Он пользуется азбукой брайля 6 букв. Шрифт Брайля. От создания до инноваций. Технология обучения письму

Он пользуется азбукой брайля 6 букв. Шрифт Брайля. От создания до инноваций. Технология обучения письму
Он пользуется азбукой брайля 6 букв. Шрифт Брайля. От создания до инноваций. Технология обучения письму

Азбука Брайля - так называется алфавит, который используют для чтения незрячих или слабовидящих людей. Ее также называют шрифт для слепых. Эта азбука выглядит как выпуклые точки на поверхности листа. Прикасаясь к обозначениям, можно «считывать» буквы. Этот способ прочтения дает возможность людям со слабым зрением получить образование, усваивать новую информацию и общаться с другими людьми в письменной форме. Эта система применима не только для книг, но и для цифровых приборов.

Что собой представляет азбука Брайля?

Название азбуки пошло от имени его создателя - Луи Брайля.

Это рельефная письменность, необходимая для незрячих людей. В знаках, которые используются в шрифте по Брайлю, закодированы символы алфавита. Для каждого знака существует определенная позиция выпуклостей на листе. Их размещают в 2-х колонках в 3-х различных позициях. Определенная комбинация точек обозначает один из знаков. Таким образом слова можно «прочитать». Этот способ считывания развивает чувство грамотности и пунктуальности у людей, которые потеряли зрение.

Особенности шрифта


Шеститочечный шрифт позволяет записать 64 различных символа.

Доты нумерованы, идущую сверху вниз: справа сверху дот 1, внизу расположены номера 2 и 3, сверху слева номер 4, а под ним 5 и 6. Изначально выпуклых точек было всего 6, но позже были добавлены 7 и 8 номера. На одном листе (размер страницы составляет 23 на 31 сантиметр) располагаются 25 строчек. В каждой из них находится от 22 до 25 знаков.

Чтобы быстрее освоить язык для слепых, доты расставлены на таком расстоянии друг от друга:

  • по вертикали - 3,75 мм;
  • по горизонтали 5 миллиметров.

Для механического набора применяется специальная печатная машина. Символы наносятся на бумагу с помощью пластины, на которой изображены символы. Различают 6 клавиш, необходимых для набора. Отдельно вынесены клавиши для пробелов, точек и возврата назад. Если буква образуется с помощью двух знаков, то клавиши с изображением нажимают одновременно.

Недостатки и преимущества

Азбука для слепых сложна в изучении, так как неверно поставленное обозначение меняет смысл написанного. Но знание азбуки Брайля дает возможность максимальной адаптации в обществе для незрячих. Отличительная черта азбуки для слепых людей в том, что на первой странице текст читается справа налево, а на второй - в обратном порядке. Это усложняет чтение.


Производство рельефных книг – трудоемкий и длинный процесс.

В текстах обычно не используются прописные буквы, пробелы после запятых и тире. Потому для правильного набора текста на компьютере проходят предварительную подготовку. Это вызывает дополнительные сложности при общении онлайн. Кроме этого, тексты, написанные с помощью шрифта Брайля, имеют большой объем, а скорость восприятия текста при этом низкая.

Если вы спрашиваете, «как называется язык слепых?», то это немножко неверно. Подумайте сами – у незрячих людей отсутствует зрение, а не речь или слух. Поэтому у них нет специального своего языка для общения. Незрячие говорят на том же языке, что и зрячие люди вокруг них.

Но, конечно же, вы имели в виду совсем другое и мы вас поняли. Однако давайте, для ясности, правильнее сформулируем вопрос:

Как называется тот способ, когда люди «читают пальцами» то, что написано «пупырышками»? 🙂

Правильно мы вас поняли? Если да, тогда – знакомьтесь:

Азубка Брайля (или Шрифт Брайля)

Азбука Брайля (или шрифт Брайля, или «язык слепых») – это рельефно-точечный тактильный шрифт. Он предназначен для письма и чтения слепыми и слабовидящими людьми.

Он существенно облегчает обучение и коммуникацию для незрячих, а также применяется для оказания заботы о них.

