомученик Георгий совершил в посвященном ему храме в Малой Азии в городе Амастриде. Храм был небольшой и очень ветхий, так что грозил вот-вот обвалиться: люди там жили бедные, и у них не было денег на его починку. Неподалеку от него часто бегали дети, и вот один маленький мальчик, который никогда не выигрывал ни в одну игру и которого товарищи часто били и обижали, как-то раз сказал:
- Святой Георгий, помоги мне победить, я тебе принесу вкусный пирог! - И стал брать верх во всех играх.
В тот же день, придя домой, он рассказал матери о своем обещании. Она испекла пирог, и мальчик положил его перед алтарем.
В то время мимо проходили купцы; они решили зайти в церковь поклониться великомученику Георгию и увидали пирог - он был еще теплый и издавал очень вкусный запах.
- Зачем он святому? Съедим-ка мы его, а в храме оставим ладан! - решили купцы.
Но когда они покончили с пирогом и собрались уходить, то не могли найти дверей - кругом были одни стены. Купцы положили перед алтарем по серебряной монете, потом по золотой и усердно помолились святому - и только тогда нашли двери и вышли наружу. Это чудо стало известно по всей стране, и многие благочестивые люди начали присылать деньги на новую церковь. Так собрали много золота и серебра и построили большой каменный храм.
Еще об одном чуде святого великомученика рассказал авва Георгий. Однажды он встретил на дороге старого монаха, который пошел впереди него. Поднявшись в гору, они увидели стадо овец. Рядом на земле лежал мальчик-пастушонок; его укусила ядовитая змея, и он корчился от боли. Набрав воды из источника, монахи облили ею святой крест и дали ему пить.
- Во имя Пресвятой Троицы тебя исцеляет святой великомученик Георгий,- сказал старец.
Мальчик выплюнул яд и встал здоровым. Тогда старец спросил:
- Скажи, что ты вчера говорил бедной вдове, продав ее овечку за три серебряные монеты? Клялся и божился, что ее съел волк?
- Да, отче, все так и было,- признался пастушок.- А ты откуда знаешь?
- Я сидел в своей келье,- сказал старец,- как вдруг прискакал всадник на белом коне и велел мне поскорей идти сюда, дать тебе святой воды и сказать, чтобы ты впредь не клялся, не божился и не лгал. И непременно отдай той бедной женщине овцу, иначе с тобой случится что-нибудь еще похуже.
Мальчик упал ему в ноги и просил прощения.
- Вдова сказала мне, что Сам Бог и святой Георгий спросят с меня за эту овечку, потому что она обещала пожертвовать ее ко дню праздника святого для угощения бедных. Согрешил я, отче, помолись обо мне, чтобы Бог и Его угодник простили меня! А я дам той женщине к празднику трех овец и каждый год в этот день буду давать бедным десятую часть того, что заработаю, - обещал пастушок.
Получив разрешение от своего греха, он благодарил Бога и великомученика Георгия.
Самое удивительное чудо святой Георгий совершил в городе Бейруте на Средиземном море. Неподалеку от города было озеро, в котором жил огромный змей-людоед. Жители очень его боялись. Они были язычниками, поклонялись идолам, и бесы, жившие в идолах, научили их, чтобы они каждый день отдавали в жертву чудовищу своих детей. Те горожане, кому выпадал жребий, приводили к озеру сына или дочь, а змей выползал на берег и пожирал их.
Дошла очередь до единственной царской дочери; но когда она уже стояла возле озера и ждала смерти, явился святой Победоносец Георгий в образе прекрасного юноши, на коне, с копьем наперевес и, осенив себя крестным знамением, проткнул змею горло. Он велел девушке привязать чудовище за шею своим поясом и вести за собой, как собаку. Так они пришли в город. Увидев их, встречные в ужасе бросились бежать, но святой воскликнул:
- Не бойтесь, надейтесь на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Это Он послал меня к вам, чтобы избавить от змея. - И убил чудовище мечом на городской площади, а все жители уверовали во Христа и приняли святое крещение.
На том месте построили большую прекрасную церковь во имя Пресвятой Богородицы и в честь святого великомученика и Победоносца Георгия, и в ней тоже совершались чудеса во славу Божию и Его великого угодника.

