Шкулев филипп степанович. Шкулев филипп степанович Смотреть что такое "Шкулев, Филипп Степанович" в других словарях

Шкулев филипп степанович. Шкулев филипп степанович Смотреть что такое "Шкулев, Филипп Степанович" в других словарях

(1868–1930), русский поэт. Родился 4 ноября 1868 в д.Печатники под Москвой в бедной крестьянской семье, рос без отца, умершего до его рождения. Проучившись несколько месяцев в церковноприходской школе, девяти лет был отдан на текстильную фабрику, где покалечил правую руку. Был подручным в овощной лавке в Москве, много читал и писал стихи. В 1890 в сб. Наша хата опубликовал поэму В ночь под Ивана Купала и стихи В день Благовещенья , печатался в товарищеских сборниках писателей из народа «Метеор», «Родная нива», «Дума», «Грезы», «Памяти Н.А.Некрасова», «Почин», «Вперед», «Молодые всходы», а также в периодических изданиях «Родная речь», «Родина», «Детский друг», «Семья и школа», «Муравей», «Юная Россия» и др.

В 1895 выпустил свой первый поэтический сборник Думы пахаря . В 1902 вместе с товарищами организовал Московский товарищеский кружок писателей из народа (с 1903 – Суриковский литературно-музыкальный кружок). В 1904 в переводе Шкулева вышла книга стихов итальянской поэтессы-народницы Ады Негри. В стихотворениях Гимн труду (1904), Рабочий (1905) и др. создал символический образ рабочего-богатыря, вступающего в единоборство с отживающим миром капитализма («Он смугл, могуч и плотен. / Из бронзы пара рук»). В 1905 совместно с М.Леоновым (отцом писателя Л.Леонова) организовал книжный магазин «Искра» и при нем издательство, которое вскоре было закрыто за выпуск революционной литературы.

В 1905 Шкулев участвовал в вооруженном восстании в Москве, сражался на баррикадах Пресни. В эти дни создал свое знаменитое стихотворение Кузнецы («Мы кузнецы – и дух наш молод...»), опубликованное в 1906 в московском еженедельнике «Наше дело» и вскоре ставшее популярной революционной песней (2-я ред. 1912, опубликовано в газете «Невская звезда», тираж был арестован, против редактора возбуждено уголовное дело; 3-я ред. 1923).

Со второй половины 1900-х годов, активно продолжая литературно-политическую деятельность, Шкулев выступал как сатирик и редактор газеты «Новая пашня», «Русский день», «Молодая воля», «Мужицкая правда», «Народная правда», писал фельетоны, пародии, частушки, басни в журналах «Удаль», «Гроза», «Мой рожок» и др. В 1911 за издание журнала «Народный рожок» приговорен к тюремному заключению. Опасаясь преследования полиции, уехал в Архангельск, где, возобновив сотрудничество с М.Леоновым, участвовал в его газете «Северное утро», выпускал сатирические журналы «Заноза» и «Северное жало». В 1912 печатался в газете «Звезда» и «Правда», выпустил сборник Смелые песни , поэму Марусино счастье , в 1917 издал «многовековую быль» Один с сошкой, а семеро с ложкой , антимонархическую поэму Николай в аду .

Выступая под множеством псевдонимов (Шмель, Филипп Богатырь, Кузнец Вакула, Левша и др.), Шкулев создал разноликий ряд образов тружеников – литейщика и земледельца, кузнеца и ткача, сапожника и телеграфиста, по сути, бывший образом одного эстетического и идейного наполнения – простого и честного малого, способного на глубокие чувства и яростный гнев, выражающего свои мысли и чувства сочно, однозначно и ярко.

После Февральской революции Шкулев – председатель волостного земства в родных Печатниках, после Октябрьской революции (в 1918 вступил в партию большевиков) – председатель волостного комитета партии, секретарь партийной ячейки, военный комиссар, судья. Продолжал активно публиковаться в газетах («Беднота», «Рабочая Москва» и др.), журналах и сборниках пролетарской поэзии («Коммунар», «Кузница», «Чернозем» (1-й и 2-й), «Рабочая весна», «Поэзия рабочих профессий» и др.).

В 1918 Шкулев написал Гимн коммунаров (впервые опубл. в сб. Гимн труду , 1922), развивающий, как и вся послереволюционная поэзия Шкулева, маршевую тональность и ритмический напор его Кузнецов . Член объединения пролетарских писателей «Кузница», почетный член (с 1922) литературной группы «Рабочая весна», Шкулев охотно работал с начинающими поэтами из рабочих. В 1929 издал свой последний прижизненный сборник Кузнецы. Трудовые песни , закрепляющий характерную и для него самого, и для произведений поэтов его ряда конца 19 – начала 20 вв. идейно-образную систему ценностей, основанную на вере в непременную доброкачественность человека тяжелого физического труда, двигающего локомотив истории.