Примеры использования



История

Интересно, что история Шрифта Брайля, начинается не с Брайля:). Во времена Наполеона был такой военный – Шарль Барбье. В армии он занимался проблемами шифровки сообщений, и по запросу Наполеона в 1808 году разработал так называемую «ночную азбуку» - способ кодировки сообщений, который позволял получателям читать тексты сообщений «вслепую» - в темноте (не зажигая огонь) и бесшумно.

В 1820 году Барбье обратился к директору парижской Национальной школы для слепых детей Гийе с предложением продемонстрировать «ночную азбуку» для учеников школы, но Гийе отнёсся к предложению Барбье весьма прохладно. На следующий год Барбье обратился с тем же предложением к следующему директору школы - Пинье, который отнёсся к предложению изобретателя более благосклонно. Барбье выступил перед учащимися и предложил им использовать для общения листы бумаги с надписями, выполненными ночной азбукой. Учащиеся восприняли азбуку Барбье очень хорошо, поскольку использовавшаяся ими система записи Гаюи была гораздо сложнее для использования, чем простые узоры из точек.

Барбье также предусмотрел инструменты для записи текстов слепыми - специальную доску для письма и острый инструмент для нанесения точек.

Среди участников презентации был 12-летний мальчик – Луи Брайль. В возрасте трёх лет он поранился в мастерской отца шорным ножом (подобие шила); из-за чего началось воспаление глаз и мальчик потерял зрение.

Луи счёл азбуку Барбье очень перспективной и внёс ряд предложений по её модификации - в частности, предложил сократить матрицу Барбье размером 6 × 6 рядов до 6 точек в 2 ряда, чтобы легче осязать запись. Но Барбье отнёсся неприязненно к идее мальчика и отклонил его предложения.

Через 3 года Луи Брайль разработал собственный рельефно-точечный шрифт, который впоследствии и получил огромное распространение в мире.

По всей видимости Луи Брайль был христианином. В декабре 1851 года его состояние здоровья значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. Перед смертью он сказал своим друзьям –

«Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды».

Как устроен сам шрифт

Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.

Для читающего точки нумеруются по столбцам, слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем левом углу - точка 6.

Позднее были добавлены ещё две точки: точка 7 под точкой 3 и точка 8 под точкой 6. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.

Используя традиционный (шеститочечный) шрифт Брайля, можно записать 64 различных символа: 63 информативных и один пробел. В расширенном (восьмиточечном) шрифте Брайля -256 символов: 255 информативных и один пробел.

Высота выпуклой точки составляет 0,5 мм, этого достаточно для распознавания точки на ощупь. Диаметр точки - 1,2 мм. Расстояние между точками - 2,5 мм, расстояние между символами - 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.

Для обозначения строчных и прописных букв, перед нужными буквами ставятся специальные символы.

Для изменения начертания текста (жирный, полужирный, курсив), при записи верхнего и нижнего индекса, при записи математического корня, до и после текста ставятся специальные символы: один символ ставится в начале текста, другой - в конце.

Символы азбуки и примеры написания


Что нужно чтобы начать писать по Брайлю

Для письма по Брайлю используется специальная бумага – она более плотная, чем офисная . Форматы её бывают разные в разных странах – это зависит от сложившихся традиций типографского дела в той или иной стране. Традиционный для постсоветского пространства лист брайлевской книги имеет размер 23 на 31 см. Он включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака азбуки Брайля в каждой.

При записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности - прибор и грифель .

Фото прибора и грифеля







Начать обучение письму по Брайлю, конечно же лучше с преподавателем. Особенно, если преподаватель сам незрячий, постоянно пользуется этим шрифтом и может легко и доступно объяснить, показать - передать свой опыт другим.

Слепота - это состояние, возникающее при полной потере зрения на два глаза. Человек перестает ощущать свет и что-либо видеть. К подобному состоянию может привести потеря способности ориентироваться в окружающей обстановке (бытовая слепота) и невозможность делать свою работу с помощью разных (профессиональная).