С вятой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита - одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» - повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами»,- отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда, по приказу разгневанного императора, оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» -как святой Георгий восстал исцеленным.

Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора, усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.

Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое - умертвить. Но и зелья не действовали - святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию,- я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос». Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы.- «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим - слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради.спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение».

И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.

В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание - он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?»-спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение.

На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях бесславно кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет - и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец.

С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (+1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+1325) - сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец - всадник, поражающий змия - стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией- страной Георгия).

Святой Георгий - один из великомучеников Православной Церкви. Победоносцем его именовали за мужество, силу и волю в борьбе с вражиим воинством. Прославился святой так же помощью и любовью к людям. Житие святого Георгия Победоносца прославилось многими фактами, а история его посмертного явления человечеству вообще схожа с волшебной сказкой.

Житие святого Георгия Победоносца

Родители святого были верующими и богобоязненными христианами. Отец пострадал за веру и принял мученическую кончину. Его мать, оставшись вдовой, перебралась с малолетним Георгием в Палестину и занялась христианским воспитанием чада.

Великомученик Георгий Победоносец

Георгий вырос храбрым юношей, а поступив на службу в римское войско, его заметил император-язычник Диоклетиан. Он принял воина в состав своей стражи.

Правитель ясно понимал опасность, которую несет Христова вера для цивилизации язычников , поэтому он усилил гонения на христианство. Диоклетиан предоставил военачальникам свободу в отношении расправы над православными. Георгий, узнав о несправедливом решении властителя, раздал беднякам все имущество, доставшееся после смерти родителей, даровал свободу рабам, трудившимся в имении, и предстал пред императором.

Он без страха, мужественно обличил Диоклетиана и его жестокий замысел, а после исповедовал пред ним свою веру во Христа. Властный язычник попытался принудить воина отречься от Спасителя и принести жертву идолам, на что получил решительный отказ православного воина. По приказу Диоклетиана оруженосцы вытолкали Победоносца копьями из помещения и попытались увести его в тюрьму.

Но стальное оружие чудесным образом стало мягким и легко гнулось при соприкосновении с телом святителя.

Поместив православного воина в темницу, его ноги забили в колодки, а грудь придавили большим камнем. На утро непоколебимый воин вновь исповедовал веру Христову. Обозленный Диоклетиан подверг его пыткам. Обнаженного Георгия привязали к колеснице, над которой были устроены доски с железными остриями. Когда колеса вращались, железо резало его тело. Но вместо стонов и ожидаемого отречения от Творца, святой лишь призывал Помощь Господню.

Когда страдалец затих, язычник подумал, что он испустил дух и приказал снять изрезанное растерзанное тело. Но вдруг небо почернело, грянул великий гром и раздался величественный Глас Божий: «Не бойся, воин. Я с тобою». Тут же возникло яркое свечение и рядом с Победоносцем явился белокурый юноша - Ангел Господний . Он наложил на тело Георгия свою руку и тот мгновенно восстал исцеленный.

Георгий Победоносец (Лиддский)

Императорские воины отвели его в капище, где находился Диоклетиан. Тот не поверил своим глазам - пред ним стоял совершенно здоровый и полный сил человек. Многие язычники, наблюдавшие за чудом, уверовали во Христа. Даже два знатных сановника тотчас прилюдно исповедовали веру Христову, за что их головы отсекли.

Царица Александра тоже попыталась прославить Вседержителя, но императорские слуги быстро увели ее во дворец.

Царь-язычник в попытках сломить непоколебимого Георгия предал его на еще более страшные муки. Мученик был брошен в глубокий ров, а его тело засыпали негашеной известью. Откопали Георгия лишь на третьи сутки. На удивление, его тело не было поврежденным, а сам мужчина находился в радостном и спокойном расположении духа. Диоклетиан не успокоился и приказал обуть мученика в железные сапоги с раскаленными внутри них гвоздями и посадить под арест. Утром воин продемонстрировал здоровые ноги и пошутил, что сапоги ему уж очень понравились. Тогда разъяренный правитель приказал бить святое тело воловьими жилами и смешать его кровь и тело с землей.