Шабунин А. Певец труда: Ф.С.Шкулев. 1868–1930 . Архангельск, 1968
Наровчатов С. Атлантида рядом с тобой. М., 1972
Шкулев Ф. Стихотворения . М., 1973
Шкулев Ф. Красный звон . – В кн.: Всегда в строю. М., 1987

Шкулев, Филипп Степанович (1868-1930), русский поэт.

Биография
Родился 4 ноября 1868 в д.Печатники под Москвой в бедной крестьянской семье, рос без отца, умершего до его рождения. Проучившись несколько месяцев в церковноприходской школе, девяти лет был отдан на текстильную фабрику, где покалечил правую руку. Был подручным в овощной лавке в Москве, много читал и писал стихи. В 1890 в сб. Наша хата опубликовал поэму В ночь под Ивана Купала и стихи В день Благовещенья, печатался в товарищеских сборниках писателей из народа «Метеор», «Родная нива», «Дума», «Грезы», «Памяти Н.А.Некрасова», «Почин», «Вперед», «Молодые всходы», а также в периодических изданиях «Родная речь», «Родина», «Детский друг», «Семья и школа», «Муравей», «Юная Россия» и др.
В 1895 выпустил свой первый поэтический сборник Думы пахаря. В 1902 вместе с товарищами организовал Московский товарищеский кружок писателей из народа (с 1903 - Суриковский литературно-музыкальный кружок). В 1904 в переводе Шкулева вышла книга стихов итальянской поэтессы-народницы Ады Негри. В стихотворениях Гимн труду (1904), Рабочий (1905) и др. создал символический образ рабочего-богатыря, вступающего в единоборство с отживающим миром капитализма («Он смугл, могуч и плотен. / Из бронзы пара рук»). В 1905 совместно с М.Леоновым (отцом писателя Л.Леонова) организовал книжный магазин «Искра» и при нем издательство, которое вскоре было закрыто за выпуск революционной литературы.
В 1905 Шкулев участвовал в вооруженном восстании в Москве, сражался на баррикадах Пресни. В эти дни создал свое знаменитое стихотворение Кузнецы («Мы кузнецы - и дух наш молод...»), опубликованное в 1906 в московском еженедельнике «Наше дело» и вскоре ставшее популярной революционной песней (2-я ред. 1912, опубликовано в газете «Невская звезда», тираж был арестован, против редактора возбуждено уголовное дело; 3-я ред. 1923).
Со второй половины 1900-х годов, активно продолжая литературно-политическую деятельность, Шкулев выступал как сатирик и редактор газеты «Новая пашня», «Русский день», «Молодая воля», «Мужицкая правда», «Народная правда», писал фельетоны, пародии, частушки, басни в журналах «Удаль», «Гроза», «Мой рожок» и др. В 1911 за издание журнала «Народный рожок» приговорен к тюремному заключению. Опасаясь преследования полиции, уехал в Архангельск, где, возобновив сотрудничество с М.Леоновым, участвовал в его газете «Северное утро», выпускал сатирические журналы «Заноза» и «Северное жало». В 1912 печатался в газете «Звезда» и «Правда», выпустил сборник Смелые песни, поэму Марусино счастье, в 1917 издал «многовековую быль» Один с сошкой, а семеро с ложкой, антимонархическую поэму Николай в аду.
Выступая под множеством псевдонимов (Шмель, Филипп Богатырь, Кузнец Вакула, Левша и др.), Шкулев создал разноликий ряд образов тружеников - литейщика и земледельца, кузнеца и ткача, сапожника и телеграфиста, по сути, бывший образом одного эстетического и идейного наполнения - простого и честного малого, способного на глубокие чувства и яростный гнев, выражающего свои мысли и чувства сочно, однозначно и ярко.
После Февральской революции Шкулев - председатель волостного земства в родных Печатниках, после Октябрьской революции (в 1918 вступил в партию большевиков) - председатель волостного комитета партии, секретарь партийной ячейки, военный комиссар, судья. Продолжал активно публиковаться в газетах («Беднота», «Рабочая Москва» и др.), журналах и сборниках пролетарской поэзии («Коммунар», «Кузница», «Чернозем» (1-й и 2-й), «Рабочая весна», «Поэзия рабочих профессий» и др.).
В 1918 Шкулев написал Гимн коммунаров (впервые опубл. в сб. Гимн труду, 1922), развивающий, как и вся послереволюционная поэзия Шкулева, маршевую тональность и ритмический напор его Кузнецов. Член объединения пролетарских писателей «Кузница», почетный член (с 1922) литературной группы «Рабочая весна», Шкулев охотно работал с начинающими поэтами из рабочих. В 1929 издал свой последний прижизненный сборник Кузнецы. Трудовые песни, закрепляющий характерную и для него самого, и для произведений поэтов его ряда конца 19 - начала 20 вв. идейно-образную систему ценностей, основанную на вере в непременную доброкачественность человека тяжелого физического труда, двигающего локомотив истории.
Умер Шкулев в Печатниках под Москвой 16 ноября 1930.