Причины

Нарушение или потеря зрения могут быть вызваны разными факторами. Последствия внутриутробных заболеваний или пороков развития плода приводят к возникновению врожденной слепоты. Потерей зрения страдают дети не старше десяти лет и взрослые люди, достигшие пятидесятилетнего возраста. Связано это с тем, что ребенок или уже имеет врожденную слепоту, или приобретает ее по причине заболеваний или травм глаз. Люди зрелого возраста слепнут из-за сосудистых болезней или появления глаукомы. В последнем случае операция по пересадке роговицы может способствовать возвращению зрения.

Трудоустройство инвалидов

Несмотря на физические ограничения, незрячие люди в России имеют возможность проявить себя в разных профессиях. Их трудоустройством занимается общество слепых, которое также проводит культурно-массовую и политико-просветительскую работу среди людей с ограниченными возможностями. Центры их правления находятся в Москве и других крупных городах. Специальные книги шрифтом Брайля и с плоским начертанием знаков дают слепым людям возможность научиться читать, писать, печатать.

Педагогический процесс

В России обязательным является обучение незрячих и слабовидящих детей. Школы принимают учеников со зрением от 0,05 до 0,2. Для обучения детей такой категории используются лупы и другие приемы, которые улучшают зрение. Кроме того, применяется шрифт с увеличенными буквами. Специализированные школы берут детей совершенно слепых и со зрением до 0,05. Обучение с применением разных методов и наглядных пособий акцентировано на слух и осязание. В библиотеках для незрячих есть аудио- и обычные издания, специальные таблички со шрифтом Брайля. В для невидящих (крупнейшем в нашей стране учреждении такого типа) содержатся специализированные пособия. Это, в частности, не только упомянутые выше издания, но и огромная коллекция рельефно-объемных моделей, которые позволяют людям с потерей зрения узнать виды разных объектов и ощутить их.

Использование компьютерных электронных устройств

Альтернативным вариантом на замену печатным изданиям являются аудиокниги. С их помощью можно слушать инсценировки (с паузами, по разделам) и спектакли на цифровом плеере. Свой вклад вносят и волонтеры, которые на специальных сайтах создают аудиокниги, свободные для прослушивания и распространения. Выпускаются и разрабатываются разные устройства, заменяющие зрение. Модель визуально-замещающих аппаратов (проект "Тактильное виденье") является новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала. Издания, в которых использован шрифт Брайля (русский), клавиатура и дисплей, помогают инвалидам работать с текстами, создавая и редактируя их. Специальная программа на основе генератора речи, с помощью которого считывается информация с экрана, также вносит большой вклад в полноценную жизнь незрячих людей.

Шрифт Брайля

Это специальная система обучения чтению и письму для незрячих. Разработана она была в 1824 году. Француз Луи Брайль (фр. Louis Braill), сын сапожника, в трехлетнем возрасте потерял зрение из-за воспаленного после ранения шилом глаза. В пятнадцать лет он создает метод начертания и чтения букв. Впоследствии его назвали по фамилии создателя.

Шрифт для слепых Брайля имел отличия от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. К созданию мальчика подтолкнул "ночной метод", разработанный капитаном артиллерии Шарлем Барбье (фр. Charles Barbier) для прочтения военных донесений в темное время суток. Недостатком системы Барбье являлся слишком большой размер знаков, ограничивающий количество их на странице. Используя печать шрифтом Брайля, слепые люди учатся писать и читать. Этот метод способствует развитию навыков грамматики, пунктуации, правописания. Кроме того, с помощью данного способа незрячие или слабовидящие могут познакомиться с графиками и сложными схемами.

Структура

Что такое шрифт Брайля? Как происходит начертание и чтение? Буквы в шрифте Брайля изображаются с помощью шести точек, делящихся ровно на два столбца. Текст читается справа налево, а на следующей странице он уже идет слева направо. Однако существует определенная сложность при восприятии этого шрифта. Она заключается в том, что текст читается на обратной странице по выпуклостям от проколотых с другой стороны отметок. Точки пронумерованы сверху вниз по столбикам и читаются сначала с правой, потом с левой стороны. Как это происходит? Верхний правый угол - нахождение точки 1. Под ней идет 2. Нижний правый угол занимает 3. Слева вверху - место положения 4, затем внизу - 5, а в левом нижнем углу - 6.