Решив, что Георгий пользуется волшебными чарами, правитель вызвал ко двору волхва, дабы лишить бывшего воина волшебства и отравить его. Тот преподнес мученику зелье, но оно не подействовало, и святой вновь прославил Бога.

Монастыри в честь Георгия Победоносца:

Чудеса Божьи

Император возжелал узнать о том, что же помогает бывшему воину выживать после страшных мучений? Георгий отвечал, что с Богом возможно все. Тогда язычник пожелал, чтобы мученик при нем воскресил мертвого. Когда Победоносца подвели к гробнице, он стал умолять Отца Небесного, чтобы Тот показал всем присутствующим, что Он есть Бог всего мира. И тут затряслась земля, гроб открылся и покойник ожил. Тут же присутствующие при явлении чуда уверовали в Бога и прославили Его.

Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца

Вновь Георгий оказался в темнице. Страждущий люд пытался попасть к арестанту разными способами и получал исцеление от недугов и помощь в прошениях. Среди них был земледелец Гликерий. У него намедни умер вол и мужчина пришел с мольбой воскресить животное. Святой пообещал возвратить скотину к жизни. Вернувшись домой, мужчина обнаружил в стойле ожившего вола и стал прославлять имя Господне по всему городу.

Окончание земного пути

В последнюю ночь своего земного жития Георгий усердно молился. Случилось ему видение, что Сам Господь подошел к Нему и поцеловав, возложил на главу мученический венец. Утром Диоклетиан предложил великомученику стать соправителем и вместе править страной. На что Георгий предложил ему сразу пройти в капище Аполлона.

Победоносец перекрестился и обратился к одному из идолов с вопросом: хотел бы тот принять жертву как Бог? Но сидевший в идоле бес закричал, что Бог есть тот, которого проповедует Георгий, а он - отступник, прельщающий людей. Жрецы набросились на святителя и неистово избили.

День святого Георгия Победоносца 6 мая

Царица Александра, жена Диоклетиана, пробралась сквозь многочисленное сборище язычников, припала к ногам святого и молила Творца о помощи, прославляя Его. Победоносцу и Александре был вынесен смертный приговор кровожадным Диоклетианом. Они вместе последовали к месту расправы, но по пути царица упала без сил. Воин Христов простил всех своих мучителей и положил свою святую главу под острый меч.

Так и кончилась эра язычества.

Чудеса

Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.

О чудесах в православии:

Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.

Святой великомученик особенно почитается в Грузии.

Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.

Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.

Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.

После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение , стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.

1. Святитель, помимо обычного своего имени, известен под именами Георгий Лиддский и Каппадокийский.

2. В день памяти святителя 6 мая православной церковью празднуется память царицы Анны, сердечно принявшей мучения святого, уверовавшей во Христа и погибшей за исповедание православия.

3. Святой великомученик особенно почитается в Грузии. Первый из храмов, возведенных в его честь, был построен в 1 веке.

4. Именем Георгий нарекают большинство грузинских младенцев. Считается, что нареченный именем Георгий человек не познает неудач и по жизни будет победителем.

Все страдания великий православный воин претерпел за веру Христову, которую не предал и не променял на власть и богатство, предложенные ему язычником Диоклетианом. Святой великомученик Христов помогает всем, обратившимся к его предстательству . По искренней и сердечной вере просителя его просьба всегда будет исполнена.