Шкулёв Филипп Степанович родился в 1868 в деревне Печатниково, Московской губернии в бедной крестьянской семье.

С 10 лет начал работать на фабрике, но после увечья правой руки оставил фабрику и перешел работать в овощную лавку. Здесь, используя свободное время, выучился читать и писать.

С 15 лет стал писать стихи, подражая и .

В 1890 появились первые произведения Филиппа Степановича в печати (поэма «В ночь под Ивана Купалу», стихотворение «В день Благовещения» и другие).

С этого времени Шкулёв постоянно сотрудничает в различных журналах и газетах. Будучи редактором газеты «Новая пашня», «Русский день», журналах «Удаль», «Народный рожок» и других, собирает вокруг этих изданий поэтов-самоучек, выходцев из рабочих и крестьянских масс.

Филипп Степанович активно участвовал в Декабрьском вооруженном восстании 1905 в Москве.

В 1912 сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда». За редактирование революционных журналов, печатание политических брошюр был в 1912 арестован и заключен в тюрьму на 6 месяцев. Октябрьскую революцию встретил как долгожданное освобождение рабочих масс от оков капитализма и эксплуатации. После Октября активно участвовал в пролетарском литературном движении.

В 1918 вступил в Коммунистическую партию.

В советское время вышли два сборника его стихов: «Гимн труду» (1922), «Кузнецы. Трудовые песни» (1923).

Ранние произведения Шкулёва полны жалоб на тяжелое положение рабочего люда, надежд на человеколюбие хозяев фабрик и заводов, христианского смирения и всепрощения. С развитием рабочего движения, с обострением классовой борьбы в России развивалось политическое самосознание рабочего поэта, созревало его пролетарское мировоззрение.

Стихи Шкулёва Ф.С. освобождаются от христиански-пессимистических настроений, в них крепнет мысль, что только в борьбе народ завоюет свое освобождение. В период первой русской революции он написал стихотворение (1906), ставшее популярной народной песней, особенно распространившейся в 20-30-е гг.

Важнейшая тема творчества Шкулёва Филиппа Степановича - тема труда; с любовью и глубоким уважением рисует он образ рабочего, человека труда. Тяжелый, изнурительный труд на капиталиста, изображенный в дореволюционных стихах поэта, уступает радостному гимну освобожденному труду в произведениях, созданных им после Октября.

Умер в 1930 в Москве.

,
Московская губерния ,
Российская империя

Дата смерти:

Первые стихи опубликовал в 1890 году, печатался в товарищеских сборниках простых выходцев из народа. Первая его книга вышла в 1895 году и называлась «Думы пахаря». В 1905 году вместе с М. Л. Леоновым (отцом писателя Л. М. Леонова) открыл на Тверском бульваре книжный магазин и книгоиздательство «Искра», которые в 1906 году были закрыты. Участвовал в Декабрьском вооружённом восстании в Москве. Был арестован, пробыл полгода в заключении, затем выпущен под надзор полиции и уехал в Архангельск , где прожил до Февральской революции . С 1907 по 1917 годы выступал как сатирик и редактор сатирических журналов «Гроза », «Народный рожок ».

После Февральской революции занимался общественной деятельностью - был председателем волостного земства в Печатниках. С 1918 года - член РКП(б) , председатель волостного комитета партии, секретарь партийной ячейки, военный комиссар, судья. Одновременно продолжал публиковаться в газетах «Беднота », «Рабочая Москва », журналах и сборниках пролетарской поэзии «Коммунар», «Кузница», «Чернозем», «Рабочая весна», «Поэзия рабочих профессий» и других изданиях. Также участвовал в литературном движении, был членом литературного объединения «Кузница » и почётным членом литературной группы «Рабочая весна ». Стихи Шкулёва несколько раз выходили в Москве отдельными сборниками. В 1930 в Москве состоялось торжественное чествование поэта в связи с 40-летием его творческой деятельности.

Память

  • В честь Ф. С. Шкулёва названа улица в Москве. Также до 1968 года его имя носила До 1968 года носила Лисичанская улица в Москве.
  • Музей поэта расположен в московской школе № 773 (улица Полбина, 18); на здании имеется мемориальная доска , установленная в 1970 году с надписью: «Здесь жил и умер поэт Ф. С. Шкулев» .
  • В Ленинском районе Московской области существует литературное объединение имени Шкулёва (город Видное).