Некоторые тифлопедагоги предлагали поменять местами 1 и 3, но их предложение не было поддержано. Позже, расширяя шрифт Брайля (русский, в частности), добавили 7 под 3 и 8 под 6. Ячейка без прокола - это определенный символ. Существуют общепринятые нормы для размеров точек и расстояний между ними и столбцами. Минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, - 0,5 мм. 2,5 - это промежуток между проколами; 3,75 мм по горизонтали, 5 мм по вертикали - это расстояние между ячейками. Такая структура позволяет слепому легко и быстро овладеть навыками чтения, без труда распознавая знаки на ощупь.

Текстов по Брайлю имеют разные форматы. Но традиционным для России считается лист, включающий в себя двадцать пять строчек по тридцать и тридцать два символа в каждой при общем размере двадцать три на тридцать один сантиметр. Для людей с потерей зрения рельефно-точечный шрифт Брайля - единственный способ, с помощью которого можно научиться писать и читать. Обладая этими навыками, инвалиды не только становятся грамотными и независимыми, но и получают возможность трудоустроиться.

Каким образом используется система?

Шрифт Брайля включает 63 информативных символа и пробел (64-й). Расширенная система содержит 255 знаков. В ней, как и в обычной, также присутствует пробел. Так как общее число разных сочетаний точек ограничено, нередко применяются многоклеточные символы. Они состоят из нескольких знаков, которые по отдельности имеют свои функции. Также могут использоваться дополнительные символы (цифры, заглавные и прописные буквы алфавита). Каждому знаковому сочетанию свойственно несколько значений, число которых может превышать десяток.

Шрифт Брайля наносится на бумагу с помощью специальных письменных предметов - особым прибором и грифелем. По этой причине какие-либо изменения в конфигурации, выделении, размере, форме букв невозможны. Принято выделять символы с помощью специальных знаков. Они ставятся перед заглавными и малыми буквами. При наличии разных типов шрифтов эти знаки устанавливаются до и после выделяемых слов или частей предложения. Математический корень, верхний и нижний индекс символом выделяется с обеих сторон. Для создания текста или его части курсивным начертанием его помещают между специальными отметками - условными тегами. Здесь можно отметить некоторое сходство с системой html. В ней также применяются теги.

Грамматические особенности

Шрифт Брайля имеет характерные черты в плане своего построения. Они заключаются в изменении некоторых Поэтому незрячий человек, научившийся писать благодаря этой системе ("браилист"), станет допускать определенные ошибки при работе на обычном, не адаптированном для инвалидов компьютере. Шрифт Брайля отличается от обычного следующими показателями:

Прописная буква игнорируется;

После запятой и перед тире пробел не ставится;

Отсутствует промежуток, отделяющий знак номера и число;

Одно и то же обозначение применяется для схожих символов (тире и дефис - единственный знак препинания в системе).

Подобные грамматические недочеты являются нормой для письма Брайля. Незрячий человек будет их допускать, пока не пройдет специальное дополнительное обучение.

Значение системы

При помощи различных сочетаний точек в одной клетке брайлевское письмо воспроизводит алфавитные, цифровые, музыкальные символы. Обозначения этой системы применяются для написания иностранных слов и букв, компьютерных и математических символов, уравнений. Шрифт Брайля - эффективное средство, развивающее навыки грамматики, пунктуации, правописания для незрячих людей. Также это система просто и доступно описывает графики и схемы, которые устно описать очень сложно.

Пособие

Освоив шрифт Брайля, незрячий ребенок может начать знакомство и работу на компьютере со специальным дисплеем и на особом принтере. Текст читается указательным пальцем одной или обеих рук. Воспринимаемый на ощупь, он быстро понимается благодаря легкости и компактности знаков. Это пособие предназначено для того, чтобы научить зрячих людей брайлевской системе в домашних условиях. Это даст возможность построить общение с невидящими членами семьи, писать им записки или оставлять номер телефона. Важным является и то, что зрячие люди научатся читать то, что напишет для них тот, кто обучался по системе Брайля. Появится возможность общения без посредничества других. Данным руководством успешно могут пользоваться учителя школ и реабилитологи.

Способ начертания

Как было выше сказано, Брайль придумал способ тактильного чтения для незрячих и слабовидящих людей. Этот принцип получения информации строится на совокупности шести отметок (ячейка). Они расположены в два ряда по три знака. Точки, находящиеся в разном порядке внутри ячейки, образуют смысловые единицы. Знаки следуют в определенном порядке: слева 1, 2, 3 сверху вниз, и правый столбик так же - 4, 5, 6.

Так, собственно, формируется шрифт Брайля. Как научиться этому методу?

Технология

Брайлевский прибор и грифель, печатная машинка - это те приборы, которые применяются для изложения письма для слепых. Лист бумаги, вложенный между двумя металлическими или пластмассовыми пластинами приспособления, зажимается ими. Верхняя часть имеет ряды прямоугольных окон, а нижняя - соответствующее каждому окну углубление. Ячейка пластинки аналогична брайлевской ячейке. Знак образуется благодаря давлению грифеля на бумагу. Углубления в нижней пластине при сдавливании выдают определенные символы. Записи печатаются справа налево, потому что текст для воспроизведения будет на другой стороне листа. Столбик с цифрами 1, 2, 3 располагается с правой стороны, а 4, 5, 6 - с левой. Брайлевская печатная машинка состоит из шести клавиш. Они соответствуют 6-ти точкам в ячейке. Кроме того, в печатной машинке присутствует ручка вала для перевода строки, а также "возврат назад" и "пробел". На клавиши, с помощью которых формируется знак, нажимают одновременно. Таким образом, каждое надавливание соответствует букве.

От "пробела" по правой и левой стороне расположены по три клавиши. Рассмотрим, как осуществляются нажатия. Указательным пальцем левой руки следует надавить на клавишу рядом с "пробелом". Она представляет собой точку 1. Нажимать нужно на клавишу слева. Средним пальцем этой же руки осуществляют начертание точки 2. Для этого нужно нажать на центральную клавишу. Она следует после той, которая соответствует точке 1. Безымянным нажимают на последнюю клавишу. Она соответствует точке 3. Пальцы правой руки нажимают на клавиши с противоположной стороны. Первая, находящаяся непосредственно рядом с "пробелом", соответствует точке 4. На нее нажимают указательным пальцем. Следующая - соответствует точке 5. На нее следует нажимать средним пальцем. Последняя клавиша соответствует точке 6. Нажимают на нее безымянным пальцем. Таким образом, при начертании задействованы обе руки. "Пробел" ставится большим пальцем. Напечатанный на машинке текст можно читать, не переворачивая лист бумаги.

Заключение

Освоение системы Брайля потребует приложения некоторых усилий. Отметка, по невнимательности поставленная не в том месте, может изменить цифры в номере телефона, например. Но силы, затраченные на изучение шрифта для слепых, не будут потрачены впустую. Главное - поставить перед собой цель и стремиться к получению высоких результатов.

Мастер-класс по теме: Как изучить шрифт Брайля История открытия

Шрифт Брайля – это система письма, которая позволяет незрячим и слабовидящим людям читать и писать путем прикосновений.

Шрифт был изобретен Луи Брайлем (1809-1852), который сам потерял зрение и стал учителем незрячих людей. Он состоит из рельефных точек, расположенных в ячейках, – всего до шести точек, которые размещаются в два столбца, по три точки в каждом. Каждая ячейка представляет собой букву, цифру или знак препинания. Для некоторых часто используемых слов или буквосочетаний есть свои собственные обозначения.

Шрифт был изобретен Луи Брайлем в возрасте 15 лет, в 1824 году.

Предшественники шрифта Л.Брайля:

    рельефно-линейный шрифт - создатель -Валентин Гаюи

Луи учел такой недостаток «ночного шрифта», как большие размеры знаков, ограничивающий количество знаков на страницу.

Преимущества рельефно-точечного шрифта

    Небольшие размеры знаков и удачное соотношение ширины и высоты (3/5), дают возможность полностью помещать знак под пальцем и обеспечивают целостное и одномоментное восприятие.

    Небольшое количество точек в знаке, достаточные размеры для их тактильного восприятия создают благоприятные условия для различения букв.

    Восприятие точечного состава каждого знака способствует возникновению в кожном рецепторе достаточно сильных раздражений и формированию тактильного восприятия буквы в целом.

Описание системы («Ключ Брайля»)

    Ключ Брайля - это общепринятый порядок знаков системы Брайля

    В основу системы Брайль положил шеститочие .

Это набор из шести выпуклых точек, расположенных в два вертикальных ряда, по три точки в каждом.

    Число возможных комбинаций точек в шеститочии равняется 64 .

    Одно шеститочие соответствует одному знаку.

    Шеститочия располагаются в ряд, образуя строку, расстояние между крайними точками двух соседних шеститочий - ок. 4 мм.

    Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам.

    Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке - сначала по правому столбцу, затем по левому:

    точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем правом углу - точка 3

    в левом верхнем углу находится точка 4, под ней - точка 5, в левом нижнем - точка 6.

    Важной особенностью системы является «зеркальность» процессов чтения и письма.

    Чтобы получить рельефные точки на листе бумаги, наносить их нужно с обратной стороны листа .

    Чтобы прочесть последовательность знаков слева направо, следует писать справа налево (одни и те же знаки при письме и при чтении будут зеркальным отображением друг друга).

Чем и как пишут по Брайлю?

    Для письма по системе Брайля используют:

    специальный прибор, который содержит пластину с углублениями;

    «грифель» - острый металлический стержень;

    особую плотную бумагу.

    Прибор для письма по брайлю состоит из металлических пластин. Одна пластина - нижняя - сплошная, другая - верхняя - имеет множество прямоугольных отверстий, вырезанных рядами. Сложенный прибор называют «закрытым». «Открыть прибор» означает отвести верхнюю пластину (ее называют «крышкой»).

    На верхнем и нижнем краях крышки находится по два коротких острых штыря, а в нижний пластине в соответствующих местах четыре углубления. Лист бумаги, вложенный в открытый прибор, накрывается крышкой, штыри прокалывают лист и фиксируют его в приборе неподвижно

Грифели для письма

    Грифель представляет собой остро заточенный металлический стержень с рукояткой. Сейчас рукоятки делаются из пластмассы, раньше - из чугуна.

    Грифель обхватывается большим и средним пальцами, в углубление сверху грифеля («седло») помещается указательный палец.

    Сгибая кистевой сустав, пишущий делает острием грифеля углубления в листе бумаги. Грифели делаются разных размеров, например, детские.

Бумага для письма

    Используется только специально изготовленная очень плотная бумага.

    Для письма в обычном приборе широкий лист складывается вдвое, пишут сначала на одной, затем на другой половине листа.

    В настоящее время пользуются преимущественно уже готовыми тетрадями и блокнотами в бумажных или пластиковых обложках.

Печатные издания

    Брайлевская книга содержит обычно от 120 до 200 страниц. Эти книги имеют внушительные размеры;

    текст одной плоскопечатной книги не вмещается в одну «брайлевскую», иногда для этого требуется 20 рельефных книг и даже больше!

    В начале текст набирается (чаще сканируется) на компьютере. Затем рельефные страницы выбиваются на листе металла. Эти листы и используют как матрицу, выдавливая страницы на бумаге.

Тренажеры для обучения:

    "Брайлевская колодка "

Предназначена для обучения системе Брайля. С помощью штифтов «грибочков» на планке можно производить набор цифр, букв и слов. Планка выполнена из дерева, штифты из пластмассы.

    Игровые тренажеры для обучения

Методика запоминания – «параллельное чтение»

Зачем учить азбуку Брайля?

Для нормального формирования психики ребенка письменная речь имеет немаловажное значение.

Дети, потерявшие зрение в раннем возрасте или родившиеся незрячими, по достижении школьного возраста попадают в специализированные школы для слепых, где их обучают писать и читать именно с использованием шрифта Брайля.

Родители таких детей могут помочь ребенку научиться читать раньше, если сами изучат данный способ письма. Однако зрячим людям, так же как и поздно ослепшим, изучение азбуки, как правило, дается тяжело, так как обычное письмо требует плавности движений, а шрифтом Брайля пишут с большей резкостью.

Луи Брайль создал систему, которая позволяет незрячему человеку получить образование и справляться со многими задачами самостоятельно, и тем самым внес серьезный вклад в развитие тифлопсихологии (раздел психологии, изучающий развитие слепых и слабовидящих людей).



Азбука Брайля – это уникальная система чтения, созданная для слепых людей и тех, кто имеет серьезные проблемы со зрением. Суть шрифта заключается в том, что пациент распознает буквы и символы с помощью тактильных ощущений. Каждый знак представляет собой комбинацию точек, расположенных на гладкой поверхности. Данная методика позволяет слепым и слабовидящим людям работать и общаться с друзьями.

В начале девятнадцатого века во Франции изобрели уникальный шрифт для военных. Его основное предназначение заключалось в передачи важных сведений солдатам в условиях кромешной темноты, неспроста изначально он получил название «ночное письмо». С помощью шрифта можно было прочесть послание без использования освещения, чтобы не привлекать лишний раз внимание врагов и не выдать свое местонахождение.

Изобретение представляло собой гладкую дощечку, на которую нанесены выпуклые точки. На двенадцать бугорков приходилось тридцать шесть звуков. Однако методика не прижилась, поскольку военные посчитали это слишком сложной системой.

Основателя «ночного письма» неудача не подкосила, в 1821 году он отнес свое изобретение в Королевский институт для слепых. Новацией заинтересовался Луи Брайль, но он заметил ряд минусов в шифровке. Первый и самый весомый недостаток – это невозможность что-то написать с помощью инновационной азбуки, поскольку она включает в себя только звуки.

Брайль принял решение усовершенствовать методику, объединил по шесть точек для обозначения каждого буквы из французского алфавита. В России первым изданием, созданным по уникальной системе Брайля, стала детская книжка. Она была выпущена в 1885 году.

Усовершенствованная азбука приобрела три уровня сложности, в зависимости от навыков незрячего или слабовидящего человека:

  • Для начинающих. В состав азбуки входят все звуки и знаки препинания;
  • Самый популярный вариант – это алфавит, где встречаются сокращения для экономии пространства на дощечке;
  • Реже всего можно встретить системы, в которой слова сокращены до нескольких букв или даже одного символа.

Как устроен шрифт

Общемировой алфавит для слепых представляет собой дощечку, на которой вертикально расположено шесть выпуклых точек в два ряда. Читать нужно справа налево на первом листе, на втором направление меняется. Главный недостаток алфавита, который вызывает сложности у многих начинающих – это нумерация выпуклостей, которая идет сверху вниз. Читать необходимо сначала точки в правом столбце, затем в левом. Этот принцип существенно усложняет процесс чтения на обратной стороне таблички.

Помимо уникального порядка расположения выпуклостей, предполагается использование определенных параметров для точек и конкретная дистанция между ними.

Соблюдение этих норм позволяет облегчить знакомство с алфавитом и ускоряет процесс его освоения.

Особенности грамматики

Орфографическое написание по Брайлю имеет уникальные особенности шрифта, которые нарушают общепринятые грамматические правила. К ним относят:

  • Прописные символы не учитываются;
  • Нет пробела после запятой и перед тире;
  • Короткая (тире) и длинная (дефис) черточки обозначаются идентично.

Если слабовидящему или слепому человеку придется работать с компьютером и набирать на нем текст, то свести к минимуму ошибки потребуется пройти специальные подготовительные курсы.

Латинские буквы и цифры

Кириллица

Преимущества и недостатки

Как и любая методика система Брайля имеет свои плюсы и минусы. К первым можно отнести следующие моменты:

  • Легкость и простота в освоении и использовании;
  • Возможность для слепого человека получить хорошее образование;
  • Шанс поддерживать связь с друзьями и родственники на расстоянии;
  • Благодаря возможности получать все необходимые данные, у незрячего пациента существенно повышается уровень самооценки;
  • Простота создания текстового сообщения;
  • Слепой человек получает шанс устроиться на хорошую работу;
  • Возможность заниматься общественным и полезным трудом.

Из минусов пользователи отмечают такие качества, как:

  • Низкая скорость чтения;
  • Большой объем письменного материала.