Посмотрите видео о жизни Георгия Победоносца

Христианская легенда о святом Георгии имеет множество вариантов, значительно различающихся между собой. В одном из вариантов, получившем литературную обработку на греческом востоке (историки считают его наиболее ранним и подлинным), римский император Диоклетиан (в 303 году) начинает гонение на христиан. Вскоре к нему является молодой военный трибун Георгий родом из Каппадокии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас территория Турции), в собрании высших чинов империи в городе Никомедии он объявляет себя христианином. Император пытается уговорить его отказаться от своей веры, но безуспешно. Тогда Георгия помещают в темницу и подвергают многочисленным жесточайшим пыткам — бросают в ров с негашеной известью, бичуют воловьими жилами, надевают раскаленные, утыканные шипами железные сапоги, травят ядом, колесуют и т.п., но он остается жив. В промежутках между пытками Георгий совершает чудеса (исцеляет больных, воскрешает умершего и т.п.), под влиянием которых императрица, некоторые из приближенных императора и даже один из его палачей уверовали во Христа. На восьмой день пыток Георгий соглашается принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят в храм, «он словом Божьим низвергает их в прах, после чего по приказу императора ему отсекают голову». Георгию в день казни было около 30 лет.

В этом житии, как и во всех других ранних его вариантах, нет «Чуда о змие», так как вначале существовали две самостоятельные легенды — его «Житие»и «Чудо Георгия о змие». Объединены они были только в позднейших пересказах. Легенда «Чудо Георгия о змие»имеет много вариантов. Вот один из них. Возле города Ласии в Палестине в озере поселился дракон, который опустошал окрестности и пожирал жителей города. Чтобы избежать гибели, они были вынуждены приносить ему в жерту своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери, явился прекрасный юноша на белом коне — Георгий. Узнав от царевны, что она христианка, Георгий свловом Божьим заставил змея пасть к своим ногам. Царевна обвязала шею дракона своим поясом и повела его в город. Жители города, пораженные чудом, уверовали во Христа и были крещены, а Георгий поехал дальше.

Попытки найти конкретное историческое лицо, которое могло быть прототипом святого Георгия, не увенчались успехом, но было выдвинуто несколько интересных гипотез о связи этих легенд вс дохристианской мифологией.

На протяжении тысячелетий в религиях и мифологии европейских и ближневосточных цивилизаций дракон и змей были воплощением тьмы и зла, а борющиеся с ними боги, герои и святые олицетворяли светлое начало, добро. В древнегреческих мифах Зевс побеждает стоглавое огнедыщащее чудовище Тифона. Бог солнца Аполлон борется с чудовищным змеем Пифоном, а легендарный Геракл убивает Лернейскую гидру. Особенно заметно сходство христианского мифа «Чудо о змие»с античным мифом о Персее и Андрмеде, в котором Персей убивает морское чудовище и освобождает дочь царя Андромеду, которая была отдана на съедение чудовищу, чтобы спасти от опустошения царство. Есть еще много легенд такого типа, например, миф о Беллерофонте на крылатом коне Пегасе, вступившем в схватку с порождением Тифона — Химерой. Существует множество прекрасных изображений на древнегреческих вазах, геммах, монетах, иллюстрирующих эти мифы. С появлением христианства образ змея-дракона прочно ассоциируется с язычеством и дьяволом. Известен эпизод грехопадения, когда дьявол принял вид змея-искусителя.

Римский писатель и историк (260-339 гг.), автор «Жития Константина»Евсевий сообщает, что император Костантин Великий, много сделавший, чтобы христианство стало государственной религией, велел изобразить себя на картине, украшавшей императорский дворец, в виде победителя над драконом. Дракон и здесь символизировал язычество.

Культ святого Георгия, возникший, вероятно, как местый на территории Каппадокии в V-VI веках, к IX-XI веку получил распространение почти во всех государствах Европы и Ближнего Востока. Особенно почитался он в Англии, где король Ричард Львиное Сердце сделал его своим покровителем, а Эдуард III учреждает под патронажем святого Георгия орден Подвязки, на котором святой изображен в виде змееборца. Боевым кличем англичан, аналогичным нашему «ура», становится имя святого.

На Руси, как уже упоминалось, культ святого Георгия стал распространяться сразу же после принятия христианства, причем не через Западную Европу, а непосредственно из Византии. Его изображения в виде всадника-змееборца встречаются уже в начале XII века. Интересно его помещение на змеевике, на амулете, на одной стороне которого сплетение змей, а на другой — Георгий, на фреске XII века «Чудо Георгия о змие»в церкви его имени в Старой Ладоге, на иконах XIV-XV веков Новгородской школы. В правом верхнем углу иконы рука Бога, благословляющего святого. Культ Святого Георгия в России предшествует Христианству, заменяя поклонение языческих Славян Солнцу и культ бога плодородия Ярило. Это возможно объясняет изображение солнца на щите святого.

При Иване III в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами главной башни Кремля — Фроловской (позднее Спасской). Об этом событии сообщает Ермолинская летопись, составленная по заказу купца и подрядчика Василия Ермолина, «предстательством»которого и был установлен этот образ. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, эта икона имела охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия. Известно, что после перестройки башни образ святого Георгия был помещен в храм его имени, сооруженный возле башни, в качестве храмовой иконы. На место Георгия был поставлен образ Спаса Вседержителя, от которого башня и получила свое второе название.

Сюжет «Чуда о змие» в виде святого (воина или героя-князя) продолжал жить в народном творчестве на протяжении веков, развиваясь, обретая новые воплощения. В древнейших русских былинах XI века ему соответствует подвиг одного из самых главных русских богатырей Добрыни Никитича, служившего при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну (или его дочь Марфиду). Некоторые исследователи проводят аналогию между этим эпизодом былины и деятельностью исторического лица — Добрыни, воеводы князя Владимира Святого (и брата матери князя Малуши), по распространению христианства на Руси. В частности, насильственное крещение новгородцев в реке Почайне (в былине — Пучае). Сохранился лубок, иллюстрирующий народную сказку о Еруслане Лазаревиче. Под рисунком краткое изложение сказки: «Еруслан Лазаревич ехал путем дороги, и напал на Еруслана царь Змеински или морское чудовище, который пожирал народ в городе Дебре… дракона победил, а сам поехал в путь свой». В народных эпических стихах о Егории Храбром Георгий наделен чертами былинного богатыря.

Многие авторы пытались объяснить необычайную популярность святого Георгия как в народе, так и среди княжеских дружинников перенесением черт русских языческих богов на этого святого. С одной стороны, само имя Георгия, означающее «возделывающий землю», делало его покровителем земледелия и скотоводства, преемником Велеса, Семаргла, Дажьбога. Этому способствовали и дни памяти святого. Весенний — 23 апреля — совпал с началом полевых работ, с которым на Руси были связаны многие древние языческие обряды, а осенний — 24 ноября — знаменитый «Юрьев день», когда крестьяне имели право переходить от одного феодала-землевладельца к другому. С другой стороны, как воин и победоносец, он был покровителем князя и его дружины, так как на Георгия был перенесен культ Перуна — главного бога языческого пантеона князя Владимира. Кроме того, сам образ Георгия в виде прекрасного юноши — воина, освободителя и защитника, привлекал к себе симпатии всего народа.

Стоит отметить, что независимо от различия переводов «Жития Георгия Мученика», в разных частях света, начиная с VIII века, описывается сказание о неком юноше с данным именем, перенесшим множество пыток.

Что примечательно, уже к X веку, на Востоке у арабов было возведено несколько храмов в честь этого святого. В отличие от первоначальной версии, в которой описано мученичество Георгия в течение 7-8 дней, мусульманская версия сказания о жизни Победоносца описывает 3 смерти верного слуги Аллаха и его воскрешение после утопления, сожжения и забивания в голову мученика гвоздей.

Интересным является тот факт, что в отличие от чудесной легенды о победе над Змеем, персонаж Георгия всегда описывается как посланник Бога к жестокому правителю. Возможно это лишь придуманный рассказ, который передается из поколения в поколение для укрепления веры.

С другой стороны, подобно доказательствам о существовании Иисуса Христа, можно предположить, что был некий пророк, который нес слово Божье в массы и не боялся пыток и гонений со стороны неверующих. Тяжело доказать факт воскрешения или умерщвления данного человека, но подобная стойкость к пыткам – это гиперболизм, подчеркивающий преданность Георгия выбранному Учению.

Георгий Победоносец - один из самых почитаемых великомучеников христианской церкви. Его назвали так за мужество в борьбе над мучителями и сохранение, вопреки всему, своей веры и преданности христианству. Прославился святой и своей чудодейственной помощью людям. Житие Георгия Победоносца отличается многими интересными фактами, а история его первого посмертного явления людям и вовсе напоминает волшебную сказку. Недаром события из жизни святого угодника так интересны не только взрослым, но и детям.

Чудесное явление Георгия Победоносца

Давным-давно в озере завелся огромный змей. Прохода от него не было никому: чудовище пожирало всех, кто забродил в окрестности. Местные мудрецы, посовещавшись, приняли решение умилостивить змея, принеся ему в жертву собственных детей. Постепенно дошла очередь до самой царской дочери, которая отличалась ослепительной красотой.

В назначенный день девушку привели к озеру и оставили на условленном месте. Люди остались смотреть на казнь бедняжки издалека. И вот что они увидели, приготовившись оплакивать царевну: откуда ни возьмись, появился статный всадник в одежде воина и с копьем в руках. Он не испугался змея, а перекрестившись, устремился на чудовище и сразил его копьем с одного удара.

После этого храбрый юноша сказал царевне: «Не бойся. Свяжи змея поясом и веди в город». На их пути народ в ужасе разбегался, увидев чудовище. Но воин успокоил их со словами: «Веруйте в Господа нашего, Иисуса Христа. Ведь это он послал меня, чтобы я избавил вас от змея». Именно так и произошло чудесное явление Георгия Победоносца людям, уже после окончания его жизненного пути.

Житие святого великомученика

Земная жизнь его оказалась короткой. Поэтому немного рассказывает житие Георгия Победоносца. Краткое содержание можно пересказать в нескольких абзацах, однако этот святой вошел в историю христианства как один из самых известных и почитаемых великомучеников, принявших спокойную и мужественную кончину.

Рождение и детство

Житие великомученика Георгия Победоносца начинается с его рождения в Каппадокии. Родители святого были благочестивыми и кроткими. был мучеником и принял смерть за свою веру. После чего мать, взяв сына, переселилась на свою родину, в Палестину. Мальчик был воспитан истинным христианином, получил хорошее образование, а благодаря своему мужеству и недюжинной силе, вскоре поступил на воинскую службу.

Юные годы и служба у императора

Уже в двадцатилетнем возрасте у Георгия в подчинении оказалась целая когорта инвиктиоров (что означает «непобедимые»). Со званием тысяченачальника юноша получил покровительство самого императора. Однако тот почитал римских богов и был ярым противником христианской веры. Поэтому, когда по указу императора начали сжигать священные книги и разрушать церкви, Георгий раздал все свое имущество бедным людям и явился в Сенат. Там он прилюдно заявил, что император Диоклетиан - жестокий и несправедливый правитель, которого не заслуживает народ. Красивого и храброго юношу пытались отговорить, молили не губить собственной славы и молодости, но тот был непреклонен. Именно такую несокрушимую веру житие Георгия Победоносца, даже в кратком содержании, обычно ставит во главе всех добродетелей великомученика.

Испытания и смерть

Юношу подвергли жестоким истязаниям, после чего обезглавили. Поскольку он с мужеством вынес все пытки и не отрекся от Иисуса Христа, Георгия Победоносца позднее причислили к Таково краткое житие Георгия Победоносца.

День его казни состоялся 23 апреля, что соответствует 6 мая по новому календарю. Именно в этот день Православная церковь чествует память Георгия Победоносца. Его мощи хранятся в израильском городе Лод, там же построен храм его имени. А отсеченная голова святого и его меч находятся в Риме и по сей день.

Чудеса Георгия Победоносца

Главным чудом, которое описывает житие святого Георгия Победоносца, является его победа над змеем. Именно этот сюжет часто изображают на христианских иконах: святой здесь изображен на белом коне, а его копье поражает пасть чудовища.

Есть еще одно, не менее известное чудо, которое произошло уже после смерти великомученика Георгия и причисления его к лику святых. Случилась эта история после того, как арабский народ напал на Палестину. Один из захватчиков зашел в православный храм и застал там священника за молитвой перед образом Георгия Победоносца. Желая проявить пренебрежение к иконе, араб достал свой лук и пустил в нее стрелу. Но случилось так, что выпущенная стрела вонзилась в руку воина, не причинив иконе никакого ущерба.

Изнемогая от боли, араб позвал священника. Тот рассказал ему историю о Святом Георгии, а также посоветовал повесить его икону у себя над постелью. Житие Георгия Победоносца произвело на него такое сильное впечатление, что араб принял христианство, а потом даже сам стал проповедовать его среди своих соотечественников, за что и принял впоследствии мученическую смерть праведника.

Настоящие чудеса происходили с Георгием во время пыток. 8 дней длились жестокие истязания, но по воле Господа тело юноши исцелялось и укреплялось, оставаясь невредимым. Тогда император решил, что тот использует волшебство, и захотел погубить его ядовитыми зельями. Когда и это не принесло Георгию вреда, его решили прилюдно посрамить и заставить отречься от веры. Юноше предложили попробовать воскресить умершего человека. Каково же было потрясение собравшихся людей, когда после молитвы святого мертвый действительно восстал из гробницы, а земля сотряслась по воле Божьей.

Не иначе как чудом можно назвать и целебный источник, забивший на том месте, где построили церковь имени Георгия Победоносца. Находится она именно там, где по преданию святой расправился со змеем.

Что можно рассказать детям о Святом Георгии?

Много чем прославился за свою жизнь Георгий Победоносец. Житие и для детей будет интересно. Например, можно рассказать им о том, что этого святого почитают не только в нашей стране, но и за рубежом. А его жизнь стала лучшим примером того, как истинная вера в Бога помогает нам преодолеть любые испытания.

Будут интересны юным слушателям и чудеса, которые проявил Господь народу через этого великомученика. Благодаря им многие заблудшие вновь обрели веру и пришли к Христу. Жил Георгий Победоносец в III веке, но его подвиги и чудеса укрепляют веру людей и сегодня, придавая силы справляться с неприятностями и с благодарностью принимать все, что готовит нам жизнь.

Часто дети задают вопросы о том, почему на иконах копье в руке Святого Георгия тонкое-тонкое? Таким не то, что змея, даже муху не убьешь. На самом деле, это не копье, а самая настоящая, искренняя молитва, которая и являлась главным оружием великомученика. Ведь только с молитвой, а также огромной верой в Господа, у человека появляются огромные силы, мужество и счастье.

Факты, связанные с Георгием Победоносцем

  1. Святой известен под несколькими именами. Помимо звания Святой Георгий, его называют Георгием Лиддским и Каппадокийским, а по-гречески имя великомученика пишется так: Άγιος Γεώργιος.
  2. 6 мая, в день святого Георгия, чествуется также и память царицы Александры, жены императора Диоклетиана. Она так глубоко к сердцу приняла мучения Георгия и настолько уверовала в его собственную веру, что признала себя христианкой. После чего император сразу же приговорил и ее к смертной казни.
  3. Георгий Победоносец, житие которого стало истинным примером мужества и храбрости, особенно почитаем в Грузии. Первый храм имени Святого Георгия был построен там в 335 году. Спустя несколько веков начали строиться все новые и новые храмы и молельни. Всего их было возведено в разных уголках этой страны столько же, сколько дней в году - 365. Сегодня невозможно найти ни одной грузинской церкви, в которой не было бы образа Георгия Победоносца.
  4. в Грузии тоже очень популярно. Его дают всем - от простых людей до правителей из величайших династий. Считалось, что человек, названный именем Святого Георгия, ни в чем не будет знать неудач и из любой ситуации выйдет победителем.

Порой сложно поверить, что житие Георгия Победоносца действительно описывает реально случившиеся события. Ведь в нем столько нечеловеческих мучений, доблести и несокрушимой веры, сколько нам, простым смертным, представить просто невозможно. Однако история этого святого - лучший пример того, как с помощью истинной веры можно преодолеть любые невзгоды.