Библиография

  • Шкулев Ф. Думы пахаря. М., 1895
  • Шкулев Ф. Не всем счастье. М., 1902
  • Шкулев Ф. Кто винова? М., 1903
  • Шкулев Ф. Гимн труду. М., 1922
  • Шкулев Ф. Кузнецы. М.-Пг., 1923
  • Шкулев Ф. К счастию ключи. М., 1960
  • Шкулев Ф. Стиховорения. М., 1973

Напишите отзыв о статье "Шкулёв, Филипп Степанович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шкулёв, Филипп Степанович

Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]

Шкулев, Филипп Степанович, поэт, род. 17 ноября 1868 г. в дер. Печатники, Моск. губ., в бедной крестьянок. семье. Отец Ш. умер за 2 мес. до его рождения. Мать, оставшаяся с двумя малолетними, занялась поденной работой (стиркой). На 9 году Ш. был отдан в школу, где пробыл всего два месяца. Мальчика отдали на фабрику Либиша (вблизи М.), где ему пришлось работать с 5 утра до 9 веч. с оплатой в 10 коп. суточных на своих харчах. Через несколько месяцев, задремав от переутомления, Ш. попал рукой в машину, в результате чего пробыл до 2-х лет в больнице и остался инвалидом. Ш. не владеет правой рукой, пишет левой. Жил с матерью в страшной нужде. Впоследствии поступил подручным в овощную лавку (в М.), без жалованья, за харчи, где пробыл до 24 лет. Здесь с 15 лет Ш., под влиянием чтения Некрасова, Надсона, Ал. Толстого и Барыковой, стал писать стихи. Первое печатное произведение Ш. поэма „Ночь под Ивана Купала“ появилась в 1890 г. в сб. С. В. Лютова „Наша Хата“. С этого года Ш. стал работать в „Вестнике“, „Развлечении“, „Шуте“, „Будильнике“, „Нар. Благе“, „Светлячке“, „Пут. Ог.“, „Семье и Шк.“, „Правде божией“, „Сеятеле“, „Родине“, „Юной России“, „Звезде“ и др. Совместно с М. Леоновым Ш. организовал книжный магазин и издательство „Искра“ (в М.), выпустившее ряд брошюр политического характера. Ш. редактировал газету „Наша Пашня“, „Русский День“ и журн.: „Удаль“, „Народный Рожок“ и др. В 1911 г., как редактор „Нар. Рожка“, он был привлечен по ст. 129 и осужден на шесть мес. тюрьмы. Стихи Ш. появились во многих рев. изданиях, в том числе в „Звезде“ и „Правде“. В 1917 г., вернувшись в родную деревню, Ш. принял участие в дерев. общ. жизни и состоит членом волисполкома. Ш. состоит членом ВКП(б). Ш. участв. в сборн.: „Метеор“, „Думы“, „Грезы“, „Нива“, „Почин“, „Вперед“, „Молодые Всходы“, „Рассвет (П)“, „К заветной цели“, „Чернозем“, „Рабочая Весна“ и др. Ш. был виднейшим членом Суриковского кружка писателей из народа, состоит почетным членом В. С. Кр. Пис. и был избран в 1922 г. в почетные члены группы „Рабочая Весна“.

Кн. Ш.: 1) „Ада Негри“. М. 1902 г.; 2) „Не всем счастье“. М. 1902 г.; 3) „Кто виноват“. М. 1904 г.; 4) „Смелые песни“. Изд. М. Травиной. М. 1911 г.; 5) „Гимн труду“ (с пред. В. М. Фриче). Изд. „Книгопечатник“. М. 1922 г.; 6) „Сказ про мельника острожника и про Ивана безбожника“. ГИЗ. М.-П. 1923 г.; 7) „Кузнецы“. Трудовые песни. ГИЗ. М.-П. 1923 г.

О Ш.: 1) В. М. Фриче. „Пролетарская поэзия“. М. 1919 г. 2) В. Полянский (П. И. Лебедев). „На литературном фронте“. М. 1924 г.; 3) Статьи о нем: А. Соколов. „Твори“. 1920 г., III-IV. А. Тарасов-Родионов „На посту“ 1923 г. I, Б. Волин. „На посту“; 1923 г., II-III; Н. Энский. „Беднота“. 1925 г., № 2271; В. Плетнев „Горн“. 1923 г., VIII; 4) Биографич. сведения: „Молодые всходы“. (М. 1903 г.); „Галлерея совр. поэтов“. (М. 1909 г.); „Русские самородки“. (Ревель 1916 г.); „Пролетарские писатели“. (ГИ. М. 1925 г.); „Совр. раб.-кр. поэты“. (Ив.-Возн. 1925 г.); „Русская поэзия XX в.“ (М. 1925 г.); „Жернов“, (М. 1926 г., № 